Претензия потребителя на некачественные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия потребителя на некачественные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ответственность сторон по договору энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)...районный суд... решением по делу... взыскал с АО... в пользу [потребителя - ред.] в счет возмещения причиненного пожаром ущерба штраф [за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)...районный суд... решением по делу... взыскал с АО... в пользу [потребителя - ред.] в счет возмещения причиненного пожаром ущерба штраф [за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя - ред.]...
Перспективы и риски арбитражного спора: Теплоснабжение: Потребитель хочет взыскать убытки, так как ТСО поставила по договору тепловую энергию ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)факт поставки по договору тепловой энергии ненадлежащего качества (например, отчетом о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы, актом об установлении факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, ответом ТСО на претензию, в котором признан факт оказания некачественной услуги по теплоснабжению, экспертными заключениями и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)факт поставки по договору тепловой энергии ненадлежащего качества (например, отчетом о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы, актом об установлении факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, ответом ТСО на претензию, в котором признан факт оказания некачественной услуги по теплоснабжению, экспертными заключениями и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и перспективы развития системы защиты прав потребителей туристских услуг
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)- изменение туроператором сроков предъявления претензии со стороны потребителя, если качество предоставляемых услуг не соответствует заявленному и не оправдывает ожиданий туристов (клиент может подать жалобу в течение 10 дней вместо месяца);
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)- изменение туроператором сроков предъявления претензии со стороны потребителя, если качество предоставляемых услуг не соответствует заявленному и не оправдывает ожиданий туристов (клиент может подать жалобу в течение 10 дней вместо месяца);
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В случае если при решении вопроса о принятии иска к производству суда будет установлено, что заявителем не соблюден обязательный претензионный порядок по спорам с потребителями туристских услуг, то суд возвращает исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В случае если это нарушение будет установлено после принятия иска к производству, то суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании ст. 222 ГПК РФ. В связи с этим потребителю услуг необходимо составить письменную претензию о расторжении договора о реализации некачественного туристского продукта и направить ее в течение 20 дней с даты окончания действия договора. Туроператор обязан рассмотреть ее в течение 10 дней с даты получения претензии и направить письменный ответ.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)В случае если при решении вопроса о принятии иска к производству суда будет установлено, что заявителем не соблюден обязательный претензионный порядок по спорам с потребителями туристских услуг, то суд возвращает исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В случае если это нарушение будет установлено после принятия иска к производству, то суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании ст. 222 ГПК РФ. В связи с этим потребителю услуг необходимо составить письменную претензию о расторжении договора о реализации некачественного туристского продукта и направить ее в течение 20 дней с даты окончания действия договора. Туроператор обязан рассмотреть ее в течение 10 дней с даты получения претензии и направить письменный ответ.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, составляет один месяц;
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)- ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, составляет один месяц;
Вопрос: Как в налоговом учете отражаются расчеты по выставленной контрагенту претензии?
(Консультация эксперта, 2025)В случае уменьшения договорной цены некачественного товара, работ, услуг необходимо скорректировать суммы признанных расходов текущего налогового периода, если признание претензии и приобретение ТМЦ (работ, услуг) произошли в одном налоговом периоде (п. 7 ст. 274 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)В случае уменьшения договорной цены некачественного товара, работ, услуг необходимо скорректировать суммы признанных расходов текущего налогового периода, если признание претензии и приобретение ТМЦ (работ, услуг) произошли в одном налоговом периоде (п. 7 ст. 274 НК РФ).
Статья: Спор о признании недействительным кредитного договора или его отдельных условий (на основании практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Требование истца о возврате денежной суммы, уплаченной в качестве страховой премии, не связано с некачественным оказанием услуг, поскольку претензий к качеству услуг у него не имелось, он добровольно отказался от исполнения договора страхования, следовательно, отказ истца от исполнения договора основан на положениях ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", которая не содержит такой меры ответственности исполнителя как неустойка за просрочку возврата уплаченной по договору суммы при добровольном отказе потребителя от исполнения договора, при этом, учитывая, что возврат денежных средств, уплаченных в счет платы за страхование, обусловлен отказом заемщика от желания быть застрахованным, а не недостатком выполнения работы (услуги), за нарушение сроков выполнения которой может быть взыскана неустойка на основании ст. ст. 23, 28, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Требование истца о возврате денежной суммы, уплаченной в качестве страховой премии, не связано с некачественным оказанием услуг, поскольку претензий к качеству услуг у него не имелось, он добровольно отказался от исполнения договора страхования, следовательно, отказ истца от исполнения договора основан на положениях ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", которая не содержит такой меры ответственности исполнителя как неустойка за просрочку возврата уплаченной по договору суммы при добровольном отказе потребителя от исполнения договора, при этом, учитывая, что возврат денежных средств, уплаченных в счет платы за страхование, обусловлен отказом заемщика от желания быть застрахованным, а не недостатком выполнения работы (услуги), за нарушение сроков выполнения которой может быть взыскана неустойка на основании ст. ст. 23, 28, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Ситуация: Какая информация о товарах, работах, услугах должна быть предоставлена потребителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. В разумный срок письменно обратиться к продавцу (исполнителю) с требованием о предоставлении информации о товаре (работе, услуге), которую он обязан предоставить. Если из-за ненадлежащего информирования о товаре (работе, услуге) потребитель понес убытки или в товаре (работе, услуге) появились недостатки, ему следует составить и направить продавцу (исполнителю) письменную претензию с указанием своих требований, например, о замене товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, о возмещении убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (ст. 15, п. 3 ст. 495 ГК РФ; п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. В разумный срок письменно обратиться к продавцу (исполнителю) с требованием о предоставлении информации о товаре (работе, услуге), которую он обязан предоставить. Если из-за ненадлежащего информирования о товаре (работе, услуге) потребитель понес убытки или в товаре (работе, услуге) появились недостатки, ему следует составить и направить продавцу (исполнителю) письменную претензию с указанием своих требований, например, о замене товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, о возмещении убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (ст. 15, п. 3 ст. 495 ГК РФ; п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
Статья: Спор о возмещении ущерба, причиненного имуществу гражданина (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В случае если ущерб имуществу причинен в рамках правоотношений, на которые распространяются положения Закона о защите прав потребителей - в частности, если ответчиком является управляющая компания и ущерб причинен в результате ненадлежащего содержания общедомового имущества, или вред имуществу причинен по причине ненадлежащей оказанной услуги или из-за некачественного товара - до подачи иска гражданин может обратиться к ответчику с требованием (претензией) добровольно возместить причиненный ущерб. Оставление требования (претензии, обращения) потребителя без ответа или отказ ответчика возместить ущерб в добровольном порядке является основанием для применения положений п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей и взыскания судом штрафа за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 26.11.2024 N 33-48782/2024 (УИД 77RS0031-02-2024-000478-25), от 20.11.2024 N 33-55190/2024 (УИД 77RS0023-02-2022-011150-23)).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В случае если ущерб имуществу причинен в рамках правоотношений, на которые распространяются положения Закона о защите прав потребителей - в частности, если ответчиком является управляющая компания и ущерб причинен в результате ненадлежащего содержания общедомового имущества, или вред имуществу причинен по причине ненадлежащей оказанной услуги или из-за некачественного товара - до подачи иска гражданин может обратиться к ответчику с требованием (претензией) добровольно возместить причиненный ущерб. Оставление требования (претензии, обращения) потребителя без ответа или отказ ответчика возместить ущерб в добровольном порядке является основанием для применения положений п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей и взыскания судом штрафа за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 26.11.2024 N 33-48782/2024 (УИД 77RS0031-02-2024-000478-25), от 20.11.2024 N 33-55190/2024 (УИД 77RS0023-02-2022-011150-23)).
Ситуация: Что делать потребителю при некачественном оказании стоматологических услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Претензия составляется в свободной форме. В ней следует указать данные медицинской организации (наименование, место нахождения, иную контактную информацию); данные потребителя (Ф.И.О., паспортные данные, адрес и телефон); обстоятельства заключения договора; информацию об оплате; в чем, по мнению потребителя, заключается некачественное оказание стоматологических услуг и требования потребителя.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Претензия составляется в свободной форме. В ней следует указать данные медицинской организации (наименование, место нахождения, иную контактную информацию); данные потребителя (Ф.И.О., паспортные данные, адрес и телефон); обстоятельства заключения договора; информацию об оплате; в чем, по мнению потребителя, заключается некачественное оказание стоматологических услуг и требования потребителя.
Ситуация: Как доказывать факт продажи некачественных товаров, выполнения работ или оказания услуг с недостатками?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чтобы доказать наличие недостатков товара (работы, услуги), установить момент и причину их возникновения, часто необходимо провести экспертизу. Но для привлечения продавца (изготовителя, исполнителя) к ответственности за некачественный товар (работу, услугу) имеет значение не только ее результат, но и своевременное предъявление потребителем своих претензий по недостаткам товаров (работ, услуг).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Чтобы доказать наличие недостатков товара (работы, услуги), установить момент и причину их возникновения, часто необходимо провести экспертизу. Но для привлечения продавца (изготовителя, исполнителя) к ответственности за некачественный товар (работу, услугу) имеет значение не только ее результат, но и своевременное предъявление потребителем своих претензий по недостаткам товаров (работ, услуг).
Статья: Споры по качеству лекций на семинарах или тренингах. Претензии к тренерам
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Истица выяснила, что Ш.А. не является официальным представителем и тренером Long-Time-Liner, обучение в России не проходила и сертификаты тренера не получала, прав на осуществление деятельности на территории Приморского края и г. Владивостока и по России не имеет. Согласно выписке из ЕГРИП образовательная деятельность не является одним из видов экономической деятельности Ш.А. С.В. как потребитель считает, что организованное ответчиком Ш.А. обучение не соответствовало даже выданной ей в первый день оказания услуги ее же авторской программе обучения. Кроме того, ответчик Ш.А. не исполнила услугу по своевременному предоставлению стартового набора к началу обучения. Фактически оборудование было предоставлено ответчиком истцу после неоднократного напоминания через месяц после окончания обучения.
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Истица выяснила, что Ш.А. не является официальным представителем и тренером Long-Time-Liner, обучение в России не проходила и сертификаты тренера не получала, прав на осуществление деятельности на территории Приморского края и г. Владивостока и по России не имеет. Согласно выписке из ЕГРИП образовательная деятельность не является одним из видов экономической деятельности Ш.А. С.В. как потребитель считает, что организованное ответчиком Ш.А. обучение не соответствовало даже выданной ей в первый день оказания услуги ее же авторской программе обучения. Кроме того, ответчик Ш.А. не исполнила услугу по своевременному предоставлению стартового набора к началу обучения. Фактически оборудование было предоставлено ответчиком истцу после неоднократного напоминания через месяц после окончания обучения.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Истец направлял ответчику претензию о замене товара ненадлежащего качества на аналогичный товар надлежащего качества, но она осталась без удовлетворения.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Истец направлял ответчику претензию о замене товара ненадлежащего качества на аналогичный товар надлежащего качества, но она осталась без удовлетворения.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Для требований жильцов о возврате уплаченных денежных средств, начисленных за содержание и ремонт общего имущества в связи с некачественным оказанием услуг, не установлен обязательный досудебный порядок. Поэтому если потребитель ранее обращался к будущему ответчику с иными требованиями, связанными с нарушением своих прав, но не обращался с претензией о возврате цены, а затем заявил иск о возврате цены, то взыскание штрафа за добровольное неудовлетворение требований потребителя правомерно.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Для требований жильцов о возврате уплаченных денежных средств, начисленных за содержание и ремонт общего имущества в связи с некачественным оказанием услуг, не установлен обязательный досудебный порядок. Поэтому если потребитель ранее обращался к будущему ответчику с иными требованиями, связанными с нарушением своих прав, но не обращался с претензией о возврате цены, а затем заявил иск о возврате цены, то взыскание штрафа за добровольное неудовлетворение требований потребителя правомерно.