Предъявление претензии перевозчику
Подборка наиболее важных документов по запросу Предъявление претензии перевозчику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 148 АПК РФ "Основания для оставления искового заявления без рассмотрения"3.1.4. Иск подлежит оставлению без рассмотрения, если он предъявлен до истечения установленного срока ответа на претензию и получения этого ответа от перевозчика или если истец нарушил претензионный порядок (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Между экспедитором и перевозчиком заключен договор на оказание услуг по перевозке и экспедированию груза (бунты проволоки). В процессе перевозки произошло ДТП. Перевозчик на частично поврежденном транспортном средстве доставил груз грузополучателю, который отказался от приемки груза. Перевозчик произвел перегруз груза из поврежденного транспортного средства в исправное и транспортировал груз обратно грузоотправителю. Экспедитор возместил грузоотправителю ущерб от повреждения груза и, в свою очередь, направил претензию перевозчику о возмещении убытков в виде затрат на возмещение ущерба грузоотправителю, которая оставлена без удовлетворения.
(Арбитражный суд Уральского округа)Между экспедитором и перевозчиком заключен договор на оказание услуг по перевозке и экспедированию груза (бунты проволоки). В процессе перевозки произошло ДТП. Перевозчик на частично поврежденном транспортном средстве доставил груз грузополучателю, который отказался от приемки груза. Перевозчик произвел перегруз груза из поврежденного транспортного средства в исправное и транспортировал груз обратно грузоотправителю. Экспедитор возместил грузоотправителю ущерб от повреждения груза и, в свою очередь, направил претензию перевозчику о возмещении убытков в виде затрат на возмещение ущерба грузоотправителю, которая оставлена без удовлетворения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть грузоотправителю при предъявлении претензии перевозчику в связи с нарушением срока подачи транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как составить и направить претензию перевозчику
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как составить и направить претензию перевозчику
Нормативные акты
"РД 34.09.105-96. Методические указания по организации учета топлива на тепловых электростанциях"
(утв. РАО "ЕЭС России" 12.05.1996)
(ред. от 29.06.2001)2.6. Предъявление претензий поставщикам и перевозчикам топлива.
(утв. РАО "ЕЭС России" 12.05.1996)
(ред. от 29.06.2001)2.6. Предъявление претензий поставщикам и перевозчикам топлива.
Готовое решение: Как в учете отражать расчеты по выставленной контрагенту и признанной им претензии
(КонсультантПлюс, 2025)В бухгалтерском и налоговом учете операции, связанные с выставлением экспедитору претензии, клиент отражает в том же порядке, что и грузоотправитель при выставлении претензии перевозчику.
(КонсультантПлюс, 2025)В бухгалтерском и налоговом учете операции, связанные с выставлением экспедитору претензии, клиент отражает в том же порядке, что и грузоотправитель при выставлении претензии перевозчику.
Готовое решение: Что такое прямые смешанные перевозки и единый транспортный документ (ЕТД)
(КонсультантПлюс, 2025)Пассажир до предъявления иска, вытекающего из договора перевозки пассажира в прямом смешанном сообщении, может предъявить претензию перевозчику, заключившему такой договор (ч. 1 ст. 5 Закона о прямых смешанных перевозках).
(КонсультантПлюс, 2025)Пассажир до предъявления иска, вытекающего из договора перевозки пассажира в прямом смешанном сообщении, может предъявить претензию перевозчику, заключившему такой договор (ч. 1 ст. 5 Закона о прямых смешанных перевозках).
Готовое решение: Как взыскать договорную и законную неустойку
(КонсультантПлюс, 2025)Нередко предъявление претензии об уплате законной неустойки является обязательным в силу правовых актов, которыми она установлена. Например, это предусмотрено ст. 120 УЖТ РФ. Кроме того, уточните, нет ли в законе, предусматривающем взыскание неустойки, специальных требований. В частности, порядок предъявления претензии к перевозчику груза установлен транспортными уставами или кодексами (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нередко предъявление претензии об уплате законной неустойки является обязательным в силу правовых актов, которыми она установлена. Например, это предусмотрено ст. 120 УЖТ РФ. Кроме того, уточните, нет ли в законе, предусматривающем взыскание неустойки, специальных требований. В частности, порядок предъявления претензии к перевозчику груза установлен транспортными уставами или кодексами (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) глава 4 "Претензии и иски" законопроекта определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из ДТЭ, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - пять месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами, экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) глава 4 "Претензии и иски" законопроекта определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из ДТЭ, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - пять месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами, экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов. Статья 797 ГК РФ устанавливает обязательный претензионный порядок урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов, если имеют место нарушение обязательства со стороны перевозчика. Грузополучатель и грузоотправитель обязаны предъявить претензию перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 403 КТМ, ст. 161 КВВТ, ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ, ст. 39 УАТ). Порядок предъявления претензий имеет некоторые особенности. Во-первых, транспортные уставы и кодексы устанавливают, в каких случаях право на претензию имеет грузоотправитель, а в каких - грузополучатель. Во-вторых, транспортные уставы и кодексы, как правило, ограничивают возможность цессии. Иск к перевозчику может быть предъявлен только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, на железнодорожном, внутреннем водном транспорте указанные иски предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (ст. 125 УЖТ, ст. 164 КВВТ). При перевозках автомобильным транспортом срок исковой давности также исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей), груза, со дня выдачи груза; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки груза со дня выдачи груза (ст. 42 УАТ). При морских перевозках срок исковой давности исчисляется по требованиям возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан; возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна и досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования (ст. 408 КТМ). При воздушных перевозках течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, а также с просрочкой их доставки, начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка груза, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором перевозки груза (ст. 128 ВК).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Особенности урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов. Статья 797 ГК РФ устанавливает обязательный претензионный порядок урегулирования споров из обязательств по перевозке грузов, если имеют место нарушение обязательства со стороны перевозчика. Грузополучатель и грузоотправитель обязаны предъявить претензию перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 403 КТМ, ст. 161 КВВТ, ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ, ст. 39 УАТ). Порядок предъявления претензий имеет некоторые особенности. Во-первых, транспортные уставы и кодексы устанавливают, в каких случаях право на претензию имеет грузоотправитель, а в каких - грузополучатель. Во-вторых, транспортные уставы и кодексы, как правило, ограничивают возможность цессии. Иск к перевозчику может быть предъявлен только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, на железнодорожном, внутреннем водном транспорте указанные иски предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (ст. 125 УЖТ, ст. 164 КВВТ). При перевозках автомобильным транспортом срок исковой давности также исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей), груза, со дня выдачи груза; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки груза со дня выдачи груза (ст. 42 УАТ). При морских перевозках срок исковой давности исчисляется по требованиям возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан; возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна и досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования (ст. 408 КТМ). При воздушных перевозках течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, а также с просрочкой их доставки, начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка груза, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором перевозки груза (ст. 128 ВК).
Готовое решение: Как организовать складской учет материалов
(КонсультантПлюс, 2025)акт о приемке материалов (например, по форме N М-7), если поступившие материалы не соответствуют требованиям по качеству, количеству или ассортименту. Такой акт служит основанием для предъявления претензий поставщику или перевозчику. В случае его составления материалы все равно приходуются на склад, но, как правило, не могут расходоваться.
(КонсультантПлюс, 2025)акт о приемке материалов (например, по форме N М-7), если поступившие материалы не соответствуют требованиям по качеству, количеству или ассортименту. Такой акт служит основанием для предъявления претензий поставщику или перевозчику. В случае его составления материалы все равно приходуются на склад, но, как правило, не могут расходоваться.
Готовое решение: Как грузоотправителю составить претензию к перевозчику о возмещении ущерба и возврате провозной платы
(КонсультантПлюс, 2025)Влияет ли на возможность направления претензии перевозчику отсутствие отметки в транспортной накладной о недостатках, выявленных при приемке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Влияет ли на возможность направления претензии перевозчику отсутствие отметки в транспортной накладной о недостатках, выявленных при приемке груза
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Перевозчик2. Условие договора перевозки о возмещении ущерба, вызванного несохранностью груза, стоимость которого сформирована без учета провозной платы, при УСН. Предъявление претензии грузоотправителем (информация для перевозчика)