Прекращение публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФТребование гражданина - собственника участка о прекращении публичного сервитута рассмотрят в гражданском судопроизводстве >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком" ЛК РФ"Пункт 3 статьи 9 ЛК РФ указывает лишь на предусмотренные ЗК РФ основания и порядок, согласно которому устанавливается и прекращается публичный сервитут. Эта норма не предусматривает передачу полномочий иным органам государственной власти и органам местного управления по установлению публичного сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)5. Порядок прекращения публичного сервитута на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)5. Порядок прекращения публичного сервитута на земельный участок
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)5.6. Как прекращается публичный сервитут, установленный в специальном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)5.6. Как прекращается публичный сервитут, установленный в специальном порядке
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)6. Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)6. Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Общий порядок установления и прекращения
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Общий порядок установления и прекращения
Статья: О будущем права собственности
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой пример: в соответствии со ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в границах публичного сервитута осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений (п. 3). Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута (п. 4). Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута (п. 9). Как видим, право собственности обладателя публичного сервитута на объекты, возведенные им на чужом участке, тоже "заражено срочностью".
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой пример: в соответствии со ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в границах публичного сервитута осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений (п. 3). Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута (п. 4). Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута (п. 9). Как видим, право собственности обладателя публичного сервитута на объекты, возведенные им на чужом участке, тоже "заражено срочностью".
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Несмотря на то что лесное законодательство превалирует в регулировании отношений по использованию и охране земель лесного фонда, институты земельного права также играют важную роль в определении режима лесных и нелесных земель. В регламентации содержания указанного режима значительное место занимают такие правовые средства земельного права, как категоризация земель, зонирование территорий, ограничения прав на землю и ограничения оборотоспособности земельных (в том числе лесных) участков, а также положения об условиях образования участков и определении их видов разрешенного использования. Следует дополнительно назвать ряд смежных принципов земельного и лесного законодательства, в том числе принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип участия граждан и их объединений в решении вопросов о правах на землю, принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и др. (ст. 1 ЛК РФ и ст. 1 ЗК РФ). В соответствии с ЛК РФ к предмету правового регулирования земельного законодательства (применительно к лесным участкам) относятся установление требований к образованию лесных участков (ст. 7), определение оснований для возникновения и прекращения публичных сервитутов (ст. 9), условия заключения договоров аренды (ст. 42) и изменения договоров безвозмездного пользования (ст. 74.4).
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Несмотря на то что лесное законодательство превалирует в регулировании отношений по использованию и охране земель лесного фонда, институты земельного права также играют важную роль в определении режима лесных и нелесных земель. В регламентации содержания указанного режима значительное место занимают такие правовые средства земельного права, как категоризация земель, зонирование территорий, ограничения прав на землю и ограничения оборотоспособности земельных (в том числе лесных) участков, а также положения об условиях образования участков и определении их видов разрешенного использования. Следует дополнительно назвать ряд смежных принципов земельного и лесного законодательства, в том числе принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип участия граждан и их объединений в решении вопросов о правах на землю, принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и др. (ст. 1 ЛК РФ и ст. 1 ЗК РФ). В соответствии с ЛК РФ к предмету правового регулирования земельного законодательства (применительно к лесным участкам) относятся установление требований к образованию лесных участков (ст. 7), определение оснований для возникновения и прекращения публичных сервитутов (ст. 9), условия заключения договоров аренды (ст. 42) и изменения договоров безвозмездного пользования (ст. 74.4).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Финансовое ведомство пояснило, что публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ и к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте не применяются (пункт 3 статьи 23 ЗК РФ).
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Финансовое ведомство пояснило, что публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ и к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте не применяются (пункт 3 статьи 23 ЗК РФ).
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения (п. 9 ст. 39.46 ЗК РФ).
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения (п. 9 ст. 39.46 ЗК РФ).
Статья: Пользование земельным участком
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ не применяются (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ не применяются (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Нормативное закрепление положений об этом сервитуте в ЗК РФ и указание на его установление органом власти подчеркивает, что он является публичным. Более того, в п. 3 ст. 23 ЗК РФ говорится, что к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута (т.е. в порядке ст. 23 и гл. V.7 ЗК РФ), положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ (т.е. положения о частных сервитутах) не применяются.
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Нормативное закрепление положений об этом сервитуте в ЗК РФ и указание на его установление органом власти подчеркивает, что он является публичным. Более того, в п. 3 ст. 23 ЗК РФ говорится, что к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута (т.е. в порядке ст. 23 и гл. V.7 ЗК РФ), положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ (т.е. положения о частных сервитутах) не применяются.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. В абзаце 1 п. 5 комментируемой статьи установлено, что переход прав на государственное или муниципальное имущество, обремененное публичным сервитутом, не влечет за собой прекращение публичного сервитута.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. В абзаце 1 п. 5 комментируемой статьи установлено, что переход прав на государственное или муниципальное имущество, обремененное публичным сервитутом, не влечет за собой прекращение публичного сервитута.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9) об установлении или прекращении публичных сервитутов;
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9) об установлении или прекращении публичных сервитутов;