Правовой режим земель это
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим земель это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 33 "Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 35 "Виды и состав территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"Из системного и взаимосвязанного толкования пунктов 6 - 8 статьи 1, части 1 статьи 30, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации также следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны; несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В литературе обращалось внимание на специфику земель водного фонда, которые "лишь условно можно назвать землями", поскольку в отношении них не установлены целевое назначение, виды разрешенного использования, не определены особенности правового режима, поэтому на землях водного фонда земельные отношения поглощаются водными отношениями <2>. Эта точка зрения в полной мере справедлива в отношении того периода регулирования земельных отношений, когда действовал запрет на формирование земельных участков в составе земель водного фонда. Принятие норм, допускающих образование участков на землях исследуемой категории, должно было сопровождаться внесением в ЗК РФ изменений, регламентирующих содержание правового режима земельных участков этой категории, включая виды их разрешенного использования и другие статьи, которые содержатся в ЗК РФ применительно к землям иных категорий. Однако такие нормы приняты не были, поэтому положения ЗК РФ о землях водного фонда характеризуются пробельностью и неполнотой правового регулирования.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)В литературе обращалось внимание на специфику земель водного фонда, которые "лишь условно можно назвать землями", поскольку в отношении них не установлены целевое назначение, виды разрешенного использования, не определены особенности правового режима, поэтому на землях водного фонда земельные отношения поглощаются водными отношениями <2>. Эта точка зрения в полной мере справедлива в отношении того периода регулирования земельных отношений, когда действовал запрет на формирование земельных участков в составе земель водного фонда. Принятие норм, допускающих образование участков на землях исследуемой категории, должно было сопровождаться внесением в ЗК РФ изменений, регламентирующих содержание правового режима земельных участков этой категории, включая виды их разрешенного использования и другие статьи, которые содержатся в ЗК РФ применительно к землям иных категорий. Однако такие нормы приняты не были, поэтому положения ЗК РФ о землях водного фонда характеризуются пробельностью и неполнотой правового регулирования.
Статья: Правовой режим земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Статьей 1 ЗК РФ установлено, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте. По этой причине правовой режим земли как природного объекта характеризуется как наличием общих требований к его охране и использованию, так и установлением специфических правовых мер, обусловленных его особым местом в природе и выполняемыми функциями в удовлетворении потребностей человека, что предопределяет необходимость дифференцированного подхода в правовом регулировании природопользования <30>. Объективная потребность в использовании различных по своим характеристикам земель для разнообразных целей и необходимость регулирования такого использования обусловили дифференцирование регулирования правового режима земельных участков.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Статьей 1 ЗК РФ установлено, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте. По этой причине правовой режим земли как природного объекта характеризуется как наличием общих требований к его охране и использованию, так и установлением специфических правовых мер, обусловленных его особым местом в природе и выполняемыми функциями в удовлетворении потребностей человека, что предопределяет необходимость дифференцированного подхода в правовом регулировании природопользования <30>. Объективная потребность в использовании различных по своим характеристикам земель для разнообразных целей и необходимость регулирования такого использования обусловили дифференцирование регулирования правового режима земельных участков.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Правовой режим земельных участков в границах ООПТ был предметом исследования Е.В. Луневой, которая приходит к выводу о том, что правовой режим земельных участков в ООПТ представляет собой особый порядок правового регулирования, состоящий из системного единства гражданско-правовых (цивилистическая составляющая) и публично-правовых (публично-правовая составляющая) средств, которые создают такое правовое состояние, когда использование земельных участков в ООПТ, а также их имущественный оборот сопряжены с сохранением редких и уникальных экологических систем. При этом цивилистическая составляющая правового режима земельных участков в ООПТ имеет сложную иерархическую структуру, в рамках которой гражданско-правовые средства, группируясь по функциональному критерию, формируют ее взаимосвязанные между собой подразделения, где действуют свои ограничения при проявлении форм межотраслевых связей гражданского и природоресурсного (земельного, экологического) права по элементам механизма правового регулирования. В свою очередь, система ограничений прав на земельные участки в ООПТ образует публично-правовую составляющую его правового режима <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Правовой режим земельных участков в границах ООПТ был предметом исследования Е.В. Луневой, которая приходит к выводу о том, что правовой режим земельных участков в ООПТ представляет собой особый порядок правового регулирования, состоящий из системного единства гражданско-правовых (цивилистическая составляющая) и публично-правовых (публично-правовая составляющая) средств, которые создают такое правовое состояние, когда использование земельных участков в ООПТ, а также их имущественный оборот сопряжены с сохранением редких и уникальных экологических систем. При этом цивилистическая составляющая правового режима земельных участков в ООПТ имеет сложную иерархическую структуру, в рамках которой гражданско-правовые средства, группируясь по функциональному критерию, формируют ее взаимосвязанные между собой подразделения, где действуют свои ограничения при проявлении форм межотраслевых связей гражданского и природоресурсного (земельного, экологического) права по элементам механизма правового регулирования. В свою очередь, система ограничений прав на земельные участки в ООПТ образует публично-правовую составляющую его правового режима <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно отмечено в литературе, сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается <8>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно отмечено в литературе, сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается <8>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемую норму ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, видимо, следует считать исключением из общего правила образования земельных участков, и она распространяется лишь на многоконтурные участки, сформированные для размещения линейных объектов, однако соответствующую оговорку нужно предусмотреть в данной статье посредством внесения в нее изменений. В противном случае неизбежно возникает вопрос о принадлежности многоконтурного участка к определенной категории с учетом того, что действующее законодательство не допускает возможности отнесения земельного участка к разным категориям земель, поскольку это приводит к конкуренции норм о правовых режимах земель соответствующих категорий. В этой связи правильными представляются положения письма Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23, где говорится о недопустимости пересечения многоконтурного земельного участка и его частей с границами муниципальных образований и необходимости обеспечения принадлежности многоконтурного участка к одной категории земель.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматриваемую норму ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, видимо, следует считать исключением из общего правила образования земельных участков, и она распространяется лишь на многоконтурные участки, сформированные для размещения линейных объектов, однако соответствующую оговорку нужно предусмотреть в данной статье посредством внесения в нее изменений. В противном случае неизбежно возникает вопрос о принадлежности многоконтурного участка к определенной категории с учетом того, что действующее законодательство не допускает возможности отнесения земельного участка к разным категориям земель, поскольку это приводит к конкуренции норм о правовых режимах земель соответствующих категорий. В этой связи правильными представляются положения письма Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23, где говорится о недопустимости пересечения многоконтурного земельного участка и его частей с границами муниципальных образований и необходимости обеспечения принадлежности многоконтурного участка к одной категории земель.
Готовое решение: Что рекомендуется проверить покупателю перед покупкой земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого в первую очередь оцените, соответствуют ли предполагаемой цели категория земель, к которой относится земельный участок, и виды разрешенного использования, установленные для него. Это важно, поскольку правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, несоответствие разрешенному использованию земельного участка документов, представленных для получения разрешения на строительство, является одним из оснований для отказа в выдаче такого разрешения (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ). А за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого в первую очередь оцените, соответствуют ли предполагаемой цели категория земель, к которой относится земельный участок, и виды разрешенного использования, установленные для него. Это важно, поскольку правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, несоответствие разрешенному использованию земельного участка документов, представленных для получения разрешения на строительство, является одним из оснований для отказа в выдаче такого разрешения (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ). А за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)В юридической литературе распределение земель на категории по целевому назначению признается фундаментальной составляющей правового режима земель. Этот элемент правового режима земель позволяет обеспечить государственное управление землепользованием и, соответственно, участие государства во всех земельных отношениях <3>.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)В юридической литературе распределение земель на категории по целевому назначению признается фундаментальной составляющей правового режима земель. Этот элемент правового режима земель позволяет обеспечить государственное управление землепользованием и, соответственно, участие государства во всех земельных отношениях <3>.