Преимущественное право при сокращении госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Преимущественное право при сокращении госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащих по сокращению
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение госслужащего по сокращению признается незаконным, если нарушено его преимущественное право оставления на службе (например, на иную должность назначены служащие без внесения их на комиссию для оценки преимущественного права, вопрос о преимущественном праве служащего не рассматривался и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение госслужащего по сокращению признается незаконным, если нарушено его преимущественное право оставления на службе (например, на иную должность назначены служащие без внесения их на комиссию для оценки преимущественного права, вопрос о преимущественном праве служащего не рассматривался и др.)
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 11.01.2024 по делу N 33-49/2024 (УИД 41RS0001-01-2023-009022-03)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением должности.
Обстоятельства: Истица указала, что находилась в отпуске по уходу за ребенком. Была уведомлена о сокращении занимаемой должности, ей были предложены нижестоящие должности гражданской службы без указания места трудовой деятельности, а также должности в отдаленных районах.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции указал, что запрет на увольнение истца по сокращению штата в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста тех лет и сохранения места работы за истцом на указанный период не исключает обязанность представителя нанимателя государственного органа в отношении гражданских служащих, замещающих должность федеральной гражданской службы и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, обеспечить гарантии, предусмотренные ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ и трудовым законодательством - предложить вакантные должности, соответствующие квалификации работника, вакантные нижестоящие должности, соблюсти гарантии преимущественного права на оставление на работе. Суд отметил, что на начало проведения организационно-штатных мероприятий истцу не были предложены вакантные должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадрового обеспечения и начальника отдела государственной службы и кадрового обеспечения, пришел к выводу о нарушении ответчиком процедуры увольнения в отношении истца, в связи с чем признал незаконным приказ от 13 июля 2023 года N о прекращении служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, освобождении Э. от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, увольнении с гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ. Истец с 14 июля 2023 года восстановлена в ранее замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы - <данные изъяты> СВТУ ФАР, в ее пользу с ответчика взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 14 июля 2023 года по 11 августа 2023 года в размере 119 253 руб. 33 коп. Принимая во внимание, что истец уволена 13 июля 2023 года, иск сдан в организацию почтовой связи 11 августа 2023 года и поступил в суд 14 августа 2023 года, суд отклонил заявленное ответчиком ходатайство о пропуске обращения в суд за разрешением индивидуального спора, указав, что данный срок не пропущен.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением должности.
Обстоятельства: Истица указала, что находилась в отпуске по уходу за ребенком. Была уведомлена о сокращении занимаемой должности, ей были предложены нижестоящие должности гражданской службы без указания места трудовой деятельности, а также должности в отдаленных районах.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции указал, что запрет на увольнение истца по сокращению штата в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста тех лет и сохранения места работы за истцом на указанный период не исключает обязанность представителя нанимателя государственного органа в отношении гражданских служащих, замещающих должность федеральной гражданской службы и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, обеспечить гарантии, предусмотренные ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ и трудовым законодательством - предложить вакантные должности, соответствующие квалификации работника, вакантные нижестоящие должности, соблюсти гарантии преимущественного права на оставление на работе. Суд отметил, что на начало проведения организационно-штатных мероприятий истцу не были предложены вакантные должности заместителя начальника отдела государственной службы и кадрового обеспечения и начальника отдела государственной службы и кадрового обеспечения, пришел к выводу о нарушении ответчиком процедуры увольнения в отношении истца, в связи с чем признал незаконным приказ от 13 июля 2023 года N о прекращении служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, освобождении Э. от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, увольнении с гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ. Истец с 14 июля 2023 года восстановлена в ранее замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы - <данные изъяты> СВТУ ФАР, в ее пользу с ответчика взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 14 июля 2023 года по 11 августа 2023 года в размере 119 253 руб. 33 коп. Принимая во внимание, что истец уволена 13 июля 2023 года, иск сдан в организацию почтовой связи 11 августа 2023 года и поступил в суд 14 августа 2023 года, суд отклонил заявленное ответчиком ходатайство о пропуске обращения в суд за разрешением индивидуального спора, указав, что данный срок не пропущен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Соблюдение преимущественного права на оставление на службе в первую очередь служащих, имеющих более высокую квалификацию, и тех, кого запрещено увольнять (например, беременных). Если же уровень квалификации или деловых качеств одинаков, предпочтение отдается служащим, имеющим дополнительные преимущественные права.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Соблюдение преимущественного права на оставление на службе в первую очередь служащих, имеющих более высокую квалификацию, и тех, кого запрещено увольнять (например, беременных). Если же уровень квалификации или деловых качеств одинаков, предпочтение отдается служащим, имеющим дополнительные преимущественные права.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110
(ред. от 05.08.2024)
"О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации"Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
(ред. от 05.08.2024)
"О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации"Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Статья: Сокращение госслужащего: как избежать ошибок?
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Статья: Актуальные вопросы сокращения должностей госслужбы
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)В течение двух месяцев с даты предупреждения служащего о предстоящем сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона N 79-ФЗ. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)В течение двух месяцев с даты предупреждения служащего о предстоящем сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона N 79-ФЗ. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.