Прекращение административного производства
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение административного производства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"13.1. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"13.1. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Статья: Подача частной жалобы на определение суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, если это предусмотрено КАС РФ либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 313 КАС РФ). Например, не подлежат самостоятельному обжалованию определения: об отказе во вступлении в административное дело в качестве административного соистца (Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2023 по делу N 88а-3038/2023, 88а-3039/2023 (УИД 72OS0000-01-2021-000095-59)); об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в административное дело в качестве заинтересованного лица (Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2024 N 88а-22556/2024 (УИД 61RS0045-01-2024-000055-32)); об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении в отдельное производство заявленных административным истцом требований (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2024 N 88а-34350/2024 (УИД 52RS0005-01-2023-008155-80)); об отказе в прекращении производства по административному делу (Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.09.2024 N 88А-19615/2024 (УИД 54RS0010-01-2023-008299-12)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, если это предусмотрено КАС РФ либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 313 КАС РФ). Например, не подлежат самостоятельному обжалованию определения: об отказе во вступлении в административное дело в качестве административного соистца (Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2023 по делу N 88а-3038/2023, 88а-3039/2023 (УИД 72OS0000-01-2021-000095-59)); об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в административное дело в качестве заинтересованного лица (Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2024 N 88а-22556/2024 (УИД 61RS0045-01-2024-000055-32)); об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении в отдельное производство заявленных административным истцом требований (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2024 N 88а-34350/2024 (УИД 52RS0005-01-2023-008155-80)); об отказе в прекращении производства по административному делу (Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.09.2024 N 88А-19615/2024 (УИД 54RS0010-01-2023-008299-12)).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 214. Прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 214. Прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта
Статья: Сложности применения принудительных мер медицинского характера по уголовным делам о преступлениях с административной преюдицией
(Хайдаров А.А.)
("Законность", 2021, N 9)Также необходимо оценивать полноту проведения судебно-психиатрической экспертизы в ходе досудебного производства и само заключение судебно-психиатрической экспертизы. В частности, проверить, ставился ли вопрос о вменяемости лица не только при совершении преступления, но и в период совершения административного правонарушения. В случае если этот факт не установлен либо установлен факт нахождения лица в состоянии невменяемости в отношении первого случая привлечения к административной ответственности, то необходимо пользоваться своими полномочиями для решения вопроса о прекращении уголовного дела. А после прекращения уголовного дела ставить вопрос о прекращении административного производства по первому факту.
(Хайдаров А.А.)
("Законность", 2021, N 9)Также необходимо оценивать полноту проведения судебно-психиатрической экспертизы в ходе досудебного производства и само заключение судебно-психиатрической экспертизы. В частности, проверить, ставился ли вопрос о вменяемости лица не только при совершении преступления, но и в период совершения административного правонарушения. В случае если этот факт не установлен либо установлен факт нахождения лица в состоянии невменяемости в отношении первого случая привлечения к административной ответственности, то необходимо пользоваться своими полномочиями для решения вопроса о прекращении уголовного дела. А после прекращения уголовного дела ставить вопрос о прекращении административного производства по первому факту.
Статья: Надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)в установленных законом случаях прекращать производство об административном правонарушении. Целесообразность закрепления этого полномочия в российском законодательстве очевидна, хотя, как уже отмечалось, мы относим его к инструментарию функции административного преследования. Частью 8 ст. 63 КоАП РК также предусмотрено право прокурора опротестовать постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства в течение одного года со дня вступления его в законную силу, что, в принципе, имеет место и в российском законодательстве без указания конкретных сроков;
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)в установленных законом случаях прекращать производство об административном правонарушении. Целесообразность закрепления этого полномочия в российском законодательстве очевидна, хотя, как уже отмечалось, мы относим его к инструментарию функции административного преследования. Частью 8 ст. 63 КоАП РК также предусмотрено право прокурора опротестовать постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства в течение одного года со дня вступления его в законную силу, что, в принципе, имеет место и в российском законодательстве без указания конкретных сроков;
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Рассматривая жалобу лица на решение нижестоящих судов, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 09.04.2024 N 19-КГ24-3-К5 указала о том, что отказ от дальнейшего административного преследования в связи с истечением давности привлечения к административной ответственности сам по себе не является безусловным основанием для вывода о законности или незаконности привлечения к административной ответственности. Прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности не может лишить лицо, настаивавшее на своей невиновности в совершении административного правонарушения, права на проверку и оценку его доводов.
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Рассматривая жалобу лица на решение нижестоящих судов, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 09.04.2024 N 19-КГ24-3-К5 указала о том, что отказ от дальнейшего административного преследования в связи с истечением давности привлечения к административной ответственности сам по себе не является безусловным основанием для вывода о законности или незаконности привлечения к административной ответственности. Прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности не может лишить лицо, настаивавшее на своей невиновности в совершении административного правонарушения, права на проверку и оценку его доводов.
Статья: Проблемы и перспективы развития административной ответственности за совершение правонарушений в сфере высшего образования
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)При этом выполнение мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов сопряжено со значительными финансовыми затратами. Часть 4 ст. 24.5 КоАП предусматривает прекращение административного производства в отношении учреждений, если правонарушение было обусловлено нехваткой выделенных бюджетных ассигнований. Однако в данной статье говорится только о региональных и муниципальных бюджетах. Вместе с тем большинство вузов являются федеральными учреждениями. Следует отметить справедливость высказывания профессора О.Ю. Кокуриной о публичной ответственности государства за ненадлежащее действие (бездействие) его органов <12>. По мнению автора статьи, нужно ввести субсидиарную административную ответственность для учредителя федерального государственного вуза в случае выделения неполного финансирования, если административное правонарушение явилось следствием этого.
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)При этом выполнение мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов сопряжено со значительными финансовыми затратами. Часть 4 ст. 24.5 КоАП предусматривает прекращение административного производства в отношении учреждений, если правонарушение было обусловлено нехваткой выделенных бюджетных ассигнований. Однако в данной статье говорится только о региональных и муниципальных бюджетах. Вместе с тем большинство вузов являются федеральными учреждениями. Следует отметить справедливость высказывания профессора О.Ю. Кокуриной о публичной ответственности государства за ненадлежащее действие (бездействие) его органов <12>. По мнению автора статьи, нужно ввести субсидиарную административную ответственность для учредителя федерального государственного вуза в случае выделения неполного финансирования, если административное правонарушение явилось следствием этого.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)В каких случаях мировой суд может вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)В каких случаях мировой суд может вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении