Претензионный порядок потребитель
Подборка наиболее важных документов по запросу Претензионный порядок потребитель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Теплоснабжение для государственных и муниципальных нужд: Потребитель хочет взыскать убытки по контракту теплоснабжения для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением ТСО обязанностей по контракту и понесенными Потребителем убытками
(КонсультантПлюс, 2025)причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением ТСО обязанностей по контракту и понесенными Потребителем убытками
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"33. Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг.
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"33. Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг.
Ситуация: Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досудебная подача претензии об устранении нарушений прав потребителя обязательна по спорам, связанным, в частности (ч. 7 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; п. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Досудебная подача претензии об устранении нарушений прав потребителя обязательна по спорам, связанным, в частности (ч. 7 ст. 10 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ; п. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18):
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Сразу отметим, что в большинстве случаев по данной категории споров такой обязательный досудебный претензионный порядок не установлен, хотя потребители в добровольном порядке зачастую сначала обращаются к контрагенту, чтобы в случае отказа в удовлетворении законных требований потребителя иметь возможность взыскать с ответчика штраф по ст. 13 Закона РФ о защите прав потребителей <73>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Сразу отметим, что в большинстве случаев по данной категории споров такой обязательный досудебный претензионный порядок не установлен, хотя потребители в добровольном порядке зачастую сначала обращаются к контрагенту, чтобы в случае отказа в удовлетворении законных требований потребителя иметь возможность взыскать с ответчика штраф по ст. 13 Закона РФ о защите прав потребителей <73>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Финансовые уполномоченные в 2020 г. рассматривали обращения потребителей финансовых услуг страховых и микрофинансовых организаций. В Службу финансового уполномоченного за отчетный период поступило 187 386 обращений потребителей финансовых услуг в отношении 137 страховых организаций и 102 микрофинансовых организаций. В 43 330 случаях потребителям финансовых услуг было отказано в принятии обращения в связи с тем, что оно не подлежало рассмотрению финансовым уполномоченным. Как отмечает главный финансовый уполномоченный, "основной причиной отказа в рассмотрении стало несоблюдение потребителями обязательного претензионного порядка - потребитель, имеющий претензии к финансовой организации, не знает, что до обращения к финансовому уполномоченному ему необходимо обратиться с заявлением в финансовую организацию. Служба финансового уполномоченного ведет постоянную разъяснительную работу среди потребителей финансовых услуг, однако считаю целесообразным и очень важным производить информирование потребителей непосредственно финансовыми компаниями" <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Финансовые уполномоченные в 2020 г. рассматривали обращения потребителей финансовых услуг страховых и микрофинансовых организаций. В Службу финансового уполномоченного за отчетный период поступило 187 386 обращений потребителей финансовых услуг в отношении 137 страховых организаций и 102 микрофинансовых организаций. В 43 330 случаях потребителям финансовых услуг было отказано в принятии обращения в связи с тем, что оно не подлежало рассмотрению финансовым уполномоченным. Как отмечает главный финансовый уполномоченный, "основной причиной отказа в рассмотрении стало несоблюдение потребителями обязательного претензионного порядка - потребитель, имеющий претензии к финансовой организации, не знает, что до обращения к финансовому уполномоченному ему необходимо обратиться с заявлением в финансовую организацию. Служба финансового уполномоченного ведет постоянную разъяснительную работу среди потребителей финансовых услуг, однако считаю целесообразным и очень важным производить информирование потребителей непосредственно финансовыми компаниями" <1>.
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)"Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)"Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5
Ситуация: Как потребителю вернуть денежные средства за неоказанные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Между тем при возникновении споров, вытекающих из отдельных договоров оказания услуг, соблюдение претензионного порядка является обязательным (см., например, ситуацию "Нужно ли потребителю соблюдать претензионный порядок урегулирования спора?").
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Между тем при возникновении споров, вытекающих из отдельных договоров оказания услуг, соблюдение претензионного порядка является обязательным (см., например, ситуацию "Нужно ли потребителю соблюдать претензионный порядок урегулирования спора?").
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 135 ГПК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)21. Предусмотрен ли претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей и обязательно ли его соблюдение?
(КонсультантПлюс, 2025)21. Предусмотрен ли претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей и обязательно ли его соблюдение?