Пресекательный срок коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Пресекательный срок коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.5 "Сроки составления протокола об административном правонарушении" КоАП РФ"Сроки, предусмотренные названной статьей, являются процедурными, а не пресекательными, поскольку материально-правовые последствия пропуска этих сроков КоАП РФ не определены."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.8 "Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Вместе с тем, сроки, предусмотренные частью 2 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются пресекательными, и нарушение данных сроков не свидетельствует о незаконности вынесенного судьей городского суда постановления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- несущественный пропуск срока для возбуждения дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения общества от административной ответственности, поскольку предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ пресекательный срок привлечения лица к административной ответственности на момент возбуждения дела об административном правонарушении не истек <24>;
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- несущественный пропуск срока для возбуждения дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения общества от административной ответственности, поскольку предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ пресекательный срок привлечения лица к административной ответственности на момент возбуждения дела об административном правонарушении не истек <24>;
Статья: Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В рамках административно-юрисдикционного процесса к таким нормам можно отнести, например, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ "Презумпция невиновности" и ст. 24.1 КоАП РФ "Задачи производства по делам об административных правонарушениях". Разрешение вопросов, указанных в этих нормах, сосредоточено в гл. 25 - 30 КоАП РФ, однако не дает полного и точного алгоритма, как это сделать. Например, сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а точнее, уверенность в их неустранимости (ст. 1.5 КоАП РФ), часто находятся в зоне субъективной оценки доказательств, представленных правоприменителю. Особенно это касается тех дел, доказательства по которым лишены объективных форм фиксации соответствующего административного правонарушения и основаны лишь на противоположных утверждениях причастных лиц. Разрешение этого вопроса видится в полном и всестороннем рассмотрении дела (ст. 24.1 КоАП РФ), но, где пределы решения этих задач, закон не устанавливает. Как итог - единственной границей полного и всестороннего рассмотрения дела является разумность в добыче и оценке доказательств, определяемая пресекательными сроками давности привлечения к административной ответственности на основании ст. 4.5 КоАП РФ.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В рамках административно-юрисдикционного процесса к таким нормам можно отнести, например, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ "Презумпция невиновности" и ст. 24.1 КоАП РФ "Задачи производства по делам об административных правонарушениях". Разрешение вопросов, указанных в этих нормах, сосредоточено в гл. 25 - 30 КоАП РФ, однако не дает полного и точного алгоритма, как это сделать. Например, сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а точнее, уверенность в их неустранимости (ст. 1.5 КоАП РФ), часто находятся в зоне субъективной оценки доказательств, представленных правоприменителю. Особенно это касается тех дел, доказательства по которым лишены объективных форм фиксации соответствующего административного правонарушения и основаны лишь на противоположных утверждениях причастных лиц. Разрешение этого вопроса видится в полном и всестороннем рассмотрении дела (ст. 24.1 КоАП РФ), но, где пределы решения этих задач, закон не устанавливает. Как итог - единственной границей полного и всестороннего рассмотрения дела является разумность в добыче и оценке доказательств, определяемая пресекательными сроками давности привлечения к административной ответственности на основании ст. 4.5 КоАП РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 N 19-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой"Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, многократно подтвержденные им в решениях (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 10 февраля 2017 года N 2-П, от 18 января 2019 года N 5-П, от 14 ноября 2019 года N 35-П, от 23 июня 2020 года N 28-П, от 16 октября 2020 года N 42-П, от 6 апреля 2021 года N 10-П, от 21 июля 2021 года N 39-П и др.), сохраняют обязательное значение на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (статья 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). В совокупности они образуют методологическую основу для оценки конституционности установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, имеющих пресекательный характер и тем самым исключающих за их рамками любую возможность применения административных санкций (наказаний), особенно в контексте соблюдения вытекающего из статьи 49 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и конкретизированного частью 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации принципа законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой"Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, многократно подтвержденные им в решениях (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 10 февраля 2017 года N 2-П, от 18 января 2019 года N 5-П, от 14 ноября 2019 года N 35-П, от 23 июня 2020 года N 28-П, от 16 октября 2020 года N 42-П, от 6 апреля 2021 года N 10-П, от 21 июля 2021 года N 39-П и др.), сохраняют обязательное значение на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (статья 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). В совокупности они образуют методологическую основу для оценки конституционности установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, имеющих пресекательный характер и тем самым исключающих за их рамками любую возможность применения административных санкций (наказаний), особенно в контексте соблюдения вытекающего из статьи 49 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и конкретизированного частью 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации принципа законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья: К вопросу о закреплении приказом руководителя федерального органа исполнительной власти формы протокола об административном правонарушении
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)При этом несущественными недостатками протокола выступают такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
(Назарова И.С., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)При этом несущественными недостатками протокола выступают такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, что нарушение срока составления протокола об административном правонарушении - это несущественный недостаток протокола, поскольку такой срок не является пресекательным и его нарушение не исключает производство по делу при составлении протокола в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, что нарушение срока составления протокола об административном правонарушении - это несущественный недостаток протокола, поскольку такой срок не является пресекательным и его нарушение не исключает производство по делу при составлении протокола в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
Статья: Институт давности привлечения к административной ответственности: законодательная основа и правоприменительная практика
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)все предусмотренные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности имеют пресекательный характер, вследствие чего после их истечения полностью утрачивается какая-либо возможность применения административных санкций (наказаний) за совершенное административное правонарушение, так как иное прямо противоречило бы вытекающему из ст. 49 (ч. 1 и 3) Конституции РФ и конкретизированному ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ принципу законности административного принуждения в связи с административным правонарушением, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)все предусмотренные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности имеют пресекательный характер, вследствие чего после их истечения полностью утрачивается какая-либо возможность применения административных санкций (наказаний) за совершенное административное правонарушение, так как иное прямо противоречило бы вытекающему из ст. 49 (ч. 1 и 3) Конституции РФ и конкретизированному ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ принципу законности административного принуждения в связи с административным правонарушением, согласно которому лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Особое внимание следует обратить на "неустранимые" недостатки протокола об административном правонарушении, которые также не влекут возвращение его на доработку, так как не могут быть восполнены административным органом. К ним относятся нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола на рассмотрение судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными; составление протокола применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отсутствие понятых в случае, когда их участие при проведении соответствующего процессуального действия является обязательным (ст. 27.7, 27.9, 27.10, 27.12 - 27.14 КоАП РФ).
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Особое внимание следует обратить на "неустранимые" недостатки протокола об административном правонарушении, которые также не влекут возвращение его на доработку, так как не могут быть восполнены административным органом. К ним относятся нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола на рассмотрение судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными; составление протокола применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отсутствие понятых в случае, когда их участие при проведении соответствующего процессуального действия является обязательным (ст. 27.7, 27.9, 27.10, 27.12 - 27.14 КоАП РФ).
Статья: Ключевые подходы Суда ЕАЭС в области конкуренции
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Выводы Суда ЕАЭС о том, что сроки по длящимся правонарушениям нельзя считать с момента вынесения решения, будут полезны и для российского права. В настоящее время в КоАП РФ реализован подход, который продвигала Евразийская экономическая комиссия и который Суд ЕАЭС признал лишающим смысла трехлетний пресекательный срок.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Выводы Суда ЕАЭС о том, что сроки по длящимся правонарушениям нельзя считать с момента вынесения решения, будут полезны и для российского права. В настоящее время в КоАП РФ реализован подход, который продвигала Евразийская экономическая комиссия и который Суд ЕАЭС признал лишающим смысла трехлетний пресекательный срок.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом рассмотрение дела судом за пределами срока, установленного ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ, не является существенным нарушением закона, так как указанный срок не является пресекательным и не может повлечь за собой отмену принятого судьей постановления (Постановление Верховного Суда РФ от 04.04.2022 N 25-АД22-1-К4).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом рассмотрение дела судом за пределами срока, установленного ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ, не является существенным нарушением закона, так как указанный срок не является пресекательным и не может повлечь за собой отмену принятого судьей постановления (Постановление Верховного Суда РФ от 04.04.2022 N 25-АД22-1-К4).
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" "несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными...". В данном пункте Постановления дано толкование лишь двум статьям КоАП РФ - ст. 28.5 и 28.8; вопросы административного расследования, в том числе вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении после его окончания или вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в данном пункте не рассматривались, поэтому предполагается, что при осуществлении административного расследования необходимо точно следовать требованиям КоАП РФ. После окончания административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" "несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными...". В данном пункте Постановления дано толкование лишь двум статьям КоАП РФ - ст. 28.5 и 28.8; вопросы административного расследования, в том числе вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении после его окончания или вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в данном пункте не рассматривались, поэтому предполагается, что при осуществлении административного расследования необходимо точно следовать требованиям КоАП РФ. После окончания административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.