Предоставление земель лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земель лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены" Градостроительного кодекса РФ"Из положений указанной статьи следует, что обязанность по согласованию документации по планировке территории с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими предоставление земель лесного фонда и надзор в области лесных отношений, возникает в двух случаях: отнесение земель к землям лесного фонда и необходимость перевода земель из земель лесного фонда в земли лесных категорий."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гарантийное письмо
(КонсультантПлюс, 2025)"...Материально-правовым требованием по настоящему делу является взыскание задолженности за выполненные в июле - августе 2019 года работы по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на территории земель лесного фонда... предоставленных в пользование Обществу [ответчику - ред.] по договору аренды...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Материально-правовым требованием по настоящему делу является взыскание задолженности за выполненные в июле - августе 2019 года работы по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на территории земель лесного фонда... предоставленных в пользование Обществу [ответчику - ред.] по договору аренды...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О формировании административно-правового регулирования вопросов реализации лесоклиматических проектов в России
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Важным элементом планирования проектной деятельности на землях лесного фонда является ясность в вопросе правообладания лесным участком. Статьей 25 Лесного кодекса установлены 15 конкретных видов использования лесов (заготовка древесины, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности и др.). На этом основании выделяются лесные участки в аренду (срочную или бессрочную), устанавливаются права и обязанности лесопользователей. Неопределенность в вопросе предоставления земель лесного фонда для ЛКП ограничивает возможности органов власти предоставлять участки в аренду. Соответственно, необходимы изменения в Лесной кодекс, определяющие порядок предоставления земель под ЛКП, например путем внесения изменений в ст. 25 Лесного кодекса.
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Важным элементом планирования проектной деятельности на землях лесного фонда является ясность в вопросе правообладания лесным участком. Статьей 25 Лесного кодекса установлены 15 конкретных видов использования лесов (заготовка древесины, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности и др.). На этом основании выделяются лесные участки в аренду (срочную или бессрочную), устанавливаются права и обязанности лесопользователей. Неопределенность в вопросе предоставления земель лесного фонда для ЛКП ограничивает возможности органов власти предоставлять участки в аренду. Соответственно, необходимы изменения в Лесной кодекс, определяющие порядок предоставления земель под ЛКП, например путем внесения изменений в ст. 25 Лесного кодекса.
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, осуществляется по заявлению исполнительных органов субъектов РФ, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости для уточнения границ земельного участка (ч. 5.2 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, осуществляется по заявлению исполнительных органов субъектов РФ, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости для уточнения границ земельного участка (ч. 5.2 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости).
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 25.10.2016 N 559
"Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в безвозмездное пользование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 N 45927)Рассмотрение заявления о предоставлении в пределах земель
"Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в безвозмездное пользование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 N 45927)Рассмотрение заявления о предоставлении в пределах земель
Приказ Минприроды России от 25.10.2016 N 558
"Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2016 N 44436)Рассмотрение заявления о предоставлении в пределах
"Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2016 N 44436)Рассмотрение заявления о предоставлении в пределах
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, а лесного участка из состава земель лесного фонда - органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков (далее - уполномоченный орган) (ч. 7 ст. 2 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, а лесного участка из состава земель лесного фонда - органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков (далее - уполномоченный орган) (ч. 7 ст. 2 Закона N 119-ФЗ).
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)- изменение категории земель населенных пунктов, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта;
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)- изменение категории земель населенных пунктов, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.3. В ч. 12.3 комментируемой статьи говорится о дополнительных обязанностях при подготовке документации по планировке территории применительно к землям лесного фонда. Еще до ее утверждения она подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (в качестве такого органа выступает Федеральное агентство лесного хозяйства).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.3. В ч. 12.3 комментируемой статьи говорится о дополнительных обязанностях при подготовке документации по планировке территории применительно к землям лесного фонда. Еще до ее утверждения она подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (в качестве такого органа выступает Федеральное агентство лесного хозяйства).
Статья: Применение исковой давности к искам о признании права отсутствующим: комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 января 2025 года N 3-П
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Земельные участки, права на которые зарегистрированы за гражданами, не могут находиться в границах ООПТ федерального значения. Поэтому необходимо признание отсутствия прав на такие участки. Однако при рассмотрении таких дел важно учитывать поведение ответчика (фактор добросовестности), бездействие уполномоченных органов (отсутствие принятия мер по защите публичной собственности) и иные обстоятельства, чтобы соблюсти принцип справедливости. Это особенно актуально для участков на землях лесного фонда, когда в некоторых случаях права граждан могут сохраняться. Неслучайно из-за множества споров о предоставлении земель в границах лесного фонда была введена "лесная амнистия" <2>. Это помогло устранить противоречия в реестрах и упростить разрешение споров.
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Земельные участки, права на которые зарегистрированы за гражданами, не могут находиться в границах ООПТ федерального значения. Поэтому необходимо признание отсутствия прав на такие участки. Однако при рассмотрении таких дел важно учитывать поведение ответчика (фактор добросовестности), бездействие уполномоченных органов (отсутствие принятия мер по защите публичной собственности) и иные обстоятельства, чтобы соблюсти принцип справедливости. Это особенно актуально для участков на землях лесного фонда, когда в некоторых случаях права граждан могут сохраняться. Неслучайно из-за множества споров о предоставлении земель в границах лесного фонда была введена "лесная амнистия" <2>. Это помогло устранить противоречия в реестрах и упростить разрешение споров.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ) внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном комментируемым Законом, для уточнения границ земельного участка.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ) внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном комментируемым Законом, для уточнения границ земельного участка.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5.2. Согласно ч. 5.2 комментируемой статьи внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном комментируемым Законом для уточнения границ земельного участка.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5.2. Согласно ч. 5.2 комментируемой статьи внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном комментируемым Законом для уточнения границ земельного участка.