Предоставление государственной муниципальной гарантии
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление государственной муниципальной гарантии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 367 ГК РФ "Прекращение поручительства"2.2.2. Обязательства гаранта не прекращаются, если кредитор обратился к нему с требованием заплатить по государственной (муниципальной) гарантии и подал соответствующий иск до завершения процедуры конкурсного производства в отношении должника (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Нормы гражданского законодательства о поручительстве могут быть применены по аналогии к государственной (муниципальной) гарантии
Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2015 N 307-ЭС15-5513 по делу N А13-16460/2013 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 329, 361, 363, 399 ГК РФ, ст. 115 БК РФСогласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в гл. 23 ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство полностью или частично отвечать за исполнение принципалом обязательств перед третьими лицами (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 ГК РФ). Поскольку данные правоотношения сходны с отношениями, урегулированными нормами § 5 гл. 23 ГК РФ, к ним применимы нормы Гражданского кодекса РФ о поручительстве (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2015 N 307-ЭС15-5513 по делу N А13-16460/2013 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. ст. 329, 361, 363, 399 ГК РФ, ст. 115 БК РФСогласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в гл. 23 ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство полностью или частично отвечать за исполнение принципалом обязательств перед третьими лицами (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 ГК РФ). Поскольку данные правоотношения сходны с отношениями, урегулированными нормами § 5 гл. 23 ГК РФ, к ним применимы нормы Гражданского кодекса РФ о поручительстве (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт1.4.7.4. Обеспечение гарантийных обязательств
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга по предоставленным гарантиям (ОКУД 0510474)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга по предоставленным гарантиям (ОКУД 0510474)
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Статья 27.5. Облигации, обеспеченные независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Статья 27.5. Облигации, обеспеченные независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией
Готовое решение: Как в бухгалтерском учете исполнителя отражается обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Если для обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта получена независимая гарантия, то вознаграждение гаранту за ее выдачу нужно признать в расходах.
(КонсультантПлюс, 2025)Если для обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта получена независимая гарантия, то вознаграждение гаранту за ее выдачу нужно признать в расходах.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон 2018 г. N 204-ФЗ - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг" <19>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон 2018 г. N 204-ФЗ - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг" <19>.
Статья: Гарантии обеспечения прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием цифровых технологий
(Чернусь Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6
(Чернусь Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом попытки закрепить за публично-правовым образованием солидарную ответственность по долгам его юридических лиц с помощью некоторых иных инструментов, влекущих возникновение долга за счет бюджета, не признаются надзорными органами и судами в качестве законных. Например, когда администрация муниципального образования заключила договор с поставщиком газа на поставку природного газа непосредственно уполномоченным организациям, указанным в договоре (в данном случае это муниципальное унитарное предприятие), она обязалась ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от уполномоченных организаций поставщику за поставленный газ, при этом предусматривалась гражданско-правовая солидарная ответственность этих организаций и заказчика (то есть самой администрации) по такой оплате, но не предусматривалось предоставление муниципальной гарантии. Суды расценили это условие как перевод обязательств муниципального унитарного предприятия на публично-правовое образование в силу закрепленного солидарного характера обязательства. Суд подчеркнул также, что, несмотря на право органов власти и местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, такая форма расходования средств бюджета, как выделение ассигнований на перевод коммерческого долга в обязательства публично-правового образования, нормами бюджетного законодательства не предусмотрена. Из этого последовал вывод, что публично-правовое образование может быть обязано нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой включаются в состав государственного (муниципального) долга <19>.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом попытки закрепить за публично-правовым образованием солидарную ответственность по долгам его юридических лиц с помощью некоторых иных инструментов, влекущих возникновение долга за счет бюджета, не признаются надзорными органами и судами в качестве законных. Например, когда администрация муниципального образования заключила договор с поставщиком газа на поставку природного газа непосредственно уполномоченным организациям, указанным в договоре (в данном случае это муниципальное унитарное предприятие), она обязалась ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от уполномоченных организаций поставщику за поставленный газ, при этом предусматривалась гражданско-правовая солидарная ответственность этих организаций и заказчика (то есть самой администрации) по такой оплате, но не предусматривалось предоставление муниципальной гарантии. Суды расценили это условие как перевод обязательств муниципального унитарного предприятия на публично-правовое образование в силу закрепленного солидарного характера обязательства. Суд подчеркнул также, что, несмотря на право органов власти и местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, такая форма расходования средств бюджета, как выделение ассигнований на перевод коммерческого долга в обязательства публично-правового образования, нормами бюджетного законодательства не предусмотрена. Из этого последовал вывод, что публично-правовое образование может быть обязано нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой включаются в состав государственного (муниципального) долга <19>.
Статья: Правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)- наименование гаранта и органа, предоставляющего государственную (муниципальную) гарантию;
(Афоничев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)- наименование гаранта и органа, предоставляющего государственную (муниципальную) гарантию;
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом государственная или муниципальная гарантия, предоставленная в рамках исполнения соглашения, может использоваться в качестве обеспечения, уменьшающего резерв, при соответствии условиям, установленным главой 6 Положения N 590-П.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом государственная или муниципальная гарантия, предоставленная в рамках исполнения соглашения, может использоваться в качестве обеспечения, уменьшающего резерв, при соответствии условиям, установленным главой 6 Положения N 590-П.