Предоставление земельных участков общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельных участков общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Межевание арендованного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Проект межевания земельных участков... содержит Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам (лист N 10), согласно которым доступ как к образуемому земельному участку, так и к оставшемуся после выдела земельному участку обеспечивается посредством земель общего пользования.
(КонсультантПлюс, 2025)Проект межевания земельных участков... содержит Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам (лист N 10), согласно которым доступ как к образуемому земельному участку, так и к оставшемуся после выдела земельному участку обеспечивается посредством земель общего пользования.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Отчуждение земельных участков" Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества""Действующее законодательство не содержит запрет на предоставление земельного участка общего пользования в аренду, тогда как отчуждение в частную собственность не допускается (пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Характеристика первого Закона о "дачной амнистии"
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)С 1 сентября 2006 г. в число вопросов, относящихся к ведению общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, был включен вопрос о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения (п. 16 ст. 21 Федерального закона N 66-ФЗ). До указанной даты данный вопрос мог быть отнесен к ведению собрания уполномоченных (ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ в редакции до 01.09.2006). Необходимо обратить особое внимание на то, что на текущий момент сформировалась четкая позиция Росреестра и судов, основанная на том, что передача в период земельно-аграрной реформы 90-х годов XX столетия земель общего пользования в коллективно-совместную собственность и выдача свидетельства о праве собственности некоммерческому объединению граждан ни при каких обстоятельствах не может означать предоставление земель общего пользования в собственность СНТ, ДНТ, огородного объединения граждан. В этой связи особое внимание стоит уделить Определению Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2022 г. N 305-ЭС22-8237 по делу N А41-25969/2021 <15> об оспаривании СНТ отказа регионального управления Росреестра зарегистрировать за ним право собственности на земельный участок, находящийся в коллективной совместной собственности членов садоводства. Верховный Суд Российской Федерации поддержал Росреестр, отказавшийся регистрировать право собственности СНТ на земельный участок, предоставленный в 1993 г. в коллективно-совместную собственность членов СНТ, несмотря на то что субъектом права в свидетельстве значилось СНТ.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)С 1 сентября 2006 г. в число вопросов, относящихся к ведению общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, был включен вопрос о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения (п. 16 ст. 21 Федерального закона N 66-ФЗ). До указанной даты данный вопрос мог быть отнесен к ведению собрания уполномоченных (ст. 28 Федерального закона N 66-ФЗ в редакции до 01.09.2006). Необходимо обратить особое внимание на то, что на текущий момент сформировалась четкая позиция Росреестра и судов, основанная на том, что передача в период земельно-аграрной реформы 90-х годов XX столетия земель общего пользования в коллективно-совместную собственность и выдача свидетельства о праве собственности некоммерческому объединению граждан ни при каких обстоятельствах не может означать предоставление земель общего пользования в собственность СНТ, ДНТ, огородного объединения граждан. В этой связи особое внимание стоит уделить Определению Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2022 г. N 305-ЭС22-8237 по делу N А41-25969/2021 <15> об оспаривании СНТ отказа регионального управления Росреестра зарегистрировать за ним право собственности на земельный участок, находящийся в коллективной совместной собственности членов садоводства. Верховный Суд Российской Федерации поддержал Росреестр, отказавшийся регистрировать право собственности СНТ на земельный участок, предоставленный в 1993 г. в коллективно-совместную собственность членов СНТ, несмотря на то что субъектом права в свидетельстве значилось СНТ.
Готовое решение: Что такое комплексные кадастровые работы и как они выполняются
(КонсультантПлюс, 2025)обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами, водными объектами, пляжами;
(КонсультантПлюс, 2025)обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами, водными объектами, пляжами;
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"3. После ввода в эксплуатацию объектов регионального или местного значения, объектов обустройства территорий общего пользования, общежитий, необходимых для обеспечения образовательной деятельности в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях и расположенных на земельных участках единого института развития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны принять такие объекты, а также земельные участки единого института развития, занятые такими объектами, соответственно в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в месячный срок с даты обращения:
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"3. После ввода в эксплуатацию объектов регионального или местного значения, объектов обустройства территорий общего пользования, общежитий, необходимых для обеспечения образовательной деятельности в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях и расположенных на земельных участках единого института развития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны принять такие объекты, а также земельные участки единого института развития, занятые такими объектами, соответственно в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в месячный срок с даты обращения:
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Другие ученые указывают на возможность предоставления земельных участков общего пользования в аренду для определенных видов деятельности, направленных на социальные задачи (летние кафе, ярмарки и т.д.) <1> при условии, что не возникает препятствий общему пользованию <2>. Аналогичный вывод делается и в судебной практике (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2018 г. N 18АП-11747/18).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Другие ученые указывают на возможность предоставления земельных участков общего пользования в аренду для определенных видов деятельности, направленных на социальные задачи (летние кафе, ярмарки и т.д.) <1> при условии, что не возникает препятствий общему пользованию <2>. Аналогичный вывод делается и в судебной практике (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2018 г. N 18АП-11747/18).
Готовое решение: Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Перечень случаев предоставления земельных участков без торгов приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, вам могут предоставить участок общего пользования в аренду, если на нем расположено принадлежащее вам здание (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации).
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Перечень случаев предоставления земельных участков без торгов приведен в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Например, вам могут предоставить участок общего пользования в аренду, если на нем расположено принадлежащее вам здание (сооружение), которое было приватизировано без земельного участка (пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Закона о приватизации).
Статья: Об особенностях законодательства о "дачной амнистии" с 14 февраля 2024 г. по 8 ноября 2024 г.
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 3)Большинство земель общего пользования были предоставлены некоммерческим объединениям в первые годы земельно-аграрной реформы 1990-х годов на праве коллективной совместной собственности, хотя субъектом права по документам значились СНТ, ДНТ и т.д. В соответствии с Законом о ведении гражданами садоводства и огородничества земли, предоставленные таким образом, находятся в общей долевой собственности членов некоммерческого объединения (п. 16 ст. 54 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества), но до того момента, пока общим собранием не будет определена доля каждого в составе общего имущества, зарегистрировать право на земли общего пользования было невозможно.
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 3)Большинство земель общего пользования были предоставлены некоммерческим объединениям в первые годы земельно-аграрной реформы 1990-х годов на праве коллективной совместной собственности, хотя субъектом права по документам значились СНТ, ДНТ и т.д. В соответствии с Законом о ведении гражданами садоводства и огородничества земли, предоставленные таким образом, находятся в общей долевой собственности членов некоммерческого объединения (п. 16 ст. 54 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества), но до того момента, пока общим собранием не будет определена доля каждого в составе общего имущества, зарегистрировать право на земли общего пользования было невозможно.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. В договоре должны содержаться основанные на нормах не гражданского, а административного или других отраслей публичного права публично-правовые обязательства его участников, подлежащие исполнению в течение всего срока действия договора (например, обязательства по обеспечению организации дорожного движения и его безопасности, охране окружающей среды, недр, объектов культурного наследия, обеспечению благоустройства территорий общего пользования, обучению и повышению квалификации государственных служащих).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. В договоре должны содержаться основанные на нормах не гражданского, а административного или других отраслей публичного права публично-правовые обязательства его участников, подлежащие исполнению в течение всего срока действия договора (например, обязательства по обеспечению организации дорожного движения и его безопасности, охране окружающей среды, недр, объектов культурного наследия, обеспечению благоустройства территорий общего пользования, обучению и повышению квалификации государственных служащих).