Предмет выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о проведении выездной налоговой проверки в части указания ее периода, поскольку этот период деятельности общества уже являлся предметом выездной налоговой проверки ранее. Суд установил, что ранее выездные проверки в отношении общества не проводили, в решении, вынесенном по результатам выездной проверки контрагента общества, само общество было упомянуто как взаимозависимое лицо проверяемого налогоплательщика. Суд указал, что из толкования ст. ст. 87, 89 НК РФ следует, что запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период установлен для проведения выездной налоговой проверки в отношении одного налогоплательщика. Проведение мероприятий налогового контроля в отношении взаимозависимого лица в рамках выездной налоговой проверки не тождественно проведению выездной налоговой проверки в отношении данного лица и не является препятствием к назначению самостоятельной выездной налоговой проверки такого лица. Суд отказал в удовлетворении требований общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о проведении выездной налоговой проверки в части указания ее периода, поскольку этот период деятельности общества уже являлся предметом выездной налоговой проверки ранее. Суд установил, что ранее выездные проверки в отношении общества не проводили, в решении, вынесенном по результатам выездной проверки контрагента общества, само общество было упомянуто как взаимозависимое лицо проверяемого налогоплательщика. Суд указал, что из толкования ст. ст. 87, 89 НК РФ следует, что запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период установлен для проведения выездной налоговой проверки в отношении одного налогоплательщика. Проведение мероприятий налогового контроля в отношении взаимозависимого лица в рамках выездной налоговой проверки не тождественно проведению выездной налоговой проверки в отношении данного лица и не является препятствием к назначению самостоятельной выездной налоговой проверки такого лица. Суд отказал в удовлетворении требований общества.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию инспекции правомерной, довод о непринятии налоговым органом уточненной декларации по налогу на прибыль за спорный период и неучете внереализационных доходов в данный период судом отклонен, поскольку в предмет выездной налоговой проверки данный период не входил. Налоговым органом были проверены три предшествующих периода.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию инспекции правомерной, довод о непринятии налоговым органом уточненной декларации по налогу на прибыль за спорный период и неучете внереализационных доходов в данный период судом отклонен, поскольку в предмет выездной налоговой проверки данный период не входил. Налоговым органом были проверены три предшествующих периода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что может быть предметом выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что может быть предметом выездной налоговой проверки
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПредмет налоговой проверки
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Статья: К вопросу о совершенствовании налогового мониторинга
(Шелкунов А.Д.)
("Закон", 2024, N 7)В п. 7 ст. 105.30 НК РФ отмечается, что организация выполняет мотивированное мнение налогового органа путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях, расчетах или иным способом. При этом наличие невыполненного мотивированного мнения налогового органа к 1 декабря года, следующего за периодом, который проверяется в рамках налогового мониторинга, влечет право налогового органа провести выездную налоговую проверку. Предметом такой проверки может быть только вопрос невыполненного мотивированного мнения (подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
(Шелкунов А.Д.)
("Закон", 2024, N 7)В п. 7 ст. 105.30 НК РФ отмечается, что организация выполняет мотивированное мнение налогового органа путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях, расчетах или иным способом. При этом наличие невыполненного мотивированного мнения налогового органа к 1 декабря года, следующего за периодом, который проверяется в рамках налогового мониторинга, влечет право налогового органа провести выездную налоговую проверку. Предметом такой проверки может быть только вопрос невыполненного мотивированного мнения (подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 01.02.2023 N 03-02-07/8170 <О подтверждении полномочий представителя налогоплательщика-организации и основаниях проведения выемки документов и предметов и осмотра при выездной налоговой проверке>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Довод о двойном доначислении НДС отклонен, т.к. налогоплательщик, заявляя о необходимости учета счетов-фактур с этим же контрагентом, отраженных в декларациях за иные налоговые периоды, подменяет предмет камеральной проверки выездной налоговой проверкой. Налоговый орган в рамках камеральной проверки лишен возможности проводить контрольные мероприятия по иным налоговым периодам, в том числе последующим.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Довод о двойном доначислении НДС отклонен, т.к. налогоплательщик, заявляя о необходимости учета счетов-фактур с этим же контрагентом, отраженных в декларациях за иные налоговые периоды, подменяет предмет камеральной проверки выездной налоговой проверкой. Налоговый орган в рамках камеральной проверки лишен возможности проводить контрольные мероприятия по иным налоговым периодам, в том числе последующим.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не допускается проведение камеральных и выездных налоговых проверок, предметом которых является контроль за трансфертным ценообразованием, а также принятие нижестоящими налоговыми органами решений по вопросам контроля за трансфертным ценообразованием <229>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не допускается проведение камеральных и выездных налоговых проверок, предметом которых является контроль за трансфертным ценообразованием, а также принятие нижестоящими налоговыми органами решений по вопросам контроля за трансфертным ценообразованием <229>.
Статья: Правовые основы налоговой реконструкции
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)В частности, п. 4 ст. 89 НК РФ установлено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)В частности, п. 4 ст. 89 НК РФ установлено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Статья: Выездная налоговая проверка: процедурные моменты
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Что является основанием для проведения выездной налоговой проверки? Как определяются глубина и предмет проверки? Где и в какие сроки она проводится? В каких случаях проверка может продлеваться или приостанавливаться? Ответы на эти вопросы - в данном материале.
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Что является основанием для проведения выездной налоговой проверки? Как определяются глубина и предмет проверки? Где и в какие сроки она проводится? В каких случаях проверка может продлеваться или приостанавливаться? Ответы на эти вопросы - в данном материале.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В-третьих, требование налоговой реконструкции неоднократно провозглашалось высшими судами. Верховный Суд РФ настойчиво повторяет свою правовую позицию, что в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Следовательно, результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах <1>. Совершение действий в обход закона влечет применение к налогоплательщику тех положений законодательства о налогах и сборах, которых он стремился избежать <2>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В-третьих, требование налоговой реконструкции неоднократно провозглашалось высшими судами. Верховный Суд РФ настойчиво повторяет свою правовую позицию, что в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Следовательно, результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах <1>. Совершение действий в обход закона влечет применение к налогоплательщику тех положений законодательства о налогах и сборах, которых он стремился избежать <2>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Установлен факт совместного хранения документации на серверах в одной хостинговой компании, оказывавшей услуги по размещению серверов. В связи с тем что сервер общества является источником информации, непосредственно относящейся к предмету выездной налоговой проверки, должностными лицами налогового органа правомерно была осуществлена его выемка. Суд отметил, что общество препятствовало ИФНС во вскрытии сервера и получении доступа к информации, содержащейся на нем (Постановление АС МО от 11.04.2022 N Ф05-4855/2022 по делу N А40-86457/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Установлен факт совместного хранения документации на серверах в одной хостинговой компании, оказывавшей услуги по размещению серверов. В связи с тем что сервер общества является источником информации, непосредственно относящейся к предмету выездной налоговой проверки, должностными лицами налогового органа правомерно была осуществлена его выемка. Суд отметил, что общество препятствовало ИФНС во вскрытии сервера и получении доступа к информации, содержащейся на нем (Постановление АС МО от 11.04.2022 N Ф05-4855/2022 по делу N А40-86457/2021).
Статья: Бездействие налогоплательщика как основание для выемки документов
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)Компания посчитала выемку незаконной. По ее мнению, сотрудники налогового органа при вынесении постановления о производстве выемки не обосновали необходимость проведения данного мероприятия, поскольку никакой угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены оригиналов документов не было. Кроме того, они в нарушение ст. 94 НК РФ не пронумеровали документы, которые были изъяты в ходе выемки, не составили опись изъятых документов, произвели выемку документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 39)Компания посчитала выемку незаконной. По ее мнению, сотрудники налогового органа при вынесении постановления о производстве выемки не обосновали необходимость проведения данного мероприятия, поскольку никакой угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены оригиналов документов не было. Кроме того, они в нарушение ст. 94 НК РФ не пронумеровали документы, которые были изъяты в ходе выемки, не составили опись изъятых документов, произвели выемку документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки.