Президентские выплаты медикам
Подборка наиболее важных документов по запросу Президентские выплаты медикам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2024 N 88-9814/2024 (УИД 47RS0003-01-2021-001021-50)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не был соблюден алгоритм оказания медицинской помощи пациенту.
Решение: Удовлетворено в части.Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований для признания ФИО81 медицинским работником, непосредственно работавшим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, и с пациентами с подозрениями на эту инфекцию, инфицированным COVID-19, при исполнении трудовых обязанностей, повлекшим неблагоприятные последствия для его жизни и здоровья (в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2020 г.), а Д.В.О. - имеющей право на получение единовременной страховой выплаты в связи с гибелью медицинского работник (в соответствии с Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. N 313).
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не был соблюден алгоритм оказания медицинской помощи пациенту.
Решение: Удовлетворено в части.Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований для признания ФИО81 медицинским работником, непосредственно работавшим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, и с пациентами с подозрениями на эту инфекцию, инфицированным COVID-19, при исполнении трудовых обязанностей, повлекшим неблагоприятные последствия для его жизни и здоровья (в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2020 г.), а Д.В.О. - имеющей право на получение единовременной страховой выплаты в связи с гибелью медицинского работник (в соответствии с Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. N 313).
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2024 N 8Г-21663/2024[88-21089/2024] (УИД 33RS0002-01-2022-005851-44)
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: 1) О признании права на получение единовременной страховой выплаты; 2) О признании случая страховым, отмене заключения по страховому случаю; 3) О компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что при расследовании факта смерти ее супруга установлено, что, работая на скорой, он имел контакт с пациентами, у которых подтвержден диагноз новой коронавирусной инфекции, супруг мог заразиться COVID-19, ответчик не направил результат расследования произошедшего несчастного случая в орган ФСС РФ.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Исходя из системного анализа перечисленных нормативных актов, судами сделан правильный вывод, что дополнительные гарантии, предоставленные отдельным категориям медицинских работников на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в виде единовременной выплаты страхового возмещения в связи со смертью медицинского работника, производятся при условии осуществления медицинским работником трудовой деятельности непосредственно в контакте с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо, с пациентами с подозрением на эту инфекцию, а также при условии инфицирования медицинского работника новой коронавирусной инфекцией при осуществлении трудовой деятельности.
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: 1) О признании права на получение единовременной страховой выплаты; 2) О признании случая страховым, отмене заключения по страховому случаю; 3) О компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица указала, что при расследовании факта смерти ее супруга установлено, что, работая на скорой, он имел контакт с пациентами, у которых подтвержден диагноз новой коронавирусной инфекции, супруг мог заразиться COVID-19, ответчик не направил результат расследования произошедшего несчастного случая в орган ФСС РФ.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Исходя из системного анализа перечисленных нормативных актов, судами сделан правильный вывод, что дополнительные гарантии, предоставленные отдельным категориям медицинских работников на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в виде единовременной выплаты страхового возмещения в связи со смертью медицинского работника, производятся при условии осуществления медицинским работником трудовой деятельности непосредственно в контакте с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо, с пациентами с подозрением на эту инфекцию, а также при условии инфицирования медицинского работника новой коронавирусной инфекцией при осуществлении трудовой деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Правительство увеличило размеры специальной социальной выплаты для медицинских работников
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)По поручению Президента в России повышены размеры ежемесячных социальных выплат для медицинских работников, которые трудятся в сельской местности, районных центрах и малых городах. Постановление, меняющее порядок расчета таких выплат, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)По поручению Президента в России повышены размеры ежемесячных социальных выплат для медицинских работников, которые трудятся в сельской местности, районных центрах и малых городах. Постановление, меняющее порядок расчета таких выплат, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Необходимость выполнять требования к повышению оплаты труда медицинских работников согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" вызвала сложности практического характера и судебные прецеденты, поскольку была установлена поэтапность обязательного повышения оплаты труда медицинских работников, но финансирование такого повышения фактически не изменилось.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Необходимость выполнять требования к повышению оплаты труда медицинских работников согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" вызвала сложности практического характера и судебные прецеденты, поскольку была установлена поэтапность обязательного повышения оплаты труда медицинских работников, но финансирование такого повышения фактически не изменилось.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
(разработаны Минфином России)- необходимость выполнения установленных Указами Президента Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;
Статья: Справедливый расчет среднего заработка как гарантия реализации конституционного принципа уважения человека труда
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Однако наряду с этим есть и другие недостатки. Так, в отсутствие единого понимания того, что такое "средний заработок", логичным кажется вопрос о порядке расчета, используемом для определения средней заработной платы для целей повышения размеров оплаты труда работников бюджетных сфер образования, здравоохранения, науки и культуры в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <6>. Так, до настоящего времени сохраняется подход Росстата, в соответствии с которым при сборе сведений о фонде начисленной заработной платы в отношении указанных категорий работников учитывается оплата стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам жилых помещений и коммунальных услуг и суммы возмещения расходов работников по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (см. п. 17 приложений N 1, 2, 3, 4 к Приказу Росстата от 12 сентября 2024 г. N 409 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности").
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Однако наряду с этим есть и другие недостатки. Так, в отсутствие единого понимания того, что такое "средний заработок", логичным кажется вопрос о порядке расчета, используемом для определения средней заработной платы для целей повышения размеров оплаты труда работников бюджетных сфер образования, здравоохранения, науки и культуры в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <6>. Так, до настоящего времени сохраняется подход Росстата, в соответствии с которым при сборе сведений о фонде начисленной заработной платы в отношении указанных категорий работников учитывается оплата стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам жилых помещений и коммунальных услуг и суммы возмещения расходов работников по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (см. п. 17 приложений N 1, 2, 3, 4 к Приказу Росстата от 12 сентября 2024 г. N 409 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности").
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Сегодня также рассмотрим параметры бюджетов внебюджетных государственных фондов, за счет которых будут выполнены все социальные обязательства перед гражданами. Обеспечим финансирование медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, которую оказывают федеральные организации здравоохранения, а также продолжим специальные выплаты медицинским работникам.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Сегодня также рассмотрим параметры бюджетов внебюджетных государственных фондов, за счет которых будут выполнены все социальные обязательства перед гражданами. Обеспечим финансирование медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, которую оказывают федеральные организации здравоохранения, а также продолжим специальные выплаты медицинским работникам.
Вопрос: Что понимается под планом мероприятий ("дорожной картой")?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, например, согласно п. 5 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р, результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Ожидаемыми результатами Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р, в сфере дошкольного образования являются:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, например, согласно п. 5 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р, результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Ожидаемыми результатами Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р, в сфере дошкольного образования являются:
Статья: Принципы правового регулирования государственной модели национального здравоохранения
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Принцип обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения - важнейший принцип, характеризующий государственную модель здравоохранения. Несмотря на наличие и в настоящее время норм, ориентирующих отрасль на оказание медицинской помощи на безвозмездных для граждан началах, практика рыночно ориентированной отрасли свидетельствует об обратном. И тип большинства государственных учреждений здравоохранения (автономные и бюджетные), и формирование фонда оплаты труда медицинских работников, и другие организационные и финансовые особенности функционирования отрасли ориентируют управленцев и врачей на активное "навязывание" платных медицинских услуг населению. В Указе Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" указана доля платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг в 20%, а замещение бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинскими услугами, предоставляемыми на платной основе, названо в качестве угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. Согласно предлагаемому принципу медицинская помощь гражданам в государственных организациях здравоохранения оказывается бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, иными программами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Законом, иными федеральными законами.
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Принцип обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения - важнейший принцип, характеризующий государственную модель здравоохранения. Несмотря на наличие и в настоящее время норм, ориентирующих отрасль на оказание медицинской помощи на безвозмездных для граждан началах, практика рыночно ориентированной отрасли свидетельствует об обратном. И тип большинства государственных учреждений здравоохранения (автономные и бюджетные), и формирование фонда оплаты труда медицинских работников, и другие организационные и финансовые особенности функционирования отрасли ориентируют управленцев и врачей на активное "навязывание" платных медицинских услуг населению. В Указе Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" указана доля платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг в 20%, а замещение бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинскими услугами, предоставляемыми на платной основе, названо в качестве угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. Согласно предлагаемому принципу медицинская помощь гражданам в государственных организациях здравоохранения оказывается бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, иными программами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Законом, иными федеральными законами.
Статья: Вопросы правового регулирования оплаты труда в организациях здравоохранения
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)"Локальные недочеты" озвучил Президент России В.В. Путин на пресс-конференции 19 декабря 2019 г. и призвал избавиться от несправедливой разницы в оплате труда рядовых и главных врачей, а еще повысить базовую ставку постоянного оклада <4>. То есть глава государства фактически признал, что результат бюджетной реформы оказался провальным. Кроме того, по его словам, нужно также ввести единый подход к стимулирующим выплатам медицинских работников.
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)"Локальные недочеты" озвучил Президент России В.В. Путин на пресс-конференции 19 декабря 2019 г. и призвал избавиться от несправедливой разницы в оплате труда рядовых и главных врачей, а еще повысить базовую ставку постоянного оклада <4>. То есть глава государства фактически признал, что результат бюджетной реформы оказался провальным. Кроме того, по его словам, нужно также ввести единый подход к стимулирующим выплатам медицинских работников.
Статья: Особенности трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)К примеру, из-за дефицита медицинских масок в аптеках стало популярно заниматься их шитьем дома. В соответствии со ст. 311 ТК РФ надомная форма занятости не должна быть противопоказана работнику по состоянию его здоровья, а условия ее выполнения должны отвечать требованиям охраны труда. Нельзя не отметить и тех граждан, которые продолжали свою деятельность на протяжении всего карантина. В соответствии с Указом Президента от 25 марта 2020 г. N 206 это те сферы деятельности, которые снабжают население товарами первой необходимости, обеспечивают комфортные условия проживания граждан, охраняют и защищают нашу жизнь и здоровье: предприятия водо- и теплоснабжения, энергетики; граждане, чья трудовая деятельность связана с медициной, аптеками, социальным обслуживанием; организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения; продуктовые и хозяйственные магазины и другие. Особый акцент был сделан на оплату труда медицинских работников, которые помогают бороться с пандемией и ее последствиями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1762.
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)К примеру, из-за дефицита медицинских масок в аптеках стало популярно заниматься их шитьем дома. В соответствии со ст. 311 ТК РФ надомная форма занятости не должна быть противопоказана работнику по состоянию его здоровья, а условия ее выполнения должны отвечать требованиям охраны труда. Нельзя не отметить и тех граждан, которые продолжали свою деятельность на протяжении всего карантина. В соответствии с Указом Президента от 25 марта 2020 г. N 206 это те сферы деятельности, которые снабжают население товарами первой необходимости, обеспечивают комфортные условия проживания граждан, охраняют и защищают нашу жизнь и здоровье: предприятия водо- и теплоснабжения, энергетики; граждане, чья трудовая деятельность связана с медициной, аптеками, социальным обслуживанием; организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения; продуктовые и хозяйственные магазины и другие. Особый акцент был сделан на оплату труда медицинских работников, которые помогают бороться с пандемией и ее последствиями в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1762.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Кроме того, с этой же даты признан утратившим силу Указ Президента РФ от 06.05.2020 N 313, согласно которому осуществлялись единовременные страховые выплаты отдельным категориям медицинских работников (см. Указ Президента РФ от 15.07.2022 N 464).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Кроме того, с этой же даты признан утратившим силу Указ Президента РФ от 06.05.2020 N 313, согласно которому осуществлялись единовременные страховые выплаты отдельным категориям медицинских работников (см. Указ Президента РФ от 15.07.2022 N 464).
Статья: Рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2023 год
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)1. Не допускать в 2023 году снижения установленных Указом Президента РФ N 597 показателей оплаты труда медицинских работников.
(Мухин С.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)1. Не допускать в 2023 году снижения установленных Указом Президента РФ N 597 показателей оплаты труда медицинских работников.
Статья: Эффективность оптимизации здравоохранения: правовые аспекты
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Но новые "девятые валы" нормотворчества не соответствуют принципам о справедливых условиях труда и его оплаты применительно к работникам здравоохранения. Сомнительная эффективность современной оптимизации медицинских учреждений многократно отмечена в публикациях <9>. Десять лет ее внедрения привели к сокращению финансирования и экономии на здоровье и жизни граждан. Причем каких-либо внятных объяснений по поводу этих двух взаимоисключающих мероприятий, проводимых почти одновременно, не последовало. С одной стороны - Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 (ред. от 01.07.2014)) <10>, с другой - разрушение проверенной и устойчивой системы советского здравоохранения, признанной мировым сообществом. Невозможно, казалось бы, одновременно планировать повышение качества жизни и увеличение периода дожития к 2025 г. до 75 лет и внедрение в медицине либерально-рыночных реформ.
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Но новые "девятые валы" нормотворчества не соответствуют принципам о справедливых условиях труда и его оплаты применительно к работникам здравоохранения. Сомнительная эффективность современной оптимизации медицинских учреждений многократно отмечена в публикациях <9>. Десять лет ее внедрения привели к сокращению финансирования и экономии на здоровье и жизни граждан. Причем каких-либо внятных объяснений по поводу этих двух взаимоисключающих мероприятий, проводимых почти одновременно, не последовало. С одной стороны - Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 (ред. от 01.07.2014)) <10>, с другой - разрушение проверенной и устойчивой системы советского здравоохранения, признанной мировым сообществом. Невозможно, казалось бы, одновременно планировать повышение качества жизни и увеличение периода дожития к 2025 г. до 75 лет и внедрение в медицине либерально-рыночных реформ.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)н) оплату труда медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", осуществлять за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)н) оплату труда медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", осуществлять за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования;