Претензия авиаперевозчику
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензия авиаперевозчику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Авиаперевозчик должен рассмотреть претензию и возместить убытки в течение 30 дней с момента получения претензии, а не в десятидневный срок, как это предусмотрено статьей 31 Закона о защите прав потребителей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что делать при задержке рейса?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ);
Ситуация: Что делать в случае утери багажа авиаперевозчиком?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для этого обратитесь к авиаперевозчику с претензией (п. 154 Правил; п. п. 1, 2 ст. 127 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для этого обратитесь к авиаперевозчику с претензией (п. 154 Правил; п. п. 1, 2 ст. 127 ВК РФ).
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
Статья: Судебная защита интересов потерпевших в авиационных происшествиях: некоторые международно-правовые аспекты
(Баталов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В 1955 г. Варшавская конвенция была изменена Протоколом, подписанным в Гааге (далее - Гаагский протокол), который удвоил пределы ответственности перевозчика в случае смерти или телесного повреждения пассажира, упростил требования к перевозочной документации, изменил сроки предъявления претензий к авиаперевозчику. Протокол, как и сама Конвенция, получил довольно широкое признание: в нем участвуют 137 государств, в том числе и Российская Федерация. В дальнейшем Варшавская конвенция была дополнена подписанной в 1961 г. в Гвадалахаре конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, уточнившей, что положения Варшавской конвенции и Гаагского протокола применяются даже в том случае, когда "перевозчик по договору" отличается от "фактического перевозчика".
(Баталов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В 1955 г. Варшавская конвенция была изменена Протоколом, подписанным в Гааге (далее - Гаагский протокол), который удвоил пределы ответственности перевозчика в случае смерти или телесного повреждения пассажира, упростил требования к перевозочной документации, изменил сроки предъявления претензий к авиаперевозчику. Протокол, как и сама Конвенция, получил довольно широкое признание: в нем участвуют 137 государств, в том числе и Российская Федерация. В дальнейшем Варшавская конвенция была дополнена подписанной в 1961 г. в Гвадалахаре конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, уточнившей, что положения Варшавской конвенции и Гаагского протокола применяются даже в том случае, когда "перевозчик по договору" отличается от "фактического перевозчика".
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)При авиаперевозках, если груз был утрачен, для предъявления претензии перевозчику исходя из пп. 1 п. 2 ст. 125 Воздушного кодекса РФ коммерческий акт и вовсе не требуется. При повреждении груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике. Он обязан сделать это по требованию грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении перевозочных документов (п. п. 1, 2 ст. 124 Воздушного кодекса РФ). Одностороннее составление акта грузоотправителем или грузополучателем Воздушным кодексом РФ не предусмотрено, но и не запрещено. При этом прямо закреплено, что отсутствие коммерческого акта не лишает грузоотправителя права на предъявление претензии или иска (п. 5 ст. 124 Воздушного кодекса РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При авиаперевозках, если груз был утрачен, для предъявления претензии перевозчику исходя из пп. 1 п. 2 ст. 125 Воздушного кодекса РФ коммерческий акт и вовсе не требуется. При повреждении груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике. Он обязан сделать это по требованию грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении перевозочных документов (п. п. 1, 2 ст. 124 Воздушного кодекса РФ). Одностороннее составление акта грузоотправителем или грузополучателем Воздушным кодексом РФ не предусмотрено, но и не запрещено. При этом прямо закреплено, что отсутствие коммерческого акта не лишает грузоотправителя права на предъявление претензии или иска (п. 5 ст. 124 Воздушного кодекса РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев (п. 1 ст. 126 "Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках" ВзК РФ);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев (п. 1 ст. 126 "Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках" ВзК РФ);