Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Доводы жалобы о нарушении водителем П. Правил дорожного движения не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление, решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и не могут содержать выводов о виновности других лиц, поскольку иное означало бы выход за рамки установленного статьей 26.1 данного Кодекса предмета доказывания по делу об административном правонарушении. С учетом изложенного, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении конкретного лица орган, должностное лицо или судья, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, не вправе давать правовую оценку действиям второго участника дорожно-транспортного происшествия, равно как и устанавливать чью-либо виновность в произошедшем дорожно-транспортном происшествии."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Время (дата) совершения административного правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)...К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)...К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности доказывания события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ
(Гончаренко А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Предметом доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренным ст. 14.10 КоАП РФ, прямо указанным в диспозиции статьи, являются:
(Гончаренко А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Предметом доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренным ст. 14.10 КоАП РФ, прямо указанным в диспозиции статьи, являются:
Статья: Недопустимость рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях в порядке упрощенного производства
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)В предмет доказывания по делу об административном правонарушении входят согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)В предмет доказывания по делу об административном правонарушении входят согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)К событию административного правонарушения относятся время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)К событию административного правонарушения относятся время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Приказ Росприроднадзора от 27.05.2022 N 242
"Об утверждении Порядка хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административных правонарушениях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2022 N 70068)Зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2022 г. N 70068
"Об утверждении Порядка хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административных правонарушениях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2022 N 70068)Зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2022 г. N 70068
Статья: К вопросу об условиях осуществления ревизии при реализации судьями судов общей юрисдикции полномочий по пересмотру постановления (решения) по делу об административном правонарушении
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Как правило, нарушения, допускаемые административно-юрисдикционными органами (должностными лицами) и нижестоящими судьями, связанные с ошибочным пониманием материальных норм действующего КоАП РФ, влекут непрекращение производства по делу об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, предусмотренных КоАП РФ, либо, наоборот, необоснованное привлечение лица к административной ответственности. Речь идет о неправильном определении обстоятельств, входящих в предмет доказывания по конкретному делу об административном правонарушении, последующие необоснованные выводы о наличии состава <13>, события административного правонарушения <14>, неверное понимание условий крайней необходимости <15>, ошибочное толкование норм, определяющих правила и порядок назначения административного наказания <16>.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Как правило, нарушения, допускаемые административно-юрисдикционными органами (должностными лицами) и нижестоящими судьями, связанные с ошибочным пониманием материальных норм действующего КоАП РФ, влекут непрекращение производства по делу об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, предусмотренных КоАП РФ, либо, наоборот, необоснованное привлечение лица к административной ответственности. Речь идет о неправильном определении обстоятельств, входящих в предмет доказывания по конкретному делу об административном правонарушении, последующие необоснованные выводы о наличии состава <13>, события административного правонарушения <14>, неверное понимание условий крайней необходимости <15>, ошибочное толкование норм, определяющих правила и порядок назначения административного наказания <16>.
Статья: Проблемные аспекты реализации принципов вины и презумпции невиновности в нормах законодательства об административных правонарушениях
(Кисин В.Р., Попугаев М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Как отмечает Конституционный Суд РФ, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения так или иначе является следствием виновности его должностных лиц (работников) <19>. Из такой же позиции исходит и налоговое законодательство, устанавливая основания и условия ответственности (по сути, не отличающейся от административной) за нарушения законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 и 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ вина организации в налоговом правонарушении определяется в зависимости от вины ее должностных лиц (представителей), действия которых обусловили его совершение. Отсутствие аналогичных правовых предписаний в КоАП РФ порождает неопределенность в понимании содержания вины юридического лица как одного из элементов предмета доказывания по делу об административном правонарушении. Снятие этой неопределенности возможно изменением административно-деликтного законодательства в одном из двух направлений. Первое - приведение его в соответствие с указанными выше толкованиями Конституционного Суда РФ посредством инкорпорации в КоАП РФ положений, аналогичных содержащимся в п. 1 и 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ. Второе возможное направление изменения КоАП РФ заключается в нормативном признании по аналогии с гражданским законодательством (ст. 1068 - 1070 ГК РФ) административной ответственности юридического лица без указания на его виновность как основание (условие) этой ответственности за некоторые виды административных правонарушений, совершенные его представителями (учредителями, руководителями, должностными лицами, работниками), что во многом соответствует нынешнему фактическому положению юридического лица как субъекта административной ответственности <20>.
(Кисин В.Р., Попугаев М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Как отмечает Конституционный Суд РФ, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения так или иначе является следствием виновности его должностных лиц (работников) <19>. Из такой же позиции исходит и налоговое законодательство, устанавливая основания и условия ответственности (по сути, не отличающейся от административной) за нарушения законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 и 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ вина организации в налоговом правонарушении определяется в зависимости от вины ее должностных лиц (представителей), действия которых обусловили его совершение. Отсутствие аналогичных правовых предписаний в КоАП РФ порождает неопределенность в понимании содержания вины юридического лица как одного из элементов предмета доказывания по делу об административном правонарушении. Снятие этой неопределенности возможно изменением административно-деликтного законодательства в одном из двух направлений. Первое - приведение его в соответствие с указанными выше толкованиями Конституционного Суда РФ посредством инкорпорации в КоАП РФ положений, аналогичных содержащимся в п. 1 и 4 ст. 110 Налогового кодекса РФ. Второе возможное направление изменения КоАП РФ заключается в нормативном признании по аналогии с гражданским законодательством (ст. 1068 - 1070 ГК РФ) административной ответственности юридического лица без указания на его виновность как основание (условие) этой ответственности за некоторые виды административных правонарушений, совершенные его представителями (учредителями, руководителями, должностными лицами, работниками), что во многом соответствует нынешнему фактическому положению юридического лица как субъекта административной ответственности <20>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- устанавливать обстоятельства, входящие в силу ст. 29.1 КоАП РФ в предмет доказывания по делу об административном правонарушении;
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- устанавливать обстоятельства, входящие в силу ст. 29.1 КоАП РФ в предмет доказывания по делу об административном правонарушении;