Преступления в общественных местах
Подборка наиболее важных документов по запросу Преступления в общественных местах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Убийства: баланс правовой защищенности обвиняемого и потерпевшего
(Корецкий Д.А., Стешич Е.С.)
("Законность", 2024, N 10)В противодействии отмеченным негативным явлениям и тенденциям преступности могла бы сыграть определенную роль активность граждан, их нетерпимая позиция по отношению к правонарушениям и преступлениям. К сожалению, тут дело обстоит далеко не лучшим образом. Проведенное еще в 90-х гг. исследование показало, что, хотя большинство (56%) насильственных преступлений совершалось в общественных местах, в присутствии очевидцев, только в 3% случаев те пытались его пресечь. Лица, подвергнувшиеся нападению, оказывали сопротивление только в 30% случаев, причем лишь в 13% оно оказывалось успешным <4>.
(Корецкий Д.А., Стешич Е.С.)
("Законность", 2024, N 10)В противодействии отмеченным негативным явлениям и тенденциям преступности могла бы сыграть определенную роль активность граждан, их нетерпимая позиция по отношению к правонарушениям и преступлениям. К сожалению, тут дело обстоит далеко не лучшим образом. Проведенное еще в 90-х гг. исследование показало, что, хотя большинство (56%) насильственных преступлений совершалось в общественных местах, в присутствии очевидцев, только в 3% случаев те пытались его пресечь. Лица, подвергнувшиеся нападению, оказывали сопротивление только в 30% случаев, причем лишь в 13% оно оказывалось успешным <4>.
Статья: О прокурорском надзоре за предупреждением должностных насильственных преступлений
(Галяутдинов Р.Р.)
("Российский следователь", 2023, N 11)В центре внимания прокурора должен находиться вопрос о том, что конкретно делается правоохранительными органами для предупреждения должностных насильственных преступлений (организационная работа, проведение профилактических мероприятий). Целесообразно анализировать материалы об отдельных рассматриваемых преступлениях против личности, совершенных на территории, обслуживаемой конкретным правоохранительным органом, для выяснения того, что помешало своевременно его предупредить или пресечь. Если, например, речь идет о преступлении, совершенном в общественном месте, надо выяснить, почему оно не было пресечено другими сотрудниками/работниками правоохранительных органов, какие недостатки в организации службы помешали этому.
(Галяутдинов Р.Р.)
("Российский следователь", 2023, N 11)В центре внимания прокурора должен находиться вопрос о том, что конкретно делается правоохранительными органами для предупреждения должностных насильственных преступлений (организационная работа, проведение профилактических мероприятий). Целесообразно анализировать материалы об отдельных рассматриваемых преступлениях против личности, совершенных на территории, обслуживаемой конкретным правоохранительным органом, для выяснения того, что помешало своевременно его предупредить или пресечь. Если, например, речь идет о преступлении, совершенном в общественном месте, надо выяснить, почему оно не было пресечено другими сотрудниками/работниками правоохранительных органов, какие недостатки в организации службы помешали этому.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 345
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - национальные цели), достижение которых характеризуется в том числе показателем по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза к 2030 году и в 2 раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года. Осуществляемая в рамках настоящей Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также по созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, комфортная и безопасная среда для жизни.
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - национальные цели), достижение которых характеризуется в том числе показателем по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза к 2030 году и в 2 раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года. Осуществляемая в рамках настоящей Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также по созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, комфортная и безопасная среда для жизни.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Полиция использует беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы (далее - беспилотные аппараты), технические средства, средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Полиция использует беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы (далее - беспилотные аппараты), технические средства, средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
"Квалификация хищений, совершаемых с использованием информационных технологий: монография"
(Ушаков Р.М.)
("Юстицинформ", 2023)Особенно проблемной представляется характеристика личности преступника ввиду имеющихся сложностей установления таковой. При этом криминологическая характеристика личности лица, совершившего хищение с применением информационных технологий, отличается в зависимости от формы такого хищения. Кражу, как правило, совершают лица различных возрастов и пола, не отличающиеся высоким уровнем правовой культуры. Зачастую желание совершить преступление возникает спонтанно ввиду стечения обстоятельств (например, при нахождении в общественном месте банковской карты другого лица). Такие преступления не являются заранее подготовленными или спланированными. Однако имеют место спланированные кражи, когда первично преступник запоминает ПИН-код банковской карты в момент оплаты законным владельцем собственных покупок в магазине, а затем похищает банковскую карту.
(Ушаков Р.М.)
("Юстицинформ", 2023)Особенно проблемной представляется характеристика личности преступника ввиду имеющихся сложностей установления таковой. При этом криминологическая характеристика личности лица, совершившего хищение с применением информационных технологий, отличается в зависимости от формы такого хищения. Кражу, как правило, совершают лица различных возрастов и пола, не отличающиеся высоким уровнем правовой культуры. Зачастую желание совершить преступление возникает спонтанно ввиду стечения обстоятельств (например, при нахождении в общественном месте банковской карты другого лица). Такие преступления не являются заранее подготовленными или спланированными. Однако имеют место спланированные кражи, когда первично преступник запоминает ПИН-код банковской карты в момент оплаты законным владельцем собственных покупок в магазине, а затем похищает банковскую карту.
Статья: Тактическая операция по установлению местонахождения и задержанию угнанного или похищенного автомобиля с использованием современных информационных технологий
(Шевырталов Е.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Не будет лишним обратиться к аппаратно-программному комплексу "Безопасный город", который объединяет в единую систему камеры, расположенные в общественных местах. Вся видеоинформация передается в единый центр, аккумулирующий и обрабатывающий данные с видеокамер. Данный аппаратно-программный комплекс демонстрирует эффективность в обеспечении общественной безопасности, например благодаря использованию системы "Безопасный город" в Москве по итогам 2019 г. уровень преступности в общественных местах города снизился на 6%, на улицах - на 12%, в первом полугодии 2020 г. число квартирных краж и угонов автомобилей уменьшилось на 40% <21> (за последующие годы статистика не представлена). Это свидетельствует о том, что "Безопасный город" является не только инструментом для расследования противоправных деяний, но и средством их профилактики.
(Шевырталов Е.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Не будет лишним обратиться к аппаратно-программному комплексу "Безопасный город", который объединяет в единую систему камеры, расположенные в общественных местах. Вся видеоинформация передается в единый центр, аккумулирующий и обрабатывающий данные с видеокамер. Данный аппаратно-программный комплекс демонстрирует эффективность в обеспечении общественной безопасности, например благодаря использованию системы "Безопасный город" в Москве по итогам 2019 г. уровень преступности в общественных местах города снизился на 6%, на улицах - на 12%, в первом полугодии 2020 г. число квартирных краж и угонов автомобилей уменьшилось на 40% <21> (за последующие годы статистика не представлена). Это свидетельствует о том, что "Безопасный город" является не только инструментом для расследования противоправных деяний, но и средством их профилактики.
Статья: Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Во-первых, широтой предмета возможного регулирования, сформулированного как "сфера внутренних дел". В попытке его охарактеризовать профильный департамент МВД России справедливо указал на то, что система органов внутренних дел представляет собой "многофункциональный орган исполнительной власти". Предмет ведения МВД России включает вопросы выявления, раскрытия и расследования преступлений, поддержания безопасности в общественных местах, дорожного движения, обеспечения государственной охраны имущества граждан и организаций и пр. <29>.
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Во-первых, широтой предмета возможного регулирования, сформулированного как "сфера внутренних дел". В попытке его охарактеризовать профильный департамент МВД России справедливо указал на то, что система органов внутренних дел представляет собой "многофункциональный орган исполнительной власти". Предмет ведения МВД России включает вопросы выявления, раскрытия и расследования преступлений, поддержания безопасности в общественных местах, дорожного движения, обеспечения государственной охраны имущества граждан и организаций и пр. <29>.