Предмет деятельности некоммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет деятельности некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Автономное учреждение" Федерального закона "Об автономных учреждениях""По смыслу статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 123.22 ГК РФ, а также исходя из целей, предмета и видов деятельности, определенных Уставом ГАУ "Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (л.д. 89 - 95), названное Учреждение не является государственным или муниципальным органом, следовательно, на него распространяется обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Общие положения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал кооперативу в предоставлении льготы по уплате налога на имущество, поскольку налогоплательщик не входит в перечень организаций, закрепленный в п. 4 ст. 3 закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций". Налогоплательщик оспорил отказ, указав, что обладает всеми признакам жилищно-строительного кооператива в соответствии с ЖК РФ, поскольку предметом деятельности налогоплательщика в том числе является строительство жилых домов, квартир и других объектов жилого и нежилого назначения для пайщиков, помощь пайщикам в подборе и покупке жилья, производство ремонтно-строительных работ для нужд пайщиков, эксплуатация и обслуживание домов и объектов нежилого назначения в интересах пайщиков; указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида разрешенной деятельности общества деятельности в области права, а также отсутствие сведений о дополнительных видах деятельности не могут служить основанием для отказа в предоставлении обществу права на льготу по уплате налога на имущество. Также общество отметило, что оно соответствует требованиям, указанным в ст. 3 закона N 85-ЗО, в соответствии с которой от уплаты налога на имущество освобождаются некоммерческие кооперативные организации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и не ведущие предпринимательской деятельности. Суд признал отказ в предоставлении льготы правомерным. Суд указал, что в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о предмете и целях деятельности согласно ч. 1 ст. 113 ЖК РФ. В уставе общества отражено, что оно является некоммерческой организацией, созданной на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Наименование кооператива не содержит указания на характер, основную цель его деятельности (ст. 54 ЖК РФ, п. 2 ст. 123.2 ГК РФ) и об отнесении общества к жилищно-строительным не свидетельствует. Суд пришел к выводу, что общество не соответствует требованиям, необходимым для получения налоговой льготы, отклонив доводы налогоплательщика о том, что основным критерием для получения налоговой льготы является осуществление организацией деятельности за счет целевых взносов граждан.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал кооперативу в предоставлении льготы по уплате налога на имущество, поскольку налогоплательщик не входит в перечень организаций, закрепленный в п. 4 ст. 3 закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций". Налогоплательщик оспорил отказ, указав, что обладает всеми признакам жилищно-строительного кооператива в соответствии с ЖК РФ, поскольку предметом деятельности налогоплательщика в том числе является строительство жилых домов, квартир и других объектов жилого и нежилого назначения для пайщиков, помощь пайщикам в подборе и покупке жилья, производство ремонтно-строительных работ для нужд пайщиков, эксплуатация и обслуживание домов и объектов нежилого назначения в интересах пайщиков; указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида разрешенной деятельности общества деятельности в области права, а также отсутствие сведений о дополнительных видах деятельности не могут служить основанием для отказа в предоставлении обществу права на льготу по уплате налога на имущество. Также общество отметило, что оно соответствует требованиям, указанным в ст. 3 закона N 85-ЗО, в соответствии с которой от уплаты налога на имущество освобождаются некоммерческие кооперативные организации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и не ведущие предпринимательской деятельности. Суд признал отказ в предоставлении льготы правомерным. Суд указал, что в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о предмете и целях деятельности согласно ч. 1 ст. 113 ЖК РФ. В уставе общества отражено, что оно является некоммерческой организацией, созданной на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Наименование кооператива не содержит указания на характер, основную цель его деятельности (ст. 54 ЖК РФ, п. 2 ст. 123.2 ГК РФ) и об отнесении общества к жилищно-строительным не свидетельствует. Суд пришел к выводу, что общество не соответствует требованиям, необходимым для получения налоговой льготы, отклонив доводы налогоплательщика о том, что основным критерием для получения налоговой льготы является осуществление организацией деятельности за счет целевых взносов граждан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деятельность некоммерческих организаций: влияние на определение компетенции судов
(Кожухова А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Отчасти такое положение дел связано с тем, что п. 6 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ) оставляет деятельность некоммерческих организаций за рамками предмета гражданского законодательства (ст. 2 ГК РФ), которое в силу этого и не регулирует подавляющее большинство отношений с их участием. В доктрине указывается, что некоммерческие организации создаются и функционируют для выполнения задач социально-культурного, управленческого и тому подобного неимущественного характера, решение которых само по себе не требует их участия в гражданском обороте <8>.
(Кожухова А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Отчасти такое положение дел связано с тем, что п. 6 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ) оставляет деятельность некоммерческих организаций за рамками предмета гражданского законодательства (ст. 2 ГК РФ), которое в силу этого и не регулирует подавляющее большинство отношений с их участием. В доктрине указывается, что некоммерческие организации создаются и функционируют для выполнения задач социально-культурного, управленческого и тому подобного неимущественного характера, решение которых само по себе не требует их участия в гражданском обороте <8>.
Статья: Транзитные ценности: их значение в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
(Дятлова А.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)ТРАНЗИТНЫЕ ЦЕННОСТИ: ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Дятлова А.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)ТРАНЗИТНЫЕ ЦЕННОСТИ: ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3) предмет и цели деятельности некоммерческой организации;
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"3) предмет и цели деятельности некоммерческой организации;
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)ДНП является основанной на членстве некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является объединение усилий и возможностей индивидуальных землепользователей для наиболее полного удовлетворения их потребностей, в соответствии с этим ее основной целью является защита законных прав своих членов в области земельных отношений. ДНП вправе осуществлять деятельность по обеспечению управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов партнерства, ее обслуживание и эксплуатацию, обеспечение согласия владельцев участков о нормах общежития и порядке реализации ими своих прав по владению, пользованию и распоряжению своей собственностью, а также собственностью партнерства, создание благоприятной экологической обстановки на территории, надлежащих условий для ведения дачного хозяйства, создание и развитие инженерно-технической и социально-бытовой инфраструктуры на территории, имущественных и иных объектов общего пользования, ремонт и содержание инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния дачных участков, общего имущества, земель общего пользования, прилегающей территории.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014)ДНП является основанной на членстве некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является объединение усилий и возможностей индивидуальных землепользователей для наиболее полного удовлетворения их потребностей, в соответствии с этим ее основной целью является защита законных прав своих членов в области земельных отношений. ДНП вправе осуществлять деятельность по обеспечению управления территорией, в пределах которой находятся дачные земельные участки членов партнерства, ее обслуживание и эксплуатацию, обеспечение согласия владельцев участков о нормах общежития и порядке реализации ими своих прав по владению, пользованию и распоряжению своей собственностью, а также собственностью партнерства, создание благоприятной экологической обстановки на территории, надлежащих условий для ведения дачного хозяйства, создание и развитие инженерно-технической и социально-бытовой инфраструктуры на территории, имущественных и иных объектов общего пользования, ремонт и содержание инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния дачных участков, общего имущества, земель общего пользования, прилегающей территории.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2022 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- предмет и цели деятельности - для некоммерческих организаций, к которым относятся образовательные организации.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- предмет и цели деятельности - для некоммерческих организаций, к которым относятся образовательные организации.
Статья: К вопросу о совершенствовании контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций
(Мильшин Ю.Н., Темуркаев М.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Первостепенной задачей законодателя в части совершенствования правового регулирования контроля (надзора) органов юстиции за деятельностью некоммерческих организаций должно стать принятие Федерального закона "О федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью некоммерческих организаций". В данном законе необходимо закрепить предмет, объект, а также органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций.
(Мильшин Ю.Н., Темуркаев М.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Первостепенной задачей законодателя в части совершенствования правового регулирования контроля (надзора) органов юстиции за деятельностью некоммерческих организаций должно стать принятие Федерального закона "О федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью некоммерческих организаций". В данном законе необходимо закрепить предмет, объект, а также органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций.