Предоставление земельных участков под линейными объектами
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков под линейными объектами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 11.3 "Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Таким образом, нормы статей 70.1 ЛК РФ и п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ не регулируют вопросы предоставления земельных участков, уже образованных в целях эксплуатации линейных объектов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 274 "Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)" ГК РФ"Кроме того, как было правомерно указано судом первой инстанции, требования статьи 274 ГК РФ об установлении сервитута предполагают, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предоставление земельных участков под строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предоставление земельных участков под строительство
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учетом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учетом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Статья: Правовая природа соглашения о выносе линейного объекта из пятна застройки. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 2 марта 2023 года N 305-ЭС22-21449
(Демичев А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)<11> В последнее десятилетие законодательство достаточно активно развивалось в пользу застройщиков линейных объектов (следует отметить значительные поправки в ЗК РФ в отношении регулирования публичных сервитутов и использования земель без предоставления земельных участков для строительства/реконструкции линейных объектов). В этом смысле положения ст. 52.2 ГрК РФ являются первой попыткой подступиться к решению интересов иной стороны - застройщиков в их отношениях с собственниками линейных объектов при застройке земельных участков.
(Демичев А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)<11> В последнее десятилетие законодательство достаточно активно развивалось в пользу застройщиков линейных объектов (следует отметить значительные поправки в ЗК РФ в отношении регулирования публичных сервитутов и использования земель без предоставления земельных участков для строительства/реконструкции линейных объектов). В этом смысле положения ст. 52.2 ГрК РФ являются первой попыткой подступиться к решению интересов иной стороны - застройщиков в их отношениях с собственниками линейных объектов при застройке земельных участков.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Пробельность законодательства повышает значение толкования норм, которое зачастую характеризуется диаметральной противоположностью правовых позиций. Для устранения выявленных противоречий необходимо в ГК РФ и ЗК РФ четко определить признаки линейных объектов, позволяющие выделить их в ряду иных объектов гражданских прав, в том числе их существенную протяженность и сложноструктурный состав, включающий подземные, наземные и надземные части. Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество предлагается дополнить положением о том, что законность землепользования (для целей государственной регистрации) подтверждается документом о предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта создавшему его лицу в порядке, предусмотренном действовавшим на момент приобретения прав на участок законодательством. Данное положение не применяется в отношении наземных частей линейного объекта, для регистрации прав на которые требуется наличие титула на земельный участок (собственности, аренды или сервитута).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Пробельность законодательства повышает значение толкования норм, которое зачастую характеризуется диаметральной противоположностью правовых позиций. Для устранения выявленных противоречий необходимо в ГК РФ и ЗК РФ четко определить признаки линейных объектов, позволяющие выделить их в ряду иных объектов гражданских прав, в том числе их существенную протяженность и сложноструктурный состав, включающий подземные, наземные и надземные части. Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество предлагается дополнить положением о том, что законность землепользования (для целей государственной регистрации) подтверждается документом о предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта создавшему его лицу в порядке, предусмотренном действовавшим на момент приобретения прав на участок законодательством. Данное положение не применяется в отношении наземных частей линейного объекта, для регистрации прав на которые требуется наличие титула на земельный участок (собственности, аренды или сервитута).
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон о внесении изменений в ЗК РФ) предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон о внесении изменений в ЗК РФ) предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)Собственники сооружений, к которым относятся и линейные объекты, имеют, если иное не предусмотрено федеральным законом, исключительное право выкупить земельный участок под объектом из публичной собственности без торгов (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ). Исходя из пп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ выкуп возможен, если даже разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, которые указаны в заявлении о предоставлении участка, но линейный объект размещен согласно утвержденному проекту планировки территории. Тогда это не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)Собственники сооружений, к которым относятся и линейные объекты, имеют, если иное не предусмотрено федеральным законом, исключительное право выкупить земельный участок под объектом из публичной собственности без торгов (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ). Исходя из пп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ выкуп возможен, если даже разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, которые указаны в заявлении о предоставлении участка, но линейный объект размещен согласно утвержденному проекту планировки территории. Тогда это не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.