Прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 134 "Признание права на реабилитацию" УПК РФ"Данная статья не содержит положений, исключающих возможность возмещения вреда лицу, в отношении которого было вынесено решение о прекращении уголовного преследования по реабилитирующему основанию, по той лишь причине, что одновременно это лицо было признано виновным в совершении какого-либо другого преступления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу представляет соискатель-иностранец
(КонсультантПлюс, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
Готовое решение: Каковы особенности оформления трудовых договоров с педагогами
(КонсультантПлюс, 2025)В целом при приеме на педагогическую работу соискатель представляет вам стандартный перечень документов (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Обязательно затребуйте у него в том числе справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (абз. 7 ч. 1 ст. 65, абз. 3, 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В целом при приеме на педагогическую работу соискатель представляет вам стандартный перечень документов (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Обязательно затребуйте у него в том числе справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (абз. 7 ч. 1 ст. 65, абз. 3, 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Граждане, изъявившие желание в процессе освоения образовательной программы высшего образования пройти обучение по программе подготовки офицеров кадра в военном учебном центре, подают заявление в военный комиссариат по месту воинского учета до 15 июня. К такому заявлению теперь также должна прилагаться справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Также справку должны предоставлять граждане, получившие направление для прохождения предварительного отбора.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Граждане, изъявившие желание в процессе освоения образовательной программы высшего образования пройти обучение по программе подготовки офицеров кадра в военном учебном центре, подают заявление в военный комиссариат по месту воинского учета до 15 июня. К такому заявлению теперь также должна прилагаться справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Также справку должны предоставлять граждане, получившие направление для прохождения предварительного отбора.
Статья: Порядок прекращения уголовного дела в связи с малозначительностью деяния
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее многими учеными разделяется точка зрения, согласно которой факт малозначительности деяния не означает отсутствия в деянии состава преступления, поскольку деяние должно содержать все признаки состава преступления, иначе уголовное преследование подлежит прекращению уже по иному основанию. На это указывает и сам законодатель, говоря о деянии, "формально содержащем признаки преступления" (Особенности прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб., 2015). В связи с этим отдельными учеными предлагается использовать в необходимых случаях ссылку на материально-правовое основание, то есть на саму ч. 2 ст. 14 УК РФ (Теоретические и практические проблемы института отказа в возбуждении уголовного дела. Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб., 2014). В судебной практике встречаются случаи, когда дело прекращается именно по основанию ч. 2 ст. 14 УК РФ (Постановление Усть-Абаканского районного суда от 27.05.2016 по делу N 22-819/2016, Постановление Президиума Курского областного суда от 13.09.2017 по делу N 4У-654/2017).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее многими учеными разделяется точка зрения, согласно которой факт малозначительности деяния не означает отсутствия в деянии состава преступления, поскольку деяние должно содержать все признаки состава преступления, иначе уголовное преследование подлежит прекращению уже по иному основанию. На это указывает и сам законодатель, говоря о деянии, "формально содержащем признаки преступления" (Особенности прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб., 2015). В связи с этим отдельными учеными предлагается использовать в необходимых случаях ссылку на материально-правовое основание, то есть на саму ч. 2 ст. 14 УК РФ (Теоретические и практические проблемы института отказа в возбуждении уголовного дела. Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб., 2014). В судебной практике встречаются случаи, когда дело прекращается именно по основанию ч. 2 ст. 14 УК РФ (Постановление Усть-Абаканского районного суда от 27.05.2016 по делу N 22-819/2016, Постановление Президиума Курского областного суда от 13.09.2017 по делу N 4У-654/2017).
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (в отдельных случаях);
(КонсультантПлюс, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (в отдельных случаях);
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1) уголовное преследование сотрудника без применения к сотруднику меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу или вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1) уголовное преследование сотрудника без применения к сотруднику меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу или вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу медицинского работника
(КонсультантПлюс, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, к которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Справка выдается органами МВД России (п. п. 6, 7 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660).
(КонсультантПлюс, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, к которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Справка выдается органами МВД России (п. п. 6, 7 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660).
Ситуация: Как организовать семейный детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
Готовое решение: Каковы особенности приема на работу граждан государств - членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения)
(КонсультантПлюс, 2025)иные документы в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение определенных преступлений и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом государства - члена ЕАЭС - при поступлении гражданина государства - члена ЕАЭС на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа. К документу должен быть приложен перевод на русский язык, а верность перевода должна быть удостоверена в установленном законодательством РФ порядке (ч. 4 ст. 328.1 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)иные документы в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение определенных преступлений и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом государства - члена ЕАЭС - при поступлении гражданина государства - члена ЕАЭС на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа. К документу должен быть приложен перевод на русский язык, а верность перевода должна быть удостоверена в установленном законодательством РФ порядке (ч. 4 ст. 328.1 ТК РФ).
Статья: Пробелы нормативной регламентации реабилитации в уголовном судопроизводстве
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Ключевые слова: уголовное судопроизводство, уголовное преследование, реабилитация, прекращение уголовного дела, частичное прекращение уголовного преследования, реабилитирующие основания прекращения уголовного дела, меры пресечения, меры принуждения, следственные действия, самооговор.
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Ключевые слова: уголовное судопроизводство, уголовное преследование, реабилитация, прекращение уголовного дела, частичное прекращение уголовного преследования, реабилитирующие основания прекращения уголовного дела, меры пресечения, меры принуждения, следственные действия, самооговор.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)К примеру, Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ или Закон о пробации) предусматривает альтернативные наказанию механизмы ресоциализации осужденных, в том числе постпенитенциарные. Среди них - содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация (ст. 24). Очевидно, что предоставление возможности работать - важный ресоциализирующий фактор и мотиватор для лица, освободившегося от отбывания наказания. Следовало бы приветствовать это как новый тренд политики государства. Однако констатировать наличие такового, к сожалению, нельзя, поскольку наряду с этим принимаются нормативные правовые акты прямо противоположной концептуальной направленности. Так, Федеральный закон от 11.06.2022 N 155-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" устанавливает ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа для лиц, имеющих судимость за целый ряд преступлений, среди которых довольно распространенные - грабеж, разбой <1>. Работник, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, до 1 сентября 2023 года обязан представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Трудовой договор с работником, не представившим работодателю справку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации <2>.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)К примеру, Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ или Закон о пробации) предусматривает альтернативные наказанию механизмы ресоциализации осужденных, в том числе постпенитенциарные. Среди них - содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация (ст. 24). Очевидно, что предоставление возможности работать - важный ресоциализирующий фактор и мотиватор для лица, освободившегося от отбывания наказания. Следовало бы приветствовать это как новый тренд политики государства. Однако констатировать наличие такового, к сожалению, нельзя, поскольку наряду с этим принимаются нормативные правовые акты прямо противоположной концептуальной направленности. Так, Федеральный закон от 11.06.2022 N 155-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" устанавливает ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа для лиц, имеющих судимость за целый ряд преступлений, среди которых довольно распространенные - грабеж, разбой <1>. Работник, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, до 1 сентября 2023 года обязан представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Трудовой договор с работником, не представившим работодателю справку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации <2>.
Статья: Прекращение уголовного преследования и вопросы эффективности уголовно-процессуальной деятельности
(Качалова О.В., Качалов В.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)В ряде случаев прекращение уголовного преследования не зависит от усмотрения дознавателя, прокурора, следователя, суда и осуществляется при наличии формально определенных оснований. К таким случаям относятся прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24 и п. 1, 4 - 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ <9>); ввиду смерти подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, когда дальнейшее производство по делу необходимо для реабилитации данного лица); в связи с возмещением ущерба по делам о налоговых и некоторых иных преступлениях экономического характера; в отношении лиц, находящихся на военной службе в военное время, период военного положения или мобилизации (ст. 282 УПК РФ); вследствие акта об амнистии; в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ <10>. Однако даже в этих ситуациях, вопреки прямому указанию закона, органы предварительного расследования стараются направить уголовное дело в суд с тем, чтобы уголовное преследование было прекращено уже в суде. Такой подход противоречит и здравому смыслу, и требованиям УПК РФ, фактически у суда нет оснований принимать к производству уголовное дело, которое должно быть прекращено в ходе досудебного производства в силу прямого указания закона. В связи с этим в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2024 г. N 39 "О практике применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору" <11> разъясняется, что в тех случаях, когда органы предварительного расследования в соответствии с возложенными на них полномочиями и при наличии к тому оснований обязаны принять решение о прекращении уголовного дела, но вопреки данным требованиям закона уголовное дело было направлено в суд, оно подлежит возвращению прокурору на основании пункта 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ.
(Качалова О.В., Качалов В.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)В ряде случаев прекращение уголовного преследования не зависит от усмотрения дознавателя, прокурора, следователя, суда и осуществляется при наличии формально определенных оснований. К таким случаям относятся прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24 и п. 1, 4 - 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ <9>); ввиду смерти подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, когда дальнейшее производство по делу необходимо для реабилитации данного лица); в связи с возмещением ущерба по делам о налоговых и некоторых иных преступлениях экономического характера; в отношении лиц, находящихся на военной службе в военное время, период военного положения или мобилизации (ст. 282 УПК РФ); вследствие акта об амнистии; в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ <10>. Однако даже в этих ситуациях, вопреки прямому указанию закона, органы предварительного расследования стараются направить уголовное дело в суд с тем, чтобы уголовное преследование было прекращено уже в суде. Такой подход противоречит и здравому смыслу, и требованиям УПК РФ, фактически у суда нет оснований принимать к производству уголовное дело, которое должно быть прекращено в ходе досудебного производства в силу прямого указания закона. В связи с этим в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2024 г. N 39 "О практике применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору" <11> разъясняется, что в тех случаях, когда органы предварительного расследования в соответствии с возложенными на них полномочиями и при наличии к тому оснований обязаны принять решение о прекращении уголовного дела, но вопреки данным требованиям закона уголовное дело было направлено в суд, оно подлежит возвращению прокурору на основании пункта 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ.