Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе может состоять:
Подборка наиболее важных документов по запросу Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе может состоять: (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
"Памятка федеральным государственным гражданским служащим арбитражных судов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе в арбитражных судах Российской Федерации и порядке его урегулирования"
(одобрена комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ВАС РФ и урегулированию конфликта интересов, протокол от 10.12.2012 N 6)Для выработки мер по предотвращению конфликта интересов, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, представителю нанимателя следует активнее привлекать комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих соответствующего арбитражного суда и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по конфликту интересов).
(одобрена комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ВАС РФ и урегулированию конфликта интересов, протокол от 10.12.2012 N 6)Для выработки мер по предотвращению конфликта интересов, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, представителю нанимателя следует активнее привлекать комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих соответствующего арбитражного суда и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по конфликту интересов).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2024 N 46-КГПР24-5-К6
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании приказа об увольнении незаконным, обязании изменить основание увольнения и внести соответствующие изменения в трудовую книжку.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что совокупность допущенных гражданским служащим нарушений относится к значительному проступку, наказание за которое предусматривает увольнение в связи с утратой доверия, однако служащий был уволен по собственной инициативе.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды разрешили спор, не приняв во внимание один из основных принципов противодействия коррупции в РФ - принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.Из материалов дела и установленных судом в ходе судебного разбирательства спора обстоятельств следует, что с 11 марта 2022 г. межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области в отношении Гнездиловой Т.Г., замещающей должность федеральной государственной гражданской службы (заместителя начальника отдела), была инициирована и проводилась проверка соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также о достоверности и полноте представленных ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, срок проведения которой приказом начальника межрайонной инспекции от 6 мая 2022 г. был продлен по 6 июня 2022 г. На заседании комиссии по результатам проверки достоверности представленных Гнездиловой Т.Г. сведений имущественного характера, состоявшемся 6 июня 2022 г., признаны нашедшими подтверждение факты допущенных Гнездиловой Т.Г. нарушений, представителю нанимателя рекомендовано применить к Гнездиловой Т.Г. дисциплинарное взыскание в виде увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: О признании приказа об увольнении незаконным, обязании изменить основание увольнения и внести соответствующие изменения в трудовую книжку.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что совокупность допущенных гражданским служащим нарушений относится к значительному проступку, наказание за которое предусматривает увольнение в связи с утратой доверия, однако служащий был уволен по собственной инициативе.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды разрешили спор, не приняв во внимание один из основных принципов противодействия коррупции в РФ - принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.Из материалов дела и установленных судом в ходе судебного разбирательства спора обстоятельств следует, что с 11 марта 2022 г. межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области в отношении Гнездиловой Т.Г., замещающей должность федеральной государственной гражданской службы (заместителя начальника отдела), была инициирована и проводилась проверка соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также о достоверности и полноте представленных ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, срок проведения которой приказом начальника межрайонной инспекции от 6 мая 2022 г. был продлен по 6 июня 2022 г. На заседании комиссии по результатам проверки достоверности представленных Гнездиловой Т.Г. сведений имущественного характера, состоявшемся 6 июня 2022 г., признаны нашедшими подтверждение факты допущенных Гнездиловой Т.Г. нарушений, представителю нанимателя рекомендовано применить к Гнездиловой Т.Г. дисциплинарное взыскание в виде увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Во-вторых, слово "требование" употребляется в Законе о гражданской службе (например, в ст. 59.2 и 59.3) в отношении обязанностей по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Подобные требования также распространяются только на лиц, уже состоящих на службе. Однако как быть, если гражданин, например, претендует на замещение должности, обязанности по которой предусматривают осуществление отдельных функций государственного управления в отношении юридического лица, находящегося в собственности его супруги? Бесспорно, это ведет к возможности конфликта интересов, но строго юридически обязанность (требование) сообщить об этом у претендента отсутствует.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Во-вторых, слово "требование" употребляется в Законе о гражданской службе (например, в ст. 59.2 и 59.3) в отношении обязанностей по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Подобные требования также распространяются только на лиц, уже состоящих на службе. Однако как быть, если гражданин, например, претендует на замещение должности, обязанности по которой предусматривают осуществление отдельных функций государственного управления в отношении юридического лица, находящегося в собственности его супруги? Бесспорно, это ведет к возможности конфликта интересов, но строго юридически обязанность (требование) сообщить об этом у претендента отсутствует.
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Возвращаясь к текущей версии нормативного закрепления применения института доверительного управления в антикоррупционных и антиконфликтных целях, отметим, что в соответствии со ст. 19 "Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе" Федерального закона N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [1] для целей этого самого Закона используется термин "конфликт интересов", установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции" [2]. При этом легальная дефиниция конфликта интересов такова - ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность лица, состоящего в должности, предполагающей обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может оказать влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей и (или) осуществление полномочий.
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Возвращаясь к текущей версии нормативного закрепления применения института доверительного управления в антикоррупционных и антиконфликтных целях, отметим, что в соответствии со ст. 19 "Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе" Федерального закона N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [1] для целей этого самого Закона используется термин "конфликт интересов", установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции" [2]. При этом легальная дефиниция конфликта интересов такова - ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность лица, состоящего в должности, предполагающей обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может оказать влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей и (или) осуществление полномочий.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Аналогичные нормы, которыми устанавливаются обязанности государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта, а также определяется, в чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов, закреплены соответственно пунктом 12 части 1 статьи 15 и частью 3.1 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Аналогичные нормы, которыми устанавливаются обязанности государственного гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта, а также определяется, в чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов, закреплены соответственно пунктом 12 части 1 статьи 15 и частью 3.1 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции""3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.";
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции""3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.";
Статья: Предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе
(Тарасенко А.А.)
("Практика исполнительного производства", 2017, N 1)Понятие "конфликт интересов" закреплено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": конфликт интересов возникает в ситуации, при которой личная заинтересованность (возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
(Тарасенко А.А.)
("Практика исполнительного производства", 2017, N 1)Понятие "конфликт интересов" закреплено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": конфликт интересов возникает в ситуации, при которой личная заинтересованность (возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Статья: Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы
(Казина Т.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 9)Аналогичное определение содержится и в ст. 10 Закона о противодействии коррупции с установлением дополнительных правил в сфере разрешения конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Гражданский служащий во избежание конфликта интересов может заявить самоотвод <8>.
(Казина Т.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 9)Аналогичное определение содержится и в ст. 10 Закона о противодействии коррупции с установлением дополнительных правил в сфере разрешения конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Гражданский служащий во избежание конфликта интересов может заявить самоотвод <8>.
"Трудовое право России: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Колобова С.В., Сергеенко Ю.С.)
("Юстицинформ", 2018)Подобные правила установлены и для муниципальных служащих. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 26 июля 2017 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" <113>).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Колобова С.В., Сергеенко Ю.С.)
("Юстицинформ", 2018)Подобные правила установлены и для муниципальных служащих. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 26 июля 2017 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" <113>).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Ушаков А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 3.1);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Ушаков А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 3.1);
Статья: Конфликт интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания
(Новоселова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2010, N 6)Часть 3 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Часть 2 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" также устанавливает обязанность государственного и муниципального служащего уведомить в письменной форме о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, но уже не представителя нанимателя, а своего непосредственного начальника. Налицо коллизия между положениями законодательства о коррупции и законодательства о государственной гражданской службе. Представитель нанимателя рассматривается и законодательством о противодействии коррупции, и законодательством о государственной гражданской службе в качестве субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: принимает меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, состоящие в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего. Полномочия непосредственного начальника гражданского служащего, не являющегося представителем нанимателя, ограничиваются обязанностью сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов. Непосредственный начальник гражданского служащего не может давать оценку ситуации и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, поэтому необходимость такого промежуточного звена в пошаговом алгоритме действий гражданского служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов сомнительна.
(Новоселова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2010, N 6)Часть 3 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Часть 2 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" также устанавливает обязанность государственного и муниципального служащего уведомить в письменной форме о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, но уже не представителя нанимателя, а своего непосредственного начальника. Налицо коллизия между положениями законодательства о коррупции и законодательства о государственной гражданской службе. Представитель нанимателя рассматривается и законодательством о противодействии коррупции, и законодательством о государственной гражданской службе в качестве субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: принимает меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, состоящие в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего. Полномочия непосредственного начальника гражданского служащего, не являющегося представителем нанимателя, ограничиваются обязанностью сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов. Непосредственный начальник гражданского служащего не может давать оценку ситуации и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, поэтому необходимость такого промежуточного звена в пошаговом алгоритме действий гражданского служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов сомнительна.
Статья: Правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации
(Агеев В.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 9)Что касается урегулирования конфликта интересов, то согласно новациям предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
(Агеев В.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 9)Что касается урегулирования конфликта интересов, то согласно новациям предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
"Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Обратим внимание, что к письму Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 прилагается Обзор типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования. Кроме того, разработано существенное количество Памяток для государственных и муниципальных служащих о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. В некоторых памятках содержится подробный анализ типовых ситуаций конфликта интересов на государственной, муниципальной службе и порядок их урегулирования (см., например, Памятку для государственного гражданского служащего ФСТЭК России о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе, утв. ФСТЭК России) <112>.
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Обратим внимание, что к письму Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 прилагается Обзор типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования. Кроме того, разработано существенное количество Памяток для государственных и муниципальных служащих о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. В некоторых памятках содержится подробный анализ типовых ситуаций конфликта интересов на государственной, муниципальной службе и порядок их урегулирования (см., например, Памятку для государственного гражданского служащего ФСТЭК России о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе, утв. ФСТЭК России) <112>.
"Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-практическое пособие"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова)
("Статут", 2017)Представитель нанимателя может принять и более жесткие меры с учетом конкретной ситуации. Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о противодействии коррупции процесс урегулирования конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего (работника), являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Аналогичная норма содержится и в ч. 3.1 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова)
("Статут", 2017)Представитель нанимателя может принять и более жесткие меры с учетом конкретной ситуации. Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о противодействии коррупции процесс урегулирования конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего (работника), являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Аналогичная норма содержится и в ч. 3.1 ст. 19 Закона о государственной гражданской службе.
"Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Артемьев Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Согласно ч. 3.1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Артемьев Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Согласно ч. 3.1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Статья: Меры профилактики и контроля конфликта интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств
(Ноздрачев А.Ф., Автономов А.С.)
("Административное право и процесс", 2017, N 5)Оценка отстранения лица, являющегося стороной конфликта интересов, от исполнения должностных (служебных) обязанностей как способа урегулирования конфликта интересов носит двойственный характер. Одни отечественные исследователи считают неприемлемой правовую конструкцию урегулирования конфликта интересов, "...когда на одном лишь предположении о наличии личной заинтересованности представитель нанимателя может принять решение об отстранении служащего от должности" <16>. Сторонники этой точки зрения полагают, что такое "...положение способно привести к нарушению права на труд, на профессиональное достоинство и репутацию, противоречит презумпции добросовестного поведения служащего" <17>. Другая точка зрения состоит в признании допустимости отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей как способа предотвращения или урегулирования конфликта интересов в целях "...защиты публичного интереса над частными интересами..." <18>.
(Ноздрачев А.Ф., Автономов А.С.)
("Административное право и процесс", 2017, N 5)Оценка отстранения лица, являющегося стороной конфликта интересов, от исполнения должностных (служебных) обязанностей как способа урегулирования конфликта интересов носит двойственный характер. Одни отечественные исследователи считают неприемлемой правовую конструкцию урегулирования конфликта интересов, "...когда на одном лишь предположении о наличии личной заинтересованности представитель нанимателя может принять решение об отстранении служащего от должности" <16>. Сторонники этой точки зрения полагают, что такое "...положение способно привести к нарушению права на труд, на профессиональное достоинство и репутацию, противоречит презумпции добросовестного поведения служащего" <17>. Другая точка зрения состоит в признании допустимости отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей как способа предотвращения или урегулирования конфликта интересов в целях "...защиты публичного интереса над частными интересами..." <18>.