Предоставление земельного участка недропользователю
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка недропользователю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Довод апелляционной жалобы о том, что ни Закон N 2395-1, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Лесной кодекс Российской Федерации не содержат информации о запрете предоставления испрашиваемых недропользователем земельных участков за границами лицензионного участка недр, судебной коллегией не принимается, поскольку в силу части 3 статьи 11 Закона N 2395-1 право пользования недрами пользователь имеет только в границах участка недр, указанных в лицензии."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах"Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, размер арендной платы в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением N 582, размер арендной платы в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Согласно ч. 3 ст. 25.1 Закона о недрах предоставление пользователю недр земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и необходимого для осуществления пользования недрами, допускается только после наступления следующих обстоятельств: 1) выдачи такому лицу лицензии на пользование недрами; 2) оформления геологического или горного отвода; 3) утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами. Из судебной практики следует, что без проверки наличия перечисленных юридических фактов передача указанного земельного участка в аренду в безаукционном порядке не будет являться правомерной <44>.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Согласно ч. 3 ст. 25.1 Закона о недрах предоставление пользователю недр земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и необходимого для осуществления пользования недрами, допускается только после наступления следующих обстоятельств: 1) выдачи такому лицу лицензии на пользование недрами; 2) оформления геологического или горного отвода; 3) утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами. Из судебной практики следует, что без проверки наличия перечисленных юридических фактов передача указанного земельного участка в аренду в безаукционном порядке не будет являться правомерной <44>.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, проектной документации объектов капитального строительства, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, проектной документации автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше, проектной документации объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, искусственных земельных участков на водных объектах, проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.
(ред. от 31.07.2025)6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, проектной документации объектов капитального строительства, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, проектной документации автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше, проектной документации объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, искусственных земельных участков на водных объектах, проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Ключевые слова: предоставление земельного участка недропользователю, недропользование на землях промышленности и иного специального назначения, изъятие земельных участков в интересах недропользователя, отграничение недропользования от иных видов экономической деятельности.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Ключевые слова: предоставление земельного участка недропользователю, недропользование на землях промышленности и иного специального назначения, изъятие земельных участков в интересах недропользователя, отграничение недропользования от иных видов экономической деятельности.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов (п. 7.5 ст. 11);
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов (п. 7.5 ст. 11);
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В рамках настоящего исследования целесообразно рассмотреть и проблемы, возникающие у недропользователей при заключении договора аренды земельных участков. Как установлено подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления пользования недрами, недропользователю. При этом земельный участок предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами (статья 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах"; далее - Закон РФ "О недрах"). Вместе с тем до сих пор земельное законодательство и законодательство о недрах не содержат положения, закрепляющие прямую последовательность и взаимозависимость действий субъектов по оформлению своих прав на недра и землю (подробнее см. [3]). Так, на практике возникают следующие вопросы:
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В рамках настоящего исследования целесообразно рассмотреть и проблемы, возникающие у недропользователей при заключении договора аренды земельных участков. Как установлено подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления пользования недрами, недропользователю. При этом земельный участок предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами (статья 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах"; далее - Закон РФ "О недрах"). Вместе с тем до сих пор земельное законодательство и законодательство о недрах не содержат положения, закрепляющие прямую последовательность и взаимозависимость действий субъектов по оформлению своих прав на недра и землю (подробнее см. [3]). Так, на практике возникают следующие вопросы:
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Статья: Проблема определения правовой природы права пользования отходами недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Вместе с тем действующее законодательство не содержит прямого указания на такую возможность хозяйствующего субъекта. Косвенно можно увидеть законодательное закрепление за пользователем недр указанного правомочия в рамках реализации владельческой защиты, установленной ч. 4 ст. 7 Закона "О недрах". Согласно этой норме хозяйствующий субъект наделяется исключительным правом на пользование недрами в границах предоставленного участка недр, и только с его согласия на данном участке возможно осуществление деятельности другими лицами по недропользованию. Исходя из анализируемого правового предписания пользователю недр, по сути, предоставлена возможность вещно-правовой защиты соответствующего права пользования отходами недропользования. Как показывает судебная практика, хозяйствующий субъект вправе требовать от собственника устранения препятствий в осуществлении предоставленного ему права на пользование недрами. Так, в одном из судебных решений был признан незаконным отказ публично-правового образования в предоставлении недропользователю земельного участка в аренду без проведения конкурсных процедур, который расположен в границах предоставленного ему на основании лицензии горного отвода для разведки и добычи песчано-гравийной смеси <5>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Вместе с тем действующее законодательство не содержит прямого указания на такую возможность хозяйствующего субъекта. Косвенно можно увидеть законодательное закрепление за пользователем недр указанного правомочия в рамках реализации владельческой защиты, установленной ч. 4 ст. 7 Закона "О недрах". Согласно этой норме хозяйствующий субъект наделяется исключительным правом на пользование недрами в границах предоставленного участка недр, и только с его согласия на данном участке возможно осуществление деятельности другими лицами по недропользованию. Исходя из анализируемого правового предписания пользователю недр, по сути, предоставлена возможность вещно-правовой защиты соответствующего права пользования отходами недропользования. Как показывает судебная практика, хозяйствующий субъект вправе требовать от собственника устранения препятствий в осуществлении предоставленного ему права на пользование недрами. Так, в одном из судебных решений был признан незаконным отказ публично-правового образования в предоставлении недропользователю земельного участка в аренду без проведения конкурсных процедур, который расположен в границах предоставленного ему на основании лицензии горного отвода для разведки и добычи песчано-гравийной смеси <5>.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Таким образом, суды, разрешая споры о возможности получения земельного участка без торгов для целей недропользования за пределами проекции границ горного отвода на поверхность земли, ориентируются прежде всего на проектную документацию отработки месторождения. Это соответствует общему подходу законодателя. В ч. 3 ст. 25.1 Закона о недрах были внесены изменения <19>, так что теперь в норме фигурирует проектная документация: публичный земельный участок, необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами. С 2015 по 2021 год действовал порядок, обязывающий недропользователей прикладывать к заявлению о предоставлении земельного участка выдержку из лицензии, подтверждающую границы горного отвода. Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, был утвержден Приказом Минэкономразвития России <20>. Однако Приказом Росреестра от 2 сентября 2021 года <21> был утвержден новый перечень необходимых документов, который вступил в силу с 14 марта 2021 года и установил, что в случае предоставления земельного участка недропользователю к заявлению прилагается уже не выдержка из лицензии, а проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Таким образом, суды, разрешая споры о возможности получения земельного участка без торгов для целей недропользования за пределами проекции границ горного отвода на поверхность земли, ориентируются прежде всего на проектную документацию отработки месторождения. Это соответствует общему подходу законодателя. В ч. 3 ст. 25.1 Закона о недрах были внесены изменения <19>, так что теперь в норме фигурирует проектная документация: публичный земельный участок, необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами. С 2015 по 2021 год действовал порядок, обязывающий недропользователей прикладывать к заявлению о предоставлении земельного участка выдержку из лицензии, подтверждающую границы горного отвода. Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, был утвержден Приказом Минэкономразвития России <20>. Однако Приказом Росреестра от 2 сентября 2021 года <21> был утвержден новый перечень необходимых документов, который вступил в силу с 14 марта 2021 года и установил, что в случае предоставления земельного участка недропользователю к заявлению прилагается уже не выдержка из лицензии, а проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.9. Пользование недрами предполагает получение специальной лицензии (п. 15 ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Если такая лицензия будет переоформлена на нового пользователя, то согласно ч. 21.9 комментируемой статьи новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на пользование недрами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.9. Пользование недрами предполагает получение специальной лицензии (п. 15 ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Если такая лицензия будет переоформлена на нового пользователя, то согласно ч. 21.9 комментируемой статьи новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на пользование недрами.