Предоставление персональных данных работников государственным органам
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление персональных данных работников государственным органам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 253-1 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики
(Ван Гуанлун)
("Уголовное право", 2025, N 3)В 2009 г. Поправки к УК КНР N 7 включили персональную информацию в сферу уголовно-правовой защиты, добавив новую ст. 253-1 "Продажа, незаконное предоставление персональной информации" и "Незаконное приобретение персональной информации" <6>. Впервые Поправки к УК КНР N 7 предусматривали правовую защиту персональной информации граждан в уголовной сфере в виде специальных и самостоятельных составов преступления. Исходя из ограничений социальных условий того времени преступления, связанные с продажей или незаконным предоставлением персональных данных, могут быть совершены только специальными субъектами, такими как сотрудники государственных органов или телекоммуникационных организаций, а также работниками образовательных, транспортных и других организаций, связанных с национальными и общественными интересами.
(Ван Гуанлун)
("Уголовное право", 2025, N 3)В 2009 г. Поправки к УК КНР N 7 включили персональную информацию в сферу уголовно-правовой защиты, добавив новую ст. 253-1 "Продажа, незаконное предоставление персональной информации" и "Незаконное приобретение персональной информации" <6>. Впервые Поправки к УК КНР N 7 предусматривали правовую защиту персональной информации граждан в уголовной сфере в виде специальных и самостоятельных составов преступления. Исходя из ограничений социальных условий того времени преступления, связанные с продажей или незаконным предоставлением персональных данных, могут быть совершены только специальными субъектами, такими как сотрудники государственных органов или телекоммуникационных организаций, а также работниками образовательных, транспортных и других организаций, связанных с национальными и общественными интересами.
Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работниковЕсли принято решение, что ведется журнал учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам, в нем целесообразно фиксировать реквизиты поступающих запросов и сведения о направившем запрос лице, цель получения персональных данных, их состав и принадлежность, сведения о передаче или об отказе в их предоставлении в случае, если нет правового основания исполнить запрос.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Сбор, передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных судей, прокурорских работников, следователей, лиц, производящих дознание, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудников органов государственной охраны, сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов или учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных органов или сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо персональных данных близких таких лиц, совершенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(ред. от 04.11.2025)2. Сбор, передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных судей, прокурорских работников, следователей, лиц, производящих дознание, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудников органов государственной охраны, сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов или учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных органов или сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо персональных данных близких таких лиц, совершенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О государственной охране"В целях обеспечения безопасности содержащихся в информационных системах и (или) базах данных сведений о сотрудниках органов государственной охраны, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, лицах, в отношении которых органами государственной охраны применяются меры государственной защиты, орган государственной охраны вправе направить владельцу информационной системы и (или) базы данных обязательное для исполнения предписание о предоставлении доступа к соответствующим информационным системам и (или) базам данных для обработки содержащихся в них персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, а также внесения в информационные системы и (или) базы данных ранее не учтенных персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье. Форма такого предписания, порядок предоставления доступа к соответствующим информационным системам и (или) базам данных, обработки содержащихся в них персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, устанавливаются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Перечень должностных лиц органов государственной охраны, которые вправе получать доступ к персональным данным сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, и осуществлять обработку таких персональных данных, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Обязанность по сохранению обрабатываемых персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, и ответственность за неправомерное использование или утрату персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, возлагаются на лицо, осуществившее их обработку.
(ред. от 01.04.2025)
"О государственной охране"В целях обеспечения безопасности содержащихся в информационных системах и (или) базах данных сведений о сотрудниках органов государственной охраны, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, лицах, в отношении которых органами государственной охраны применяются меры государственной защиты, орган государственной охраны вправе направить владельцу информационной системы и (или) базы данных обязательное для исполнения предписание о предоставлении доступа к соответствующим информационным системам и (или) базам данных для обработки содержащихся в них персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, а также внесения в информационные системы и (или) базы данных ранее не учтенных персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье. Форма такого предписания, порядок предоставления доступа к соответствующим информационным системам и (или) базам данных, обработки содержащихся в них персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, устанавливаются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Перечень должностных лиц органов государственной охраны, которые вправе получать доступ к персональным данным сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, и осуществлять обработку таких персональных данных, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Обязанность по сохранению обрабатываемых персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, и ответственность за неправомерное использование или утрату персональных данных сотрудников и лиц, указанных в настоящей статье, возлагаются на лицо, осуществившее их обработку.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральными законами могут быть предусмотрены иные случаи передачи персональных данных без согласия работника. Запрашивать сведения о персональных данных работника могут также адвокаты, нотариусы, должностные лица государственных органов. В силу п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральными законами могут быть предусмотрены иные случаи передачи персональных данных без согласия работника. Запрашивать сведения о персональных данных работника могут также адвокаты, нотариусы, должностные лица государственных органов. В силу п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.
Статья: Внедрение цифровых технологий в трудовые отношения: сравнительный анализ опыта России и Китая
(Гафурова С.Р., Германова Е.Г., Хабибуллина А.А.)
("Современное право", 2025, N 1)4. Принимаются меры по защите персональных данных работников и обеспечению безопасности информации в сети, включая разработку строгих правил и норм безопасности, а также проведение обучающих программ для сотрудников.
(Гафурова С.Р., Германова Е.Г., Хабибуллина А.А.)
("Современное право", 2025, N 1)4. Принимаются меры по защите персональных данных работников и обеспечению безопасности информации в сети, включая разработку строгих правил и норм безопасности, а также проведение обучающих программ для сотрудников.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)Предоставление персональных данных может осуществляться на основании требований не только федеральных законов, но и соглашений об информационном взаимодействии, совместных писем организаций. Как правило, такие соглашения и письма издаются на федеральном уровне органами власти и иными государственными учреждениями, имеющими масштабную сеть территориально-обособленных подразделений, прежде всего в субъектах Российской Федерации.
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)Предоставление персональных данных может осуществляться на основании требований не только федеральных законов, но и соглашений об информационном взаимодействии, совместных писем организаций. Как правило, такие соглашения и письма издаются на федеральном уровне органами власти и иными государственными учреждениями, имеющими масштабную сеть территориально-обособленных подразделений, прежде всего в субъектах Российской Федерации.
Готовое решение: Что учесть в связи с созданием межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости
(КонсультантПлюс, 2025)запрашивать у органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, например о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности;
(КонсультантПлюс, 2025)запрашивать у органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, например о хозяйствующих субъектах, у которых объемы предоставляемых услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам не соответствуют численности работников, указанной в отчетности;
Статья: Новые штрафы: о чем нужно уведомить Роскомнадзор?
(Соловьева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 21)- 3 - 5 тыс. руб. - за непредставление сведений госорганам;
(Соловьева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 21)- 3 - 5 тыс. руб. - за непредставление сведений госорганам;
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Данный пример демонстрирует, что даже регулятор в сфере персональных данных иногда может ошибаться в толковании норм законодательства, относящихся к его предметной компетенции. Дело в том, что приведенное Минцифры России положение в данном случае не подходит, поскольку оно касается случаев, когда государственный орган обрабатывает данные для целей предоставления государственной услуги <1>. При этом согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего государственного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Деятельность, осуществляемая мэрией Москвы в рамках реализации положений Указа N 97-УМ, не может быть отнесена к государственной услуге, поскольку в данном случае никакого запроса со стороны заявителей не предполагается, текст Указа N 97-УМ в этой части говорит об исполнении работодателями указанных в нем обязанностей. Соответственно, в этой части более правильным было бы применение к обработке персональных данных без согласия субъекта положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: "обработка персональных данных необходима для... осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей", которые вытекают из положений законодательства РФ, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией. Данный тезис не означает, что требования Указа N 97-УМ в части обязания работодателей предоставить персональные данные дистанционных работников являются законными. Подробный анализ данной ситуации содержится в Заключении Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России от 19 октября 2020 г. <2>. Более детально данный вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 9 Закона применительно к требованию добровольности дачи субъектом согласия на обработку его данных.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Данный пример демонстрирует, что даже регулятор в сфере персональных данных иногда может ошибаться в толковании норм законодательства, относящихся к его предметной компетенции. Дело в том, что приведенное Минцифры России положение в данном случае не подходит, поскольку оно касается случаев, когда государственный орган обрабатывает данные для целей предоставления государственной услуги <1>. При этом согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего государственного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Деятельность, осуществляемая мэрией Москвы в рамках реализации положений Указа N 97-УМ, не может быть отнесена к государственной услуге, поскольку в данном случае никакого запроса со стороны заявителей не предполагается, текст Указа N 97-УМ в этой части говорит об исполнении работодателями указанных в нем обязанностей. Соответственно, в этой части более правильным было бы применение к обработке персональных данных без согласия субъекта положений п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: "обработка персональных данных необходима для... осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей", которые вытекают из положений законодательства РФ, регламентирующих полномочия органов государственной власти субъектов РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией. Данный тезис не означает, что требования Указа N 97-УМ в части обязания работодателей предоставить персональные данные дистанционных работников являются законными. Подробный анализ данной ситуации содержится в Заключении Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России от 19 октября 2020 г. <2>. Более детально данный вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 9 Закона применительно к требованию добровольности дачи субъектом согласия на обработку его данных.
Статья: Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)- формировать предложения по автоматизации и цифровизации процессов и документооборота по учету и движению персонала, документов по персоналу для представления в государственные органы;
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)- формировать предложения по автоматизации и цифровизации процессов и документооборота по учету и движению персонала, документов по персоналу для представления в государственные органы;
Статья: Особенности административно-правовой защиты прав и законных интересов заявителей в сфере предоставления государственных услуг
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Полагаем, что ответственность многофункционального центра, привлекаемой им организации, их сотрудников за полноту передаваемых документов органам власти, предоставляющим государственные услуги, должна наступать по ст. 19.7 КоАП РФ. Ответственность за соблюдение режима конфиденциальности информации ограниченного доступа наступает по ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)" и ст. 13.14 КоАП РФ "Разглашение информации с ограниченным доступом".
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Полагаем, что ответственность многофункционального центра, привлекаемой им организации, их сотрудников за полноту передаваемых документов органам власти, предоставляющим государственные услуги, должна наступать по ст. 19.7 КоАП РФ. Ответственность за соблюдение режима конфиденциальности информации ограниченного доступа наступает по ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)" и ст. 13.14 КоАП РФ "Разглашение информации с ограниченным доступом".
Статья: Юридическая ответственность профсоюзной организации
(Кондратьева З.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В соответствии со ст. 17 Закона о профсоюзах профсоюз имеет право для осуществления своей уставной деятельности бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Формулировка статьи достаточно неопределенная (какого характера информация, в каком объеме и проч.), и это, естественно, порождает споры и конфликты. До настоящего времени нет четкости в вопросе о предоставлении доступа профсоюзным организациям к персональным данным работников, не являющихся членами профсоюза; о предоставлении информации ограниченного доступа (служебной, коммерческой, врачебной и проч.). Однако очевидно, что при решении этих вопросов необходимо соблюдать основные требования: профсоюзы могут получать только ту информацию, которая необходима для достижения уставных целей и задач; должны быть гарантии, что профсоюзная организация может обеспечить сохранность этой информации и нести ответственность за несанкционированный доступ к ней третьих лиц. Обеспечить это может только профсоюзная организация, обладающая необходимыми физическими, финансовыми и техническими средствами. Совершенно очевидно, что профсоюзная организация, осуществляющая свою деятельность без образования юридического лица, не обладает достаточными ресурсами и не может нести юридическую ответственность.
(Кондратьева З.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В соответствии со ст. 17 Закона о профсоюзах профсоюз имеет право для осуществления своей уставной деятельности бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Формулировка статьи достаточно неопределенная (какого характера информация, в каком объеме и проч.), и это, естественно, порождает споры и конфликты. До настоящего времени нет четкости в вопросе о предоставлении доступа профсоюзным организациям к персональным данным работников, не являющихся членами профсоюза; о предоставлении информации ограниченного доступа (служебной, коммерческой, врачебной и проч.). Однако очевидно, что при решении этих вопросов необходимо соблюдать основные требования: профсоюзы могут получать только ту информацию, которая необходима для достижения уставных целей и задач; должны быть гарантии, что профсоюзная организация может обеспечить сохранность этой информации и нести ответственность за несанкционированный доступ к ней третьих лиц. Обеспечить это может только профсоюзная организация, обладающая необходимыми физическими, финансовыми и техническими средствами. Совершенно очевидно, что профсоюзная организация, осуществляющая свою деятельность без образования юридического лица, не обладает достаточными ресурсами и не может нести юридическую ответственность.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отказ должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления или органа государственного внебюджетного фонда РФ, работника МФЦ, работника иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции МФЦ, или работника публично-правовой компании, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в предоставлении государственной услуги или муниципальной услуги либо в выполнении государственной или муниципальной функции в связи с отказом заявителя от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления или органов государственных внебюджетных фондов РФ в размере от 20 000 до 25 000 руб. либо дисквалификацию сроком на 6 месяцев; на работников МФЦ, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ функции МФЦ, работников публично-правовой компании, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, - от 5 000 до 10 000 руб. либо дисквалификацию сроком на 6 месяцев;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отказ должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления или органа государственного внебюджетного фонда РФ, работника МФЦ, работника иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции МФЦ, или работника публично-правовой компании, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в предоставлении государственной услуги или муниципальной услуги либо в выполнении государственной или муниципальной функции в связи с отказом заявителя от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления или органов государственных внебюджетных фондов РФ в размере от 20 000 до 25 000 руб. либо дисквалификацию сроком на 6 месяцев; на работников МФЦ, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством РФ функции МФЦ, работников публично-правовой компании, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, - от 5 000 до 10 000 руб. либо дисквалификацию сроком на 6 месяцев;