Преподавательская деятельность государственного гражданского служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Преподавательская деятельность государственного гражданского служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Таджикистан от 05.03.2007 N 233 "О государственной службе" устанавливает право государственных служащих заниматься научной, творческой и преподавательской деятельностью. Закон Республики Армения от 29.03.2018 N ЗР-205 "О гражданской службе", Закон Республики Армения от 29.11.2017 N ЗР-195 "О военной службе и статусе военнослужащего" и Закон Республики Армения от 01.12.2017 N ЗР-198 "О прокуратуре" запрещают государственным служащим выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Такие же ограничения установлены и Законом Туркменистана от 26.03.2016 N 363-V "О государственной службе".
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Закон Республики Таджикистан от 05.03.2007 N 233 "О государственной службе" устанавливает право государственных служащих заниматься научной, творческой и преподавательской деятельностью. Закон Республики Армения от 29.03.2018 N ЗР-205 "О гражданской службе", Закон Республики Армения от 29.11.2017 N ЗР-195 "О военной службе и статусе военнослужащего" и Закон Республики Армения от 01.12.2017 N ЗР-198 "О прокуратуре" запрещают государственным служащим выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Такие же ограничения установлены и Законом Туркменистана от 26.03.2016 N 363-V "О государственной службе".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Вопрос: Что относится к специальным мерам противодействия коррупции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Обязанности, ограничения и запреты, налагаемые на государственных гражданских служащих, сотрудников ЦБ РФ, государственных корпораций, публично-правовых компаний (ст. ст. 11.1, 12.1 - 12.5 Закона о противодействии коррупции). Согласно ч. 3 ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции государственным гражданским служащим запрещается:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Обязанности, ограничения и запреты, налагаемые на государственных гражданских служащих, сотрудников ЦБ РФ, государственных корпораций, публично-правовых компаний (ст. ст. 11.1, 12.1 - 12.5 Закона о противодействии коррупции). Согласно ч. 3 ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции государственным гражданским служащим запрещается:
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Работу с обращениями граждан осуществляет с 2003 г. в качестве общественного деятеля, помощника депутатов Московской городской Думы и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве, руководителя юридического департамента в коммерческих структурах, осуществляющих непосредственное взаимодействие с гражданами, муниципального служащего, государственного гражданского служащего Московской области и федерального государственного гражданского служащего. Многократно представлял интересы граждан в суде, органах публичной власти, включая правоохранительные.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Работу с обращениями граждан осуществляет с 2003 г. в качестве общественного деятеля, помощника депутатов Московской городской Думы и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в г. Москве, руководителя юридического департамента в коммерческих структурах, осуществляющих непосредственное взаимодействие с гражданами, муниципального служащего, государственного гражданского служащего Московской области и федерального государственного гражданского служащего. Многократно представлял интересы граждан в суде, органах публичной власти, включая правоохранительные.
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Также отметим специальную норму, установленную ч. 2 ст. 14 Закона N 25-ФЗ для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. Так, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Также отметим специальную норму, установленную ч. 2 ст. 14 Закона N 25-ФЗ для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. Так, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Статья: О некоторых проблемах на пути возвращения к традиционным духовно-нравственным ценностям
(Вилкова А.В., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)В качестве основных сил, участвующих в деятельности по сохранению и укреплению традиционных ценностей, названы органы публичной власти, в том числе ФСИН России, а также привлекаемые к этой деятельности институты гражданского общества, включая религиозные организации. Здесь следует также назвать и иные государственные организации, действующие в сфере образования и воспитания, науки, культуры, здравоохранения и спорта. При этом указанные органы и организации реализуют свои полномочия не сами по себе, а через своих сотрудников (федеральных государственных служащих, учителей, преподавателей, врачей, священнослужителей, актеров и режиссеров, эстрадных исполнителей и др.).
(Вилкова А.В., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)В качестве основных сил, участвующих в деятельности по сохранению и укреплению традиционных ценностей, названы органы публичной власти, в том числе ФСИН России, а также привлекаемые к этой деятельности институты гражданского общества, включая религиозные организации. Здесь следует также назвать и иные государственные организации, действующие в сфере образования и воспитания, науки, культуры, здравоохранения и спорта. При этом указанные органы и организации реализуют свои полномочия не сами по себе, а через своих сотрудников (федеральных государственных служащих, учителей, преподавателей, врачей, священнослужителей, актеров и режиссеров, эстрадных исполнителей и др.).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Комментарий будет полезен практикующим юристам, адвокатам, государственным и муниципальным служащим, сотрудникам органов исполнительной власти, а также научным работникам, преподавателям, студентам, магистрантам, аспирантам юридических вузов и факультетов. Полагаем, что Комментарий будет интересен и для граждан, а также иных лиц, так или иначе связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью в Российской Федерации.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Комментарий будет полезен практикующим юристам, адвокатам, государственным и муниципальным служащим, сотрудникам органов исполнительной власти, а также научным работникам, преподавателям, студентам, магистрантам, аспирантам юридических вузов и факультетов. Полагаем, что Комментарий будет интересен и для граждан, а также иных лиц, так или иначе связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью в Российской Федерации.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<2> См., например: Приказ Росрезерва от 05.04.2019 N 98 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Росрезерва", Приказ Роспотребнадзора от 14.07.2011 N 665 (ред. от 26.10.2018) "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора", Приказ Минфина России от 17.04.2014 N 115 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<2> См., например: Приказ Росрезерва от 05.04.2019 N 98 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Росрезерва", Приказ Роспотребнадзора от 14.07.2011 N 665 (ред. от 26.10.2018) "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора", Приказ Минфина России от 17.04.2014 N 115 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<16> Еще большую путаницу в терминологический аппарат вносит использование рядом нормативных актов для описания исключений из правоограничений понятия "преподавательская деятельность". Предпринятая в законопроекте N 190648-8 попытка унификации встретила сопротивление со стороны Правительства РФ и Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, отметивших нетождественность понятий "педагогическая деятельность" и "преподавательская деятельность", соотносимых между собой как целое и часть. Полагаем, что совокупное применение педагогического и юридического подхода к терминологическому толкованию обнаруживает спорность данного тезиса. Неясно, как именно Правительство РФ видит преподавательскую деятельность в чистом виде (без воспитательной, методической и организационной работы), как возможно ее осуществление без перехода к педагогической деятельности. Маловероятно также, что сохранение смежных терминов, ни один из которых не имеет легального определения и однозначного места в категориальной системе, пойдет на пользу отраслевому законодательству и практике. Сомнительным выглядит и вывод о сознательном характере использования термина "преподавательский" при описании исключений из запрета для отдельных должностей. Действительно, сложно предположить причину, по которой ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью для муниципального служащего должны быть строже, чем для сотрудника органов прокуратуры, органов внутренних дел, государственных гражданских служащих. Бесспорно лишь то, что полная унификация понятийного аппарата предполагает внесение изменений и в Конституцию РФ (в части правоограничений для депутатов Государственной Думы).
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<16> Еще большую путаницу в терминологический аппарат вносит использование рядом нормативных актов для описания исключений из правоограничений понятия "преподавательская деятельность". Предпринятая в законопроекте N 190648-8 попытка унификации встретила сопротивление со стороны Правительства РФ и Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, отметивших нетождественность понятий "педагогическая деятельность" и "преподавательская деятельность", соотносимых между собой как целое и часть. Полагаем, что совокупное применение педагогического и юридического подхода к терминологическому толкованию обнаруживает спорность данного тезиса. Неясно, как именно Правительство РФ видит преподавательскую деятельность в чистом виде (без воспитательной, методической и организационной работы), как возможно ее осуществление без перехода к педагогической деятельности. Маловероятно также, что сохранение смежных терминов, ни один из которых не имеет легального определения и однозначного места в категориальной системе, пойдет на пользу отраслевому законодательству и практике. Сомнительным выглядит и вывод о сознательном характере использования термина "преподавательский" при описании исключений из запрета для отдельных должностей. Действительно, сложно предположить причину, по которой ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью для муниципального служащего должны быть строже, чем для сотрудника органов прокуратуры, органов внутренних дел, государственных гражданских служащих. Бесспорно лишь то, что полная унификация понятийного аппарата предполагает внесение изменений и в Конституцию РФ (в части правоограничений для депутатов Государственной Думы).
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Данное научно-практическое пособие может быть полезно для медицинских работников, администрации медицинских организаций, экспертов-организаторов здравоохранения, научных работников, преподавателей, аспирантов и докторантов, студентов медицинских средних и высших учебных заведений.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Данное научно-практическое пособие может быть полезно для медицинских работников, администрации медицинских организаций, экспертов-организаторов здравоохранения, научных работников, преподавателей, аспирантов и докторантов, студентов медицинских средних и высших учебных заведений.
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Рерих Лада Александровна, соискатель кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); преподаватель кафедры гражданского и арбитражного судопроизводства Крымского филиала Российского государственного университета правосудия.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Рерих Лада Александровна, соискатель кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); преподаватель кафедры гражданского и арбитражного судопроизводства Крымского филиала Российского государственного университета правосудия.
Статья: Правовая природа принудительного выкупа имущества для государственных нужд как форма законного ограничения правоспособности
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Ярким примером законного ограничения правоспособности служит установленный в ч. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации запрет депутатам Государственной Думы заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Отметим, что при ограничении дееспособности в силу возрастных или психических особенностей гражданина объем его правоспособности остается неизменным. Ограничение дееспособности отражается лишь на способе реализации гражданских прав. В случае ограничения правоспособности у субъекта отнимается сама возможность реализовать конкретное право, изначально предоставленное законом.
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Ярким примером законного ограничения правоспособности служит установленный в ч. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации запрет депутатам Государственной Думы заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Отметим, что при ограничении дееспособности в силу возрастных или психических особенностей гражданина объем его правоспособности остается неизменным. Ограничение дееспособности отражается лишь на способе реализации гражданских прав. В случае ограничения правоспособности у субъекта отнимается сама возможность реализовать конкретное право, изначально предоставленное законом.