Предоставление жилья медицинским работникам
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление жилья медицинским работникам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие меры социальной поддержки и льготы предусмотрены для медицинских работников?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов РФ медицинские работники сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения (ч. 14 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов РФ медицинские работники сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения (ч. 14 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. Медицинские работники и фармацевтические работники на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. Медицинские работники и фармацевтические работники на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
Статья: Особенности прохождения службы в органах внутренних дел и федеральной государственной гражданской службе, отличительные черты
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Существенно больший, по сравнению с гражданскими служащими, объем социальных гарантий: профилактическое и медицинское обслуживание, забота о семьях сотрудников, обеспечение жильем, ежемесячные надбавки к окладу за стаж службы, квалификационное звание и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, пенсионное обеспечение, основной, дополнительный и другие виды отпусков. Так, если основной отпуск для сотрудников органов внутренних дел и гражданского служащего одинаковые - 30 календарных дней, и дополнительный отпуск у них за выслугу при стаже 15 лет составляет 10 календарных дней, то для сотрудника органов внутренних дел при стаже 20 лет дополнительный отпуск увеличивается до 15 календарных дней. За ненормированный служебный день отпуск у гражданского служащего увеличивается на три дня, а у сотрудника органов внутренних дел он может составлять от 3 до 10 календарных дней.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Существенно больший, по сравнению с гражданскими служащими, объем социальных гарантий: профилактическое и медицинское обслуживание, забота о семьях сотрудников, обеспечение жильем, ежемесячные надбавки к окладу за стаж службы, квалификационное звание и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, пенсионное обеспечение, основной, дополнительный и другие виды отпусков. Так, если основной отпуск для сотрудников органов внутренних дел и гражданского служащего одинаковые - 30 календарных дней, и дополнительный отпуск у них за выслугу при стаже 15 лет составляет 10 календарных дней, то для сотрудника органов внутренних дел при стаже 20 лет дополнительный отпуск увеличивается до 15 календарных дней. За ненормированный служебный день отпуск у гражданского служащего увеличивается на три дня, а у сотрудника органов внутренних дел он может составлять от 3 до 10 календарных дней.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Согласно п. 5 МСФО (IAS) 19 краткосрочные вознаграждения работникам, выплата которых в полном объеме ожидается до истечения 12 месяцев после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали услуги, включают льготы в неденежной форме для работников. К ним относятся медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров или услуг бесплатно или по льготной цене.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Согласно п. 5 МСФО (IAS) 19 краткосрочные вознаграждения работникам, выплата которых в полном объеме ожидается до истечения 12 месяцев после окончания годового отчетного периода, в котором работники оказали услуги, включают льготы в неденежной форме для работников. К ним относятся медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров или услуг бесплатно или по льготной цене.
Статья: К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Эти же полномочия содержатся и в Федеральном законе N 131-ФЗ. Согласно законам субъектов Российской Федерации благоприятные условия выражаются, например, в проведении работы по профориентации среди молодежи, обеспечении медицинских и фармацевтических работников медицинских организаций жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, установлении налоговых льгот по местным налогам.
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Эти же полномочия содержатся и в Федеральном законе N 131-ФЗ. Согласно законам субъектов Российской Федерации благоприятные условия выражаются, например, в проведении работы по профориентации среди молодежи, обеспечении медицинских и фармацевтических работников медицинских организаций жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, установлении налоговых льгот по местным налогам.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ и иными федеральными законами;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ и иными федеральными законами;