Предварительное согласование места размещения объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Предварительное согласование места размещения объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 30 ЗК РФ "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"3. Позиции о предоставлении на торгах земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 2 ст. 30 ЗК РФ)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не установлена безусловная обязанность уполномоченного органа принять решение о предоставлении земельного участка при наличии утвержденного акта выбора и решения о предварительном согласовании места размещения объекта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли возобновить на неопределенный срок договор аренды публичного имущества, если он заключен до введения в действие положений об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь вышеназванными нормами права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды земельного участка от 28.12.2009 N 2264-з, заключенный с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, соглашение к нему от 03.03.2015, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорный договор аренды не прекратил свое действие после истечения его срока. При этом суды исходили из отсутствия доказательств возврата земельного участка после истечения срока его действия, волеизъявления Департамента, выразившегося в письме от 16.07.2014, а также заключения сторонами договора соглашения от 03.03.2015 к нему.
Можно ли возобновить на неопределенный срок договор аренды публичного имущества, если он заключен до введения в действие положений об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь вышеназванными нормами права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды земельного участка от 28.12.2009 N 2264-з, заключенный с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, соглашение к нему от 03.03.2015, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорный договор аренды не прекратил свое действие после истечения его срока. При этом суды исходили из отсутствия доказательств возврата земельного участка после истечения срока его действия, волеизъявления Департамента, выразившегося в письме от 16.07.2014, а также заключения сторонами договора соглашения от 03.03.2015 к нему.
Готовое решение: Как предоставить государственный или муниципальный земельный участок для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 марта 2015 г. действовал отдельный порядок предоставления земельных участков для строительства из публичных земель, с предварительным согласованием места размещения объекта или без него. Если участок предоставлялся с таким согласованием, то сначала проводился выбор земельного участка. Он оформлялся соответствующим актом (п. 1, пп. 1 п. 5 ст. 30, п. 5 ст. 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 марта 2015 г. действовал отдельный порядок предоставления земельных участков для строительства из публичных земель, с предварительным согласованием места размещения объекта или без него. Если участок предоставлялся с таким согласованием, то сначала проводился выбор земельного участка. Он оформлялся соответствующим актом (п. 1, пп. 1 п. 5 ст. 30, п. 5 ст. 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в отношении испрашиваемого земельного участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня принятия такого решения не прошло три года;
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в отношении испрашиваемого земельного участка до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и со дня принятия такого решения не прошло три года;
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Президиум Верховного суда Республики Карелия оставил в силе Определение суда первой инстанции, поскольку администрацией не совершалось действий, которые бы в силу прямого указания законодательства предоставляли ей полномочия продолжить и завершить процедуру предоставления земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией не принималось и не могло быть принято. Соответствующими полномочиями с 1 января 2016 года обладает уполномоченный орган государственной власти Республики Карелия <16>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Президиум Верховного суда Республики Карелия оставил в силе Определение суда первой инстанции, поскольку администрацией не совершалось действий, которые бы в силу прямого указания законодательства предоставляли ей полномочия продолжить и завершить процедуру предоставления земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта администрацией не принималось и не могло быть принято. Соответствующими полномочиями с 1 января 2016 года обладает уполномоченный орган государственной власти Республики Карелия <16>.
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Между тем с 1991 г. до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г. развитие территорий осуществлялось с помощью инвестиционных контрактов, когда практически отсутствовали генеральные планы городов - основополагающие документы, регулирующие градостроительную деятельность. Временным решением проблемы стало введение внесистемной процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства. Однако на практике сложилась ситуация, что в процессе реализации данной процедуры уполномоченные органы распоряжались территориями, на которые они не имели "прямых прав", а инвестору передавалось лишь "пятно с нечеткими очертаниями" <5>, а не земельный участок с установленными границами. В состоянии правовой неопределенности инвестор находился до окончания срока инвестиционного контракта, когда по факту наличия построенного объекта строительства происходило юридическое закрепление границ земельного участка.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Между тем с 1991 г. до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г. развитие территорий осуществлялось с помощью инвестиционных контрактов, когда практически отсутствовали генеральные планы городов - основополагающие документы, регулирующие градостроительную деятельность. Временным решением проблемы стало введение внесистемной процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства. Однако на практике сложилась ситуация, что в процессе реализации данной процедуры уполномоченные органы распоряжались территориями, на которые они не имели "прямых прав", а инвестору передавалось лишь "пятно с нечеткими очертаниями" <5>, а не земельный участок с установленными границами. В состоянии правовой неопределенности инвестор находился до окончания срока инвестиционного контракта, когда по факту наличия построенного объекта строительства происходило юридическое закрепление границ земельного участка.
Готовое решение: Что нужно знать о реестре объектов капстроительства и недвижимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)копии правоустанавливающих документов на земельный участок. Если их нет, нужна копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капстроительства. Есть исключение - объект инфраструктуры железнодорожного транспорта, для принятия решения в отношении которого указанные документы не требуются.
(КонсультантПлюс, 2025)копии правоустанавливающих документов на земельный участок. Если их нет, нужна копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капстроительства. Есть исключение - объект инфраструктуры железнодорожного транспорта, для принятия решения в отношении которого указанные документы не требуются.
Статья: Признание договора аренды земельного участка недействительным
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выявление нарушений процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов уже после заключения договора аренды может повлечь недействительность договора (Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2019 N 306-ЭС19-4346 по делу N А57-549/2018). В указанном деле судом установлено ненадлежащее исполнение администрацией обязанности по публичному информированию населения и заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, что привело к устранению (ограничению) конкуренции. Аналогичные выводы представлены в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.06.2019 N Ф02-2370/2019 по делу N А33-29061/2018, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.06.2017 N Ф06-21598/2017 по делу N А65-610/2016. Нарушение правил публичности процедуры торгов явилось основанием признания сделки недействительной и в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2017 N Ф08-5477/2017 по делу N А22-2811/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N 308-ЭС17-18361 отказано в передаче дела для пересмотра данного Постановления), Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 N 04АП-4849/2018 по делу N А19-7577/2018.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выявление нарушений процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов уже после заключения договора аренды может повлечь недействительность договора (Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2019 N 306-ЭС19-4346 по делу N А57-549/2018). В указанном деле судом установлено ненадлежащее исполнение администрацией обязанности по публичному информированию населения и заинтересованных лиц о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, что привело к устранению (ограничению) конкуренции. Аналогичные выводы представлены в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.06.2019 N Ф02-2370/2019 по делу N А33-29061/2018, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.06.2017 N Ф06-21598/2017 по делу N А65-610/2016. Нарушение правил публичности процедуры торгов явилось основанием признания сделки недействительной и в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2017 N Ф08-5477/2017 по делу N А22-2811/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N 308-ЭС17-18361 отказано в передаче дела для пересмотра данного Постановления), Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 N 04АП-4849/2018 по делу N А19-7577/2018.