Претензия при приобретении товара ненадлежащего качества
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия при приобретении товара ненадлежащего качества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 503 "Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества" ГК РФ"Признавая не состоятельными доводы истца со ссылкой на ст. 503 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о возврате приобретенного товара ненадлежащего качества, суд апелляционной инстанции указал, что не предусмотрено право покупателя на односторонний отказ от исполнения договора купли-продажи при отсутствии претензий к качеству, комплектности, ассортименту товара, то есть при отсутствии неправомерных действий со стороны продавца."
Перспективы и риски арбитражного спора: Поставка товара: Покупатель хочет взыскать с Поставщика убытки, причиненные поставкой некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.2018 N Ф01-531/2018 по делу N А82-15067/2016 (убытки, связанные с претензиями третьих лиц, приобретением товара у другого поставщика, транспортировкой)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.2018 N Ф01-531/2018 по делу N А82-15067/2016 (убытки, связанные с претензиями третьих лиц, приобретением товара у другого поставщика, транспортировкой)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Так, если потребитель предъявил продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества, об отказе от товара и о возврате уплаченной за товар суммы, а продавец вернул деньги с просрочкой (ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"), то потребитель может обратиться в суд с иском о взыскании с продавца неустойки за несвоевременный возврат денег (п. 1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). В этом случае, помимо требования о взыскании неустойки, можно заявить, например, требования о компенсации морального вреда, возмещении убытков и взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу N 33-13224/2017).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Так, если потребитель предъявил продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества, об отказе от товара и о возврате уплаченной за товар суммы, а продавец вернул деньги с просрочкой (ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"), то потребитель может обратиться в суд с иском о взыскании с продавца неустойки за несвоевременный возврат денег (п. 1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). В этом случае, помимо требования о взыскании неустойки, можно заявить, например, требования о компенсации морального вреда, возмещении убытков и взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу N 33-13224/2017).
Готовое решение: Что делать покупателю при обнаружении скрытых недостатков в товаре
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте претензию по общим правилам составления претензий при некачественном товаре. Порядок ее предъявления одинаковый как для купли-продажи, так и для поставки.
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте претензию по общим правилам составления претензий при некачественном товаре. Порядок ее предъявления одинаковый как для купли-продажи, так и для поставки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)6. Обязанность по доставке крупногабаритного товара ненадлежащего качества к месту проведения его проверки возложена законом на продавца (изготовителя, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)6. Обязанность по доставке крупногабаритного товара ненадлежащего качества к месту проведения его проверки возложена законом на продавца (изготовителя, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Между тем суд не учел, что истец, передав 5 октября 2021 г. автомобиль на ремонт, уже на следующий день направила ответчику претензию с отказом от исполнения договора купли-продажи и требованием о возврате уплаченных денежных средств, а также что после последнего гарантийного ремонта автомобиль Г. не принимала.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Между тем суд не учел, что истец, передав 5 октября 2021 г. автомобиль на ремонт, уже на следующий день направила ответчику претензию с отказом от исполнения договора купли-продажи и требованием о возврате уплаченных денежных средств, а также что после последнего гарантийного ремонта автомобиль Г. не принимала.
Ситуация: Как потребителю обменять некачественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Письменная претензия составляется в двух экземплярах в свободной форме с указанием: данных получателя претензии (наименование, место нахождения, иная контактная информация); Ф.И.О., адреса и иной контактной информации заявителя; наименования товара, даты и места его приобретения, способа оплаты; обнаруженных недостатков, времени и обстоятельств их обнаружения; требования заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный новый товар; даты и подписи.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Письменная претензия составляется в двух экземплярах в свободной форме с указанием: данных получателя претензии (наименование, место нахождения, иная контактная информация); Ф.И.О., адреса и иной контактной информации заявителя; наименования товара, даты и места его приобретения, способа оплаты; обнаруженных недостатков, времени и обстоятельств их обнаружения; требования заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный новый товар; даты и подписи.
Статья: Деликтные отношения с участием потребителей
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 9)Понятно, что в потребительских спорах суды учитывают те же критерии и принципы определения размера компенсации морального вреда, что и по другим категориям споров, и эти критерии и принципы могут быть подвергнуты единой критике. Однако специфика потребительских споров состоит в том, что, по толкованию Закона о защите прав потребителей, нарушение прав потребителя обязательно означает причинение ему нравственных страданий (они даже не презюмируются, они вообще не могут быть опровергнуты) и суду лишь остается оценить их степень. Из этого следует вопрос: может ли суд по своей инициативе взыскать компенсацию морального вреда по потребительскому спору? По одному из дел суд апелляционной инстанции посчитал, что "мировой судья, взыскав компенсацию морального вреда, вышел за пределы исковых требований", и отменил его решение в соответствующей части <25>. В то же время неизбежность морального вреда при нарушении прав потребителя может послужить причиной самостоятельного иска, даже если продавцом удовлетворены все требования, связанные с некачественным товаром. Так, потребитель купил некачественный телефон, обратился к продавцу с претензией, которая была удовлетворена и покупателю возвращена стоимость телефона. После этого потребитель обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. Суд исходит из признанного действиями ответчика факта нарушения прав потребителя, а следовательно, и причинения ему морального вреда, но, взыскивая компенсацию, не распространяет на нее потребительский штраф, так как продавец добровольно вернул деньги <26>. Штраф применяется к самостоятельному иску о компенсации морального вреда, только если нарушение прав потребителя ранее установлено решением суда <27>.
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 9)Понятно, что в потребительских спорах суды учитывают те же критерии и принципы определения размера компенсации морального вреда, что и по другим категориям споров, и эти критерии и принципы могут быть подвергнуты единой критике. Однако специфика потребительских споров состоит в том, что, по толкованию Закона о защите прав потребителей, нарушение прав потребителя обязательно означает причинение ему нравственных страданий (они даже не презюмируются, они вообще не могут быть опровергнуты) и суду лишь остается оценить их степень. Из этого следует вопрос: может ли суд по своей инициативе взыскать компенсацию морального вреда по потребительскому спору? По одному из дел суд апелляционной инстанции посчитал, что "мировой судья, взыскав компенсацию морального вреда, вышел за пределы исковых требований", и отменил его решение в соответствующей части <25>. В то же время неизбежность морального вреда при нарушении прав потребителя может послужить причиной самостоятельного иска, даже если продавцом удовлетворены все требования, связанные с некачественным товаром. Так, потребитель купил некачественный телефон, обратился к продавцу с претензией, которая была удовлетворена и покупателю возвращена стоимость телефона. После этого потребитель обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. Суд исходит из признанного действиями ответчика факта нарушения прав потребителя, а следовательно, и причинения ему морального вреда, но, взыскивая компенсацию, не распространяет на нее потребительский штраф, так как продавец добровольно вернул деньги <26>. Штраф применяется к самостоятельному иску о компенсации морального вреда, только если нарушение прав потребителя ранее установлено решением суда <27>.
Готовое решение: Что может требовать покупатель (к какой ответственности привлечь поставщика) в случае поставки некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик не заменит товары в установленный срок, вы можете приобрести непоставленные товары (то есть те, которые он должен был заменить, но не заменил) у третьих лиц, а от поставщика потребовать компенсации всех необходимых и разумных расходов на покупку (п. 1 ст. 520 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик не заменит товары в установленный срок, вы можете приобрести непоставленные товары (то есть те, которые он должен был заменить, но не заменил) у третьих лиц, а от поставщика потребовать компенсации всех необходимых и разумных расходов на покупку (п. 1 ст. 520 ГК РФ).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете торговой организации операции, связанные с заменой некачественного товара и возмещением убытков от его использования по претензии, полученной от покупателя и перевыставленной поставщику (при условии, что товар фактически покупателем не возвращается и обе претензии удовлетворены)? При этом операции по приобретению, продаже товара произведены в одном отчетном периоде, а признание и удовлетворение претензий - в другом...
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемом случае полученная и признанная организацией от покупателя претензия перевыставлена поставщику и признана им. При предъявлении претензий поставщику на расчеты по ним относятся:
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемом случае полученная и признанная организацией от покупателя претензия перевыставлена поставщику и признана им. При предъявлении претензий поставщику на расчеты по ним относятся:
Статья: К вопросу о гарантийном сроке на объекты долевого строительства
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Считаем, что гарантийный срок носит пресекательный характер для потребителя при обращении к изготовителю с претензиями относительно качества приобретенного товара, то есть после истечения гарантийного срока претензии о ненадлежащем качестве товара удовлетворению не подлежат. Позиция автора находит свое подтверждение в доктрине гражданского права.
(Бова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Считаем, что гарантийный срок носит пресекательный характер для потребителя при обращении к изготовителю с претензиями относительно качества приобретенного товара, то есть после истечения гарантийного срока претензии о ненадлежащем качестве товара удовлетворению не подлежат. Позиция автора находит свое подтверждение в доктрине гражданского права.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации розничной торговли возврат поставщику бракованного товара и получение от него товара надлежащего качества, если брак выявлен после приемки товара, но до его продажи? Организация учитывает товар по продажным ценам...
(Консультация эксперта, 2025)По договору поставки организация приобрела товар стоимостью 480 000 руб. (в том числе НДС 80 000 руб.) и оплатила его. Иных затрат, связанных с приобретением товара, организация не несет. Торговая наценка по полученному товару составила 90 000 руб. После принятия товара к учету выявлен неисправимый брак. Поставщику предъявлена претензия с требованием заменить бракованный товар. Поставщик признал претензию и заменил бракованный товар товаром соответствующего качества. Доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль определяются методом начисления.
(Консультация эксперта, 2025)По договору поставки организация приобрела товар стоимостью 480 000 руб. (в том числе НДС 80 000 руб.) и оплатила его. Иных затрат, связанных с приобретением товара, организация не несет. Торговая наценка по полученному товару составила 90 000 руб. После принятия товара к учету выявлен неисправимый брак. Поставщику предъявлена претензия с требованием заменить бракованный товар. Поставщик признал претензию и заменил бракованный товар товаром соответствующего качества. Доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль определяются методом начисления.
Статья: Виды требований потребителей: теоретико-практический анализ
(Белов В.А.)
("Закон", 2021, N 9)"Доводы о том, что потребитель предпринимает в отношении заявителя акты "потребительского экстремизма", т.е. допускает злоупотребление правами потребителя в ущерб интересам заявителя, не подтверждается материалами дела, так как [в] 19 судебных процессах, на которые ссылается заявитель, споры ведутся относительно трех товаров, приобретенных потерпевшим, однако в материалы дела не представлено доказательств, что потерпевший, купив недешевый некачественный товар весной 2014 года, к ноябрю 2015 года получил обратно денежные средства либо товар надлежащего качества. Факты обращения с претензиями, основанными на Законе о защите прав потребителей в имеющихся обстоятельствах, не могут рассматриваться как злоупотребление правом" <14>.
(Белов В.А.)
("Закон", 2021, N 9)"Доводы о том, что потребитель предпринимает в отношении заявителя акты "потребительского экстремизма", т.е. допускает злоупотребление правами потребителя в ущерб интересам заявителя, не подтверждается материалами дела, так как [в] 19 судебных процессах, на которые ссылается заявитель, споры ведутся относительно трех товаров, приобретенных потерпевшим, однако в материалы дела не представлено доказательств, что потерпевший, купив недешевый некачественный товар весной 2014 года, к ноябрю 2015 года получил обратно денежные средства либо товар надлежащего качества. Факты обращения с претензиями, основанными на Законе о защите прав потребителей в имеющихся обстоятельствах, не могут рассматриваться как злоупотребление правом" <14>.
Ситуация: Как потребителю составить и предъявить претензию о возврате денежных средств за некачественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, в частности, в случае обнаружения в товаре недостатков. Для этого необходимо составить претензию о возврате денежных средств за некачественный товар, в которой изложить основания ее предъявления и заявить свои требования (п. 4 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 3 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, в частности, в случае обнаружения в товаре недостатков. Для этого необходимо составить претензию о возврате денежных средств за некачественный товар, в которой изложить основания ее предъявления и заявить свои требования (п. 4 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 3 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).