Предоставление земельного участка военнослужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Право на жилище" Федерального закона "О статусе военнослужащих""Статья 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не содержит указания на первоочередное право получения земельного участка гражданином, имеющим статус военнослужащего."
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2024 N 88а-35742/2024 (УИД 50RS0001-01-2023-012683-47)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Административным ответчиком не представлены допустимые доказательства, свидетельствующие о невозможности предоставления земельного участка в аренду в связи с его ограничением в обороте и о наличии обстоятельств невозможности рационального использования земельного участка.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о первоочередном обеспечении земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, о том, что М. обеспечен жилым помещением, пунктом 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не установлен льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку по этим основаниям административному истцу не отказывалось в предоставлении земельного участка. Соответственно, указанные обстоятельства не могут являться предметом рассмотрения по делу.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании недействительным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Административным ответчиком не представлены допустимые доказательства, свидетельствующие о невозможности предоставления земельного участка в аренду в связи с его ограничением в обороте и о наличии обстоятельств невозможности рационального использования земельного участка.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о первоочередном обеспечении земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, о том, что М. обеспечен жилым помещением, пунктом 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не установлен льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку по этим основаниям административному истцу не отказывалось в предоставлении земельного участка. Соответственно, указанные обстоятельства не могут являться предметом рассмотрения по делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право на первоочередное предоставление (получение) земельного участка имеют также военнослужащие. В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями), органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Право на первоочередное предоставление (получение) земельного участка имеют также военнослужащие. В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями), органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Предоставление указанным военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Предоставление указанным военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Дихотомия обычного экономического спора и экономического спора, вытекающего из публичных правоотношений, на которую указывает П.П. Серков, проиллюстрирована, например, в абз. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в котором отрицается возможность взыскания астрента (судебной неустойки) по спорам административного характера, поскольку это возможно исключительно за неисполнение гражданско-правовых обязательств <1>. Суды на основании данной нормы судебной практики квалифицировали как отношения властного характера предоставление соответствующего земельного участка - меру социальной поддержки военнослужащих <2>, обязанности органа местного самоуправления по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности <3>, по проведению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия <4>. Напротив, споры о предоставлении жилого помещения взамен ветхого, аварийного судебная практика по применению абз. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 к спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки, не относит <5>, руководствуясь Обзором практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020) <6>, поскольку данные отношения регулируются договором мены между получателем нового жилого помещения и органом местного самоуправления.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Дихотомия обычного экономического спора и экономического спора, вытекающего из публичных правоотношений, на которую указывает П.П. Серков, проиллюстрирована, например, в абз. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в котором отрицается возможность взыскания астрента (судебной неустойки) по спорам административного характера, поскольку это возможно исключительно за неисполнение гражданско-правовых обязательств <1>. Суды на основании данной нормы судебной практики квалифицировали как отношения властного характера предоставление соответствующего земельного участка - меру социальной поддержки военнослужащих <2>, обязанности органа местного самоуправления по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности <3>, по проведению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия <4>. Напротив, споры о предоставлении жилого помещения взамен ветхого, аварийного судебная практика по применению абз. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 к спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки, не относит <5>, руководствуясь Обзором практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020) <6>, поскольку данные отношения регулируются договором мены между получателем нового жилого помещения и органом местного самоуправления.