Предварительное следствие обязательно
Подборка наиболее важных документов по запросу Предварительное следствие обязательно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 204 "Течение срока исковой давности при защите нарушенного права в судебном порядке" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом само по себе возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего, выступающего в рамках этого уголовного дела в качестве гражданского истца, не препятствует возможности защиты потерпевшим своих имущественных прав в порядке гражданского судопроизводства путем подачи иска в арбитражный суд или суд общей юрисдикции; потерпевший, предъявляя гражданский иск в уголовном процессе на стадии предварительного следствия, должен предвидеть юридические последствия своих действий, в том числе возможность, а в отдельных случаях и необходимость защиты своих прав в порядке гражданского судопроизводства (Определение КС РФ от 05.03.2014 N 589-О).
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом само по себе возбуждение уголовного дела по заявлению потерпевшего, выступающего в рамках этого уголовного дела в качестве гражданского истца, не препятствует возможности защиты потерпевшим своих имущественных прав в порядке гражданского судопроизводства путем подачи иска в арбитражный суд или суд общей юрисдикции; потерпевший, предъявляя гражданский иск в уголовном процессе на стадии предварительного следствия, должен предвидеть юридические последствия своих действий, в том числе возможность, а в отдельных случаях и необходимость защиты своих прав в порядке гражданского судопроизводства (Определение КС РФ от 05.03.2014 N 589-О).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания и порядок производства дознания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дознание является одной из форм проведения предварительного расследования, осуществляемой дознавателем по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому не является обязательным (п. 8 ст. 5 УПК РФ) и на производство которого распространяются положения гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ. Вместе с тем, выделяя дознание в самостоятельный процессуальный институт, законодатель установил ряд особенностей, ему присущих, сосредоточив их в гл. 32 и 32.1 УПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дознание является одной из форм проведения предварительного расследования, осуществляемой дознавателем по уголовному делу, производство предварительного следствия по которому не является обязательным (п. 8 ст. 5 УПК РФ) и на производство которого распространяются положения гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ. Вместе с тем, выделяя дознание в самостоятельный процессуальный институт, законодатель установил ряд особенностей, ему присущих, сосредоточив их в гл. 32 и 32.1 УПК РФ.
Ситуация: В каких случаях право на тайну переписки может быть ограничено?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ограничение допускается при наличии информации о признаках подготавливаемого (совершаемого, совершенного) противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, о лицах, такое деяние подготавливающих (совершающих, совершивших), а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ (ч. 2 ст. 8 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ограничение допускается при наличии информации о признаках подготавливаемого (совершаемого, совершенного) противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, о лицах, такое деяние подготавливающих (совершающих, совершивших), а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ (ч. 2 ст. 8 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ).
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)19) неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;
(ред. от 27.10.2025)19) неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
Статья: Федеральная служба войск национальной гвардии РФ - самостоятельный орган дознания?
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)На основании Устава начальник органа военной полиции организует прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, принятие в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по ним решений, производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 7 ст. 20 Устава).
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)На основании Устава начальник органа военной полиции организует прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, принятие в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по ним решений, производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 7 ст. 20 Устава).
Статья: Возвращение уголовного дела прокурору как основание для дополнительного расследования: проблемы и возможности их решения
(Халиков А.Н.)
("Российский следователь", 2025, N 5)2) по уголовному делу, по которому предварительное следствие является обязательным, предварительное расследование произведено в форме дознания;
(Халиков А.Н.)
("Российский следователь", 2025, N 5)2) по уголовному делу, по которому предварительное следствие является обязательным, предварительное расследование произведено в форме дознания;
Статья: Особенности правового статуса военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении функций дознания
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;
Статья: Недостатки предварительного следствия по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года
(Бухарина Н.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)С содержательной стороны, так же как и в современных исследованиях, нарушения форм и обрядов предварительного следствия должны были обладать признаком существенности, степень которой оценивалась исходя из возможности повлечь негативные процессуальные последствия: препятствование обоснованному преданию обвиняемого суду и вынесению законного судебного решения, вердикта присяжных.
(Бухарина Н.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)С содержательной стороны, так же как и в современных исследованиях, нарушения форм и обрядов предварительного следствия должны были обладать признаком существенности, степень которой оценивалась исходя из возможности повлечь негативные процессуальные последствия: препятствование обоснованному преданию обвиняемого суду и вынесению законного судебного решения, вердикта присяжных.
Статья: Понятие и виды органов дознания в правоохранительной системе Российской Федерации
(Фадеев И.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);
(Фадеев И.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);
Статья: Допустимые место и длительность допроса. Комментарий к ст. 187 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Смешанное расследование отличается от предварительного следствия лишь тем, что начинается оно деятельностью органа дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно <44>, а завершается предварительным следствием, начавшимся после передачи органом дознания дела следователю.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Смешанное расследование отличается от предварительного следствия лишь тем, что начинается оно деятельностью органа дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно <44>, а завершается предварительным следствием, начавшимся после передачи органом дознания дела следователю.
Статья: Формирование механизма неотложных следственных действий в России в период до 1917 г.
(Шаповал А.Б.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)В современном российском уголовном процессе неотложные следственные действия - это действия, которые производятся специальным субъектом уголовного судопроизводства - органом дознания и только после возбуждения уголовного дела. Еще одним важным критерием выступает императивное законодательное предписание, согласно которому неотложные следственные действия могут производиться не по всем категориям уголовных дел, а лишь только по тем, по которым производство предварительного следствия обязательно. Важно, что п. 19 ст. 5 УПК РФ, закрепляя легальную дефиницию рассматриваемого понятия, приводит также и цели производства неотложных следственных действий, к которым причисляет обнаружение и фиксацию следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
(Шаповал А.Б.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)В современном российском уголовном процессе неотложные следственные действия - это действия, которые производятся специальным субъектом уголовного судопроизводства - органом дознания и только после возбуждения уголовного дела. Еще одним важным критерием выступает императивное законодательное предписание, согласно которому неотложные следственные действия могут производиться не по всем категориям уголовных дел, а лишь только по тем, по которым производство предварительного следствия обязательно. Важно, что п. 19 ст. 5 УПК РФ, закрепляя легальную дефиницию рассматриваемого понятия, приводит также и цели производства неотложных следственных действий, к которым причисляет обнаружение и фиксацию следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Статья: Современные реалии функционирования органов дознания
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)"Дознание - это форма предварительного расследования, которая является более упрощенной по сравнению с предварительным следствием. Оно проводится по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. На сегодняшний день существует три вида дознания" [1, с. 66].
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)"Дознание - это форма предварительного расследования, которая является более упрощенной по сравнению с предварительным следствием. Оно проводится по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. На сегодняшний день существует три вида дознания" [1, с. 66].
Статья: О конституционности норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющих полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве: теоретический подход
(Амирбеков К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Чтобы правовая природа полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве по своей сущности соответствовала Конституции РФ, как вытекает из теоретического толкования указанных выше конституционных положений, в УПК РФ должны быть предусмотрены властно-распорядительные (дискреционные) полномочия прокурора, позволяющие ему незамедлительно оценить законность и обоснованность его осуществления (или отказа от его осуществления) другими участниками судопроизводства на стороне обвинения (органами дознания и органами предварительного следствия) <4> и при необходимости вынести обязательные к исполнению требования о принятии процессуального решения об отказе от осуществления уголовного преследования или, наоборот, осуществить его в случае незаконного отказа от его осуществления. По действующему УПК РФ прокурор в настоящее время по отношению к органам предварительного следствия властно-распорядительные полномочия имеет лишь на отмену постановления о возбуждении уголовного дела и на утверждение или отказ в утверждении обвинительного заключения. Однако необходимость оценки доказанности обвинения возникает не в стадии возбуждения уголовного дела, а в процессе осуществления предварительного следствия, особенно в случаях неоднократного продления сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, для чего недостаточно полномочия на отмену постановления о возбуждении уголовного дела. До завершения предварительного следствия и представления к нему дела с обвинительным заключением у прокурора нет полномочий на оценку имеющихся в деле доказательств, на основании которых следственные органы осуществляют уголовное преследование конкретного лица, в том числе на предмет их достоверности, относимости и допустимости, у него также нет полномочий давать органам предварительного следствия обязательные к исполнению указания о продолжении или прекращении уголовного преследования, сколько бы длительно оно ни проводилось, тогда как по отношению к органам дознания он обладает такими полномочиями.
(Амирбеков К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Чтобы правовая природа полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве по своей сущности соответствовала Конституции РФ, как вытекает из теоретического толкования указанных выше конституционных положений, в УПК РФ должны быть предусмотрены властно-распорядительные (дискреционные) полномочия прокурора, позволяющие ему незамедлительно оценить законность и обоснованность его осуществления (или отказа от его осуществления) другими участниками судопроизводства на стороне обвинения (органами дознания и органами предварительного следствия) <4> и при необходимости вынести обязательные к исполнению требования о принятии процессуального решения об отказе от осуществления уголовного преследования или, наоборот, осуществить его в случае незаконного отказа от его осуществления. По действующему УПК РФ прокурор в настоящее время по отношению к органам предварительного следствия властно-распорядительные полномочия имеет лишь на отмену постановления о возбуждении уголовного дела и на утверждение или отказ в утверждении обвинительного заключения. Однако необходимость оценки доказанности обвинения возникает не в стадии возбуждения уголовного дела, а в процессе осуществления предварительного следствия, особенно в случаях неоднократного продления сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, для чего недостаточно полномочия на отмену постановления о возбуждении уголовного дела. До завершения предварительного следствия и представления к нему дела с обвинительным заключением у прокурора нет полномочий на оценку имеющихся в деле доказательств, на основании которых следственные органы осуществляют уголовное преследование конкретного лица, в том числе на предмет их достоверности, относимости и допустимости, у него также нет полномочий давать органам предварительного следствия обязательные к исполнению указания о продолжении или прекращении уголовного преследования, сколько бы длительно оно ни проводилось, тогда как по отношению к органам дознания он обладает такими полномочиями.
Статья: Проблемы, противоречия, различные подходы к уголовно-процессуальным полномочиям учреждений и органов ФСИН России (анализ нормативного правового акта правоприменения)
(Шурухнов Н.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;
(Шурухнов Н.Г.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;