Превышение и злоупотребление
Подборка наиболее важных документов по запросу Превышение и злоупотребление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.2.2.1. Отчуждение имущества, необходимого продавцу для выполнения уставных задач, и его расходы на аренду этого имущества, многократно превышающие продажную стоимость, свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны покупателя (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ"Деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, относится к преступлениям с материальным составом, а потому для привлечения к уголовной ответственности необходимо установление причинно-следственной связи между действиями лица и наступившими общественно опасными последствиями. Такие действия должны быть виновными (применительно к тяжким последствиям по смыслу закона, разъясненному в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", необходимыми и достаточными для наступления указанных в диспозиции нормы последствий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью6.4. Признается ли недействительной сделка, если она совершена директором ООО с превышением уставных полномочий и допущено злоупотребление правом
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"22. Обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 5 - 8 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"22. Обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 5 - 8 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)§ 4.4. Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)§ 4.4. Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285
Статья: Ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Более строгая уголовная ответственность наступает в случае, если данные преступные деяния повлекли за собой тяжкие последствия. Отметим, что в УК РФ перечень тяжких последствий, возникших вследствие правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 145.1 УК РФ, отсутствует. Поэтому суд будет определять тяжесть наступивших последствий в каждом конкретном случае. В качестве примера обратимся к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". В нем раскрывается понятие "тяжкие последствия" как квалифицирующий признак преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", подп. "б" ч. 2 ст. 285.4 "Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа" и п. "в" ч. 3 ст. 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ. Среди прочего суд к тяжким последствиям причисляет:
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)Более строгая уголовная ответственность наступает в случае, если данные преступные деяния повлекли за собой тяжкие последствия. Отметим, что в УК РФ перечень тяжких последствий, возникших вследствие правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 145.1 УК РФ, отсутствует. Поэтому суд будет определять тяжесть наступивших последствий в каждом конкретном случае. В качестве примера обратимся к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". В нем раскрывается понятие "тяжкие последствия" как квалифицирующий признак преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", подп. "б" ч. 2 ст. 285.4 "Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа" и п. "в" ч. 3 ст. 286 "Превышение должностных полномочий" УК РФ. Среди прочего суд к тяжким последствиям причисляет:
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Уставный капитал акционерного общества5.1. Является ли злоупотреблением правом оспаривание сделки обществом при неоплате уставного капитала более трех лет
Статья: Влияние нового минимального корпоративного налога на деофшоризацию мировой экономики
(Тригуб Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Более того, согласно отчету, который опубликовала организация Tax Justice Network в ноябре 2020 г., общемировые потери налогов из-за налоговых злоупотреблений составляют более 427 млрд долл. США в год. При этом 245 млрд долл. США от всего объема потерь приходятся на многонациональные компании (МНК), которые переводят прибыль в налоговые убежища в целях минимизации налогового бремени. Остальные 182 млрд долл. США - это недополученные из-за физических лиц налоги, которые формируются в силу сокрытия ими своих незадекларированных активов и доходов в офшорных юрисдикциях <2>.
(Тригуб Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Более того, согласно отчету, который опубликовала организация Tax Justice Network в ноябре 2020 г., общемировые потери налогов из-за налоговых злоупотреблений составляют более 427 млрд долл. США в год. При этом 245 млрд долл. США от всего объема потерь приходятся на многонациональные компании (МНК), которые переводят прибыль в налоговые убежища в целях минимизации налогового бремени. Остальные 182 млрд долл. США - это недополученные из-за физических лиц налоги, которые формируются в силу сокрытия ими своих незадекларированных активов и доходов в офшорных юрисдикциях <2>.
Статья: Свой среди чужих: анализ Обзора ВС РФ по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве
(Савченко Д., Данилов Д.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 4)6. В то же время ВС РФ ограничительно толкует перечень требований, которые могут предъявлять кредиторы к кандидатуре арбитражного управляющего в соответствии с п. 3 ст. 20.2 Закона о банкротстве (п. 3), но распространяет данное положение на процедуры банкротства граждан (п. 4). Кажется чрезмерным ограничивать собрание кредиторов в установлении дополнительных требований к управляющим, если в их действиях нет злоупотребления. Тем более что требования кредиторов, которые указаны в п. 3 (проживание в определенной местности, стаж работы управляющим, проведение процедур по должникам со схожим экономическим видом деятельности), незначительно отличаются от перечня в п. 3 ст. 20.2 Закона о банкротстве.
(Савченко Д., Данилов Д.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 4)6. В то же время ВС РФ ограничительно толкует перечень требований, которые могут предъявлять кредиторы к кандидатуре арбитражного управляющего в соответствии с п. 3 ст. 20.2 Закона о банкротстве (п. 3), но распространяет данное положение на процедуры банкротства граждан (п. 4). Кажется чрезмерным ограничивать собрание кредиторов в установлении дополнительных требований к управляющим, если в их действиях нет злоупотребления. Тем более что требования кредиторов, которые указаны в п. 3 (проживание в определенной местности, стаж работы управляющим, проведение процедур по должникам со схожим экономическим видом деятельности), незначительно отличаются от перечня в п. 3 ст. 20.2 Закона о банкротстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)То есть конкретные обязанности по соответствующим должностям в органах принудительного исполнения определяются должностными инструкциями, которые устанавливают четкие границы полномочий, выход за которые законодательство квалифицирует как превышение служебных обязанностей или злоупотребление ими.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)То есть конкретные обязанности по соответствующим должностям в органах принудительного исполнения определяются должностными инструкциями, которые устанавливают четкие границы полномочий, выход за которые законодательство квалифицирует как превышение служебных обязанностей или злоупотребление ими.
Статья: Квалификация должностных преступлений, совершаемых при осуществлении публичных закупок
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2025, N 1)Анализ указанных случаев закономерно порождает два вопроса: во-первых, может ли незаконное распоряжение о подписании фиктивных документов о приемке, отданное члену приемочной комиссии, рассматриваться в качестве самостоятельного преступления - превышения (злоупотребления) должностными полномочиями, и, во-вторых, каким образом оценивать действия председателя приемочной комиссии, склонившего других членов комиссии к подписанию фиктивных документов приемки и одновременно утвердившего указанные документы.
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2025, N 1)Анализ указанных случаев закономерно порождает два вопроса: во-первых, может ли незаконное распоряжение о подписании фиктивных документов о приемке, отданное члену приемочной комиссии, рассматриваться в качестве самостоятельного преступления - превышения (злоупотребления) должностными полномочиями, и, во-вторых, каким образом оценивать действия председателя приемочной комиссии, склонившего других членов комиссии к подписанию фиктивных документов приемки и одновременно утвердившего указанные документы.
Статья: Проблемы государственного управления здравоохранением в Забайкальском крае
(Серова А.С., Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Поэтому часть предложений по выстраиванию такого взаимодействия в Забайкальском крае пресекается действующими надзорными и контролирующими федеральными территориальными органами, которые воспринимают определенные предложения с позиции превышения (злоупотребления) должностных полномочий руководителями органов исполнительной власти Забайкальского края в социальной и экономической сферах.
(Серова А.С., Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Поэтому часть предложений по выстраиванию такого взаимодействия в Забайкальском крае пресекается действующими надзорными и контролирующими федеральными территориальными органами, которые воспринимают определенные предложения с позиции превышения (злоупотребления) должностных полномочий руководителями органов исполнительной власти Забайкальского края в социальной и экономической сферах.