Предварительные обеспечительные меры кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Предварительные обеспечительные меры кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 85 "Применение мер предварительной защиты по административному иску" КАС РФ"Меры предварительной защиты применяются при условии их обоснованности и наличия доказательств, подтверждающих основания принятия обеспечительных мер, предусмотренных статьей 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 87 "Рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску" КАС РФ"Так, представленными материалами достоверно подтверждается, что связь испрашиваемой административным истцом меры предварительной защиты с предметом заявленных им требований отсутствует, что исключает возможность удовлетворения его заявления (часть 4 статьи 85, часть 4 статьи 87 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Важнее в связи с этим обратить внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 85 КАС РФ, ч. 2 ст. 90 АПК РФ меры предварительной защиты (обеспечительные меры) принимаются не только для обеспечения исполнения в порядке исполнительного производства возможного решения суда, но и для предотвращения нарушения прав гражданина, организации, в том числе в случаях, когда по итогам разрешения спора (спорного вопроса) не предполагается выдачи исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства. Например, должник может оспорить постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущество, защищенное исполнительским иммунитетом, об ограничении его права на выезд из Российской Федерации или об ограничении на пользование специальном правом. По итогам удовлетворения таких административных исков не требуется выдачи исполнительного документа, возбуждения отдельного исполнительного производства. Суду достаточно констатировать, что соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя является незаконным. Вместе с тем в отдельных случаях приостановление судом действия постановления судебного пристава об обращении взыскания на указанное имущество или действия постановления об ограничении права на выезд (осуществляемого, например, в целях лечения), права на пользование транспортным средством (реализуемого, например, для выполнения социально значимой трудовой функции) может служить устранению опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц (п. 1 ч. 1 ст. 85 КАС РФ), т.е. являться совершенно оправданным.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Важнее в связи с этим обратить внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 85 КАС РФ, ч. 2 ст. 90 АПК РФ меры предварительной защиты (обеспечительные меры) принимаются не только для обеспечения исполнения в порядке исполнительного производства возможного решения суда, но и для предотвращения нарушения прав гражданина, организации, в том числе в случаях, когда по итогам разрешения спора (спорного вопроса) не предполагается выдачи исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства. Например, должник может оспорить постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущество, защищенное исполнительским иммунитетом, об ограничении его права на выезд из Российской Федерации или об ограничении на пользование специальном правом. По итогам удовлетворения таких административных исков не требуется выдачи исполнительного документа, возбуждения отдельного исполнительного производства. Суду достаточно констатировать, что соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя является незаконным. Вместе с тем в отдельных случаях приостановление судом действия постановления судебного пристава об обращении взыскания на указанное имущество или действия постановления об ограничении права на выезд (осуществляемого, например, в целях лечения), права на пользование транспортным средством (реализуемого, например, для выполнения социально значимой трудовой функции) может служить устранению опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц (п. 1 ч. 1 ст. 85 КАС РФ), т.е. являться совершенно оправданным.
Статья: Специальные полномочия судебного представителя и их закрепление в доверенности: некоторые дискуссионные аспекты
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Например, законодательство предусматривает возможность принятия мер, направленных на обеспечение заявленных в суд требований. АПК РФ, равно как и КАС РФ, указанные права определяет как специальные, однако они сформулированы по-разному: согласно АПК РФ такое полномочие именуется "подписание заявления об обеспечении иска", согласно КАС РФ - "заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску". ГПК РФ, напротив, указанное полномочие не включает в перечень специальных. Это означает, что если доверенность выдается для представления интересов только в суде общей юрисдикции и только по гражданским делам, то указывать право на заявление обеспечительных мер не обязательно. Если доверенность предполагает участие представителя в арбитражном и/или административном судопроизводстве, то в доверенность необходимо включать полномочия в тех формулировках, которые указаны в АПК РФ и КАС РФ соответственно.
(Ермаков А.Н., Захарьящева И.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 2)Например, законодательство предусматривает возможность принятия мер, направленных на обеспечение заявленных в суд требований. АПК РФ, равно как и КАС РФ, указанные права определяет как специальные, однако они сформулированы по-разному: согласно АПК РФ такое полномочие именуется "подписание заявления об обеспечении иска", согласно КАС РФ - "заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску". ГПК РФ, напротив, указанное полномочие не включает в перечень специальных. Это означает, что если доверенность выдается для представления интересов только в суде общей юрисдикции и только по гражданским делам, то указывать право на заявление обеспечительных мер не обязательно. Если доверенность предполагает участие представителя в арбитражном и/или административном судопроизводстве, то в доверенность необходимо включать полномочия в тех формулировках, которые указаны в АПК РФ и КАС РФ соответственно.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"13. Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (часть 1 статьи 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и часть 3 статьи 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными главой 7 КАС РФ или главой 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ).
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"13. Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (часть 1 статьи 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и часть 3 статьи 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными главой 7 КАС РФ или главой 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"14. По иску о сносе самовольной постройки, по административному иску (заявлению) об оспаривании решения органа публичной власти о сносе самовольной постройки по ходатайству заинтересованного лица суд может принять меры по обеспечению иска, обеспечительные меры, меры предварительной защиты (далее - обеспечительные меры) (глава 13 ГПК РФ, глава 8 АПК РФ, глава 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"14. По иску о сносе самовольной постройки, по административному иску (заявлению) об оспаривании решения органа публичной власти о сносе самовольной постройки по ходатайству заинтересованного лица суд может принять меры по обеспечению иска, обеспечительные меры, меры предварительной защиты (далее - обеспечительные меры) (глава 13 ГПК РФ, глава 8 АПК РФ, глава 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Вопрос: Каков порядок отмены обеспечительных мер судебным приставом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аналогичный порядок установлен ст. ст. 318, 319 АПК РФ для обеспечительных мер, а для мер предварительной защиты порядок исполнения установлен ст. ст. 187, 188 КАС РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аналогичный порядок установлен ст. ст. 318, 319 АПК РФ для обеспечительных мер, а для мер предварительной защиты порядок исполнения установлен ст. ст. 187, 188 КАС РФ.
Статья: О мерах предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов замолвите слово
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Часть 7 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривала, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Функциональный анализ данной нормы приводил суды к выводу о том, что применение обеспечительных мер законодательством не предусмотрено. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повлекло не так много существенных изменений в регулировании, но одним из таких немногочисленных изменений было предоставление судам полномочия принимать по административному иску об оспаривании нормативного правового акта единственную меру предварительной защиты - запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Спустя почти 6 лет пришло время дать оценку тому, как меры предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов работают на практике.
(Вифлянцев А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Часть 7 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривала, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Функциональный анализ данной нормы приводил суды к выводу о том, что применение обеспечительных мер законодательством не предусмотрено. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повлекло не так много существенных изменений в регулировании, но одним из таких немногочисленных изменений было предоставление судам полномочия принимать по административному иску об оспаривании нормативного правового акта единственную меру предварительной защиты - запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Спустя почти 6 лет пришло время дать оценку тому, как меры предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов работают на практике.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (часть 3 статьи 140 ГПК РФ, часть 2 статьи 91 АПК РФ, части 1, 4 статьи 85 КАС РФ) (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты").
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (часть 3 статьи 140 ГПК РФ, часть 2 статьи 91 АПК РФ, части 1, 4 статьи 85 КАС РФ) (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты").
Статья: Проблемы реализации принципов гражданского и административного процессов: сравнительный анализ
(Ярошенко Т.В.)
("Мировой судья", 2024, N 8)Принцип состязательности применяется также в административном процессе (ст. 14 КАС РФ). Как в рамках гражданского, так и административного процесса принцип состязательности может быть ограничен посредством применения обеспечительных мер (мер предварительной защиты). В административном судопроизводстве исполнение определения о применении мер предварительной защиты не приостанавливается до момента апелляционного обжалования. Следовательно, на практике возникает ситуация, при которой суд удовлетворяет заявление о применении мер предварительной защиты, при этом сторона-оппонент будет ограничена как минимум до рассмотрения апелляционной жалобы <6>.
(Ярошенко Т.В.)
("Мировой судья", 2024, N 8)Принцип состязательности применяется также в административном процессе (ст. 14 КАС РФ). Как в рамках гражданского, так и административного процесса принцип состязательности может быть ограничен посредством применения обеспечительных мер (мер предварительной защиты). В административном судопроизводстве исполнение определения о применении мер предварительной защиты не приостанавливается до момента апелляционного обжалования. Следовательно, на практике возникает ситуация, при которой суд удовлетворяет заявление о применении мер предварительной защиты, при этом сторона-оппонент будет ограничена как минимум до рассмотрения апелляционной жалобы <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При реализации соответствующего полномочия, судьи должны учитывать положения ст. 39 и 40 КАС РФ, а также имеющие общее судопроизводственное значение положения гл. 7 КАС РФ ("Меры предварительной защиты по административному иску"), с учетом Постановлений пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1> и от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" <2>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При реализации соответствующего полномочия, судьи должны учитывать положения ст. 39 и 40 КАС РФ, а также имеющие общее судопроизводственное значение положения гл. 7 КАС РФ ("Меры предварительной защиты по административному иску"), с учетом Постановлений пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1> и от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" <2>.
Статья: Особенности обеспечительных мер в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Садриева Э.Р., Хасаншина Ф.Г.)
("Современное право", 2024, N 4)Указанный стандарт доказывания проецирован и в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 15, который устанавливает, что "судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 139 ГПК РФ, частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ".
(Садриева Э.Р., Хасаншина Ф.Г.)
("Современное право", 2024, N 4)Указанный стандарт доказывания проецирован и в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 15, который устанавливает, что "судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 139 ГПК РФ, частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ".
Вопрос: Каков срок для обжалования предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации? Как приостановить исполнение предписания?
(Консультация эксперта, 2025)При этом приостановление действия решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет его недействительности. Под приостановлением действия решения согласно ч. 2 ст. 85 КАС РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным решением. Если действия, предусмотренные оспариваемым решением, уже совершены либо их осуществление началось, для суда имеет значение, в частности, может ли непринятие мер предварительной защиты привести к причинению значительного ущерба заявителю (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15).
(Консультация эксперта, 2025)При этом приостановление действия решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет его недействительности. Под приостановлением действия решения согласно ч. 2 ст. 85 КАС РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным решением. Если действия, предусмотренные оспариваемым решением, уже совершены либо их осуществление началось, для суда имеет значение, в частности, может ли непринятие мер предварительной защиты привести к причинению значительного ущерба заявителю (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15).
Статья: Новое Постановление Пленума ВС РФ об обеспечительных мерах: что пришло на смену устаревшему регулированию
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 2)Как разъяснено в п. 15 Постановления, судам следует учитывать, что обеспечительные меры - это ускоренное и предварительное средство защиты, следовательно, для их принятия не требуется представлять доказательства в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 139 ГПК РФ, ч. 2 ст. 90 АПК РФ, ч. 1 ст. 85 КАС РФ. То есть ВС РФ предлагает судам исходить из пониженного стандарта доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для принятия обеспечительных мер.
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 2)Как разъяснено в п. 15 Постановления, судам следует учитывать, что обеспечительные меры - это ускоренное и предварительное средство защиты, следовательно, для их принятия не требуется представлять доказательства в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 139 ГПК РФ, ч. 2 ст. 90 АПК РФ, ч. 1 ст. 85 КАС РФ. То есть ВС РФ предлагает судам исходить из пониженного стандарта доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для принятия обеспечительных мер.
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Выход видится в создании отдельного процессуального направления - превентивной юстиции. Исходя из этого, превентивная юстиция должна регулировать процессуальный и процедурные аспекты общей и индивидуальной профилактической деятельности, определять порядок, последовательность действий, оформление мер (форм) профилактики, фиксацию криминологической информации. Надлежит решить вопрос, в рамках какого судопроизводства будет рассматриваться установление профилактических ограничений и запретов, вменяться обязанности для лиц, подпадающих под профилактический надзор, применяться принудительные меры превентивного воздействия. Согласно ст. 118 Конституции РФ в стране существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. В переходный период считаем необходимым отнесение превентивной юстиции к ведению КАС РФ, для чего требуется внести изменения в гл. 7 "Меры предварительной защиты по административному иску", включив в ст. 85 КАС РФ меры, обеспечивающие защиту прав, свобод, законных интересов лиц, находящихся в зависимом, подчиненном положении по отношению к профилактируемому, и разд. IV "Особенности производства по отдельным категориям административных дел" дополнить гл. 29.1 "Производство по административным делам об установлении принудительных мер профилактического воздействия в отношении гражданина либо отмене мер принудительного профилактического воздействия в отношении гражданина". С созданием Кодекса Российской Федерации о профилактике преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения в него необходимо включить отдельный раздел, посвященный процессуальному оформлению деятельности по предупреждению преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения, срокам профилактического производства, процедуре постановки на профилактический учет, установления профилактического или административного надзора, проведения отдельных профилактических мер, таких как официальное предостережение, представление, запрет, ограничение, социальная реабилитация, социальная адаптация, помощь жертвам преступлений и др.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Выход видится в создании отдельного процессуального направления - превентивной юстиции. Исходя из этого, превентивная юстиция должна регулировать процессуальный и процедурные аспекты общей и индивидуальной профилактической деятельности, определять порядок, последовательность действий, оформление мер (форм) профилактики, фиксацию криминологической информации. Надлежит решить вопрос, в рамках какого судопроизводства будет рассматриваться установление профилактических ограничений и запретов, вменяться обязанности для лиц, подпадающих под профилактический надзор, применяться принудительные меры превентивного воздействия. Согласно ст. 118 Конституции РФ в стране существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное. В переходный период считаем необходимым отнесение превентивной юстиции к ведению КАС РФ, для чего требуется внести изменения в гл. 7 "Меры предварительной защиты по административному иску", включив в ст. 85 КАС РФ меры, обеспечивающие защиту прав, свобод, законных интересов лиц, находящихся в зависимом, подчиненном положении по отношению к профилактируемому, и разд. IV "Особенности производства по отдельным категориям административных дел" дополнить гл. 29.1 "Производство по административным делам об установлении принудительных мер профилактического воздействия в отношении гражданина либо отмене мер принудительного профилактического воздействия в отношении гражданина". С созданием Кодекса Российской Федерации о профилактике преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения в него необходимо включить отдельный раздел, посвященный процессуальному оформлению деятельности по предупреждению преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения, срокам профилактического производства, процедуре постановки на профилактический учет, установления профилактического или административного надзора, проведения отдельных профилактических мер, таких как официальное предостережение, представление, запрет, ограничение, социальная реабилитация, социальная адаптация, помощь жертвам преступлений и др.
Статья: Территориальная подсудность
(Широков Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае передачи судом общей юрисдикции дела в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ч. 2.1, 3 ст. 33 ГПК РФ, ч. 2.1, 3 ст. 27 КАС РФ, вынесенное судом общей юрисдикции определение, в том числе определение об обеспечении иска, о применении мер предварительной защиты, может быть обжаловано в суд общей юрисдикции апелляционной инстанции в предусмотренный законом срок.
(Широков Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае передачи судом общей юрисдикции дела в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ч. 2.1, 3 ст. 33 ГПК РФ, ч. 2.1, 3 ст. 27 КАС РФ, вынесенное судом общей юрисдикции определение, в том числе определение об обеспечении иска, о применении мер предварительной защиты, может быть обжаловано в суд общей юрисдикции апелляционной инстанции в предусмотренный законом срок.