Претензия экспедитору о повреждении груза
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия экспедитору о повреждении груза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Между экспедитором и перевозчиком заключен договор на оказание услуг по перевозке и экспедированию груза (бунты проволоки). В процессе перевозки произошло ДТП. Перевозчик на частично поврежденном транспортном средстве доставил груз грузополучателю, который отказался от приемки груза. Перевозчик произвел перегруз груза из поврежденного транспортного средства в исправное и транспортировал груз обратно грузоотправителю. Экспедитор возместил грузоотправителю ущерб от повреждения груза и, в свою очередь, направил претензию перевозчику о возмещении убытков в виде затрат на возмещение ущерба грузоотправителю, которая оставлена без удовлетворения.
(Арбитражный суд Уральского округа)Между экспедитором и перевозчиком заключен договор на оказание услуг по перевозке и экспедированию груза (бунты проволоки). В процессе перевозки произошло ДТП. Перевозчик на частично поврежденном транспортном средстве доставил груз грузополучателю, который отказался от приемки груза. Перевозчик произвел перегруз груза из поврежденного транспортного средства в исправное и транспортировал груз обратно грузоотправителю. Экспедитор возместил грузоотправителю ущерб от повреждения груза и, в свою очередь, направил претензию перевозчику о возмещении убытков в виде затрат на возмещение ущерба грузоотправителю, которая оставлена без удовлетворения.
Перспективы и риски арбитражного спора: Транспортная экспедиция: Клиент хочет взыскать с Экспедитора убытки, причиненные повреждением (порчей) груза
(КонсультантПлюс, 2025)причинно-следственную связь между повреждением переданного Экспедитору по договору груза и понесенными Клиентом убытками
(КонсультантПлюс, 2025)причинно-следственную связь между повреждением переданного Экспедитору по договору груза и понесенными Клиентом убытками
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 3 комментируемой статьи также установлены дополнительные требования к предъявляемой к экспедитору претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза. В частности, к такой претензии должны быть приложены:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 3 комментируемой статьи также установлены дополнительные требования к предъявляемой к экспедитору претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза. В частности, к такой претензии должны быть приложены:
Статья: Страхование риска ответственности экспедитора: преимущества и недостатки
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Внесение вышеуказанных поправок предоставило экспедиторам право приобрести страховой полис на законном основании, по которому они могут застраховать не только риски, связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами, но и риски, связанные с нарушением договора транспортной экспедиции <4>. С помощью страхования транспортно-экспедиционные компании смогут защититься не только от штрафов, предъявляемых заказчиками в случае нарушения подачи транспортного средства или срока доставки, но и от претензий собственников грузов при утрате или повреждении груза экспедитором.
(Никишина В.В., Миннуллина К.А., Татаринова Е.П.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Внесение вышеуказанных поправок предоставило экспедиторам право приобрести страховой полис на законном основании, по которому они могут застраховать не только риски, связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами, но и риски, связанные с нарушением договора транспортной экспедиции <4>. С помощью страхования транспортно-экспедиционные компании смогут защититься не только от штрафов, предъявляемых заказчиками в случае нарушения подачи транспортного средства или срока доставки, но и от претензий собственников грузов при утрате или повреждении груза экспедитором.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"31. Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь согласно статье 42 Устава со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска в том числе в отношении:
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"31. Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь согласно статье 42 Устава со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска в том числе в отношении:
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)16. Клиент вправе требовать от экспедитора полного возмещения упущенной выгоды в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора. Соглашение об уменьшении размера упущенной выгоды ничтожно.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)16. Клиент вправе требовать от экспедитора полного возмещения упущенной выгоды в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора. Соглашение об уменьшении размера упущенной выгоды ничтожно.
Готовое решение: Как в учете отражать расчеты по выставленной контрагенту и признанной им претензии
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время грузоотправитель может учесть стоимость утраченного (поврежденного) груза во внереализационных расходах на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Аналогичные разъяснения приведены, например, в Письмах Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34033, от 19.06.2018 N 03-03-07/41741, от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717 (п. 1).
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время грузоотправитель может учесть стоимость утраченного (поврежденного) груза во внереализационных расходах на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ. Аналогичные разъяснения приведены, например, в Письмах Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34033, от 19.06.2018 N 03-03-07/41741, от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717 (п. 1).
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Начало течения срока исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Начало течения срока исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:
Статья: Исковая давность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В арбитражном процессе, например, более актуально применение п. 3 ст. 202 ГК РФ, согласно которому течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к досудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (например, п. 2 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"). В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на 6 месяцев со дня начала соответствующей процедуры (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43). Ряд особенностей приведен в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017: течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора (п. 17); исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику о взыскании ущерба, причиненного утратой или порчей груза, начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах (п. 18) и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В арбитражном процессе, например, более актуально применение п. 3 ст. 202 ГК РФ, согласно которому течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к досудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (например, п. 2 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"). В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на 6 месяцев со дня начала соответствующей процедуры (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43). Ряд особенностей приведен в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017: течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора (п. 17); исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику о взыскании ущерба, причиненного утратой или порчей груза, начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах (п. 18) и др.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В законодательстве предусматриваются условия, порядок и форма предъявления претензии. Так, в соответствии с Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В законодательстве предусматриваются условия, порядок и форма предъявления претензии. Так, в соответствии с Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности урегулирования споров по обязательствам из договора транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг гражданину-потребителю. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан; возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами; нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о таких нарушениях.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности урегулирования споров по обязательствам из договора транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг гражданину-потребителю. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан; возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами; нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о таких нарушениях.
Корреспонденция счетов: Как отражается в учете организации (экспедитора), получившей 100%-ную предоплату в счет вознаграждения по договору транспортной экспедиции, возмещение ущерба, причиненного клиенту повреждением груза?..
(Консультация эксперта, 2025)Претензия экспедитору предъявляется в письменной форме. К претензии о повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии (п. 3 ст. 12 Закона N 87-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Претензия экспедитору предъявляется в письменной форме. К претензии о повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии (п. 3 ст. 12 Закона N 87-ФЗ).
Статья: Договор автомобильной перевозки
(Кархалев Д.Н.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год (ст. 42 Устава). Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении: возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи груза; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки груза со дня выдачи груза.
(Кархалев Д.Н.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год (ст. 42 Устава). Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении: возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи груза; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки груза со дня выдачи груза.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Грузы, получаемые на складе поставщиков, прибывшие по железной дороге или водным путем, принимаются экспедитором или другим работником хозяйства по их количеству (массе, шт.) в соответствии с документацией (товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и др.). Если при приеме материальных ценностей у транспортной организации будут обнаружены повреждения вагонов, отсутствие на них пломб и другие признаки, вызывающие сомнения в сохранности груза, экспедитор обязан потребовать у транспортной организации полного пересчета или взвешивания всего груза. В случае несоответствия фактического веса или количества материальных ценностей данным, указанным в сопроводительных документах поставщика, повреждениям или порче материальных ценностей, которые не значатся в сопроводительных документах, экспедитор вместе с представителем транспортной организации составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий транспортной организации.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Грузы, получаемые на складе поставщиков, прибывшие по железной дороге или водным путем, принимаются экспедитором или другим работником хозяйства по их количеству (массе, шт.) в соответствии с документацией (товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и др.). Если при приеме материальных ценностей у транспортной организации будут обнаружены повреждения вагонов, отсутствие на них пломб и другие признаки, вызывающие сомнения в сохранности груза, экспедитор обязан потребовать у транспортной организации полного пересчета или взвешивания всего груза. В случае несоответствия фактического веса или количества материальных ценностей данным, указанным в сопроводительных документах поставщика, повреждениям или порче материальных ценностей, которые не значатся в сопроводительных документах, экспедитор вместе с представителем транспортной организации составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий транспортной организации.
Готовое решение: Как отражать в учете признание претензий, выставленных контрагентами, и расчеты по ним
(КонсультантПлюс, 2025)Признанная сумма претензии перечислена грузоотправителю
(КонсультантПлюс, 2025)Признанная сумма претензии перечислена грузоотправителю