Правовое регулирование защиты прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование защиты прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Что же касается пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", то предусмотренное им правовое регулирование направлено на защиту прав потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), предоставление им возможности компетентного выбора продукции (услуг) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 997-О, от 28 февраля 2019 года N 438-О, от 30 сентября 2019 года N 2397-О и др.)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей" Закона РФ "О защите прав потребителей"СТАТЬЯ 1 "ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные тенденции правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Приказ МАП РФ от 04.04.1996 N 42
(ред. от 02.07.2002)
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.1996 N 1065)Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 1996 г. N 1065
(ред. от 02.07.2002)
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.1996 N 1065)Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 1996 г. N 1065
Статья: Новый порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)- средства для защиты от биологических факторов (насекомых и паукообразных (клещей)): репеллентные средства, выдаваемые сотрудникам при работе в районах, где сезонно наблюдается массовый лет кровососущих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы), с учетом сезонной специфики региона или инсектоакарицидные средства, выдаваемые сотрудникам при работе в районах, где наблюдается распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и другие), с учетом сезонной специфики региона и актуальными рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)- средства для защиты от биологических факторов (насекомых и паукообразных (клещей)): репеллентные средства, выдаваемые сотрудникам при работе в районах, где сезонно наблюдается массовый лет кровососущих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы), с учетом сезонной специфики региона или инсектоакарицидные средства, выдаваемые сотрудникам при работе в районах, где наблюдается распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и другие), с учетом сезонной специфики региона и актуальными рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
Статья: Понятие "банковская экосистема"
(Узденов Ш.Ш.)
("Банковское право", 2022, N 3)Иной вопрос особенностей правового режима банковской экосистемы обусловлен тем, что физические лица, используя технологическую платформу или иным образом получая сервисы банковской экосистемы, становятся клиентами различных организаций. Это происходит в силу того, что физическое лицо непосредственно обращается за получением определенной услуги к отдельной организации для удовлетворения своей потребности, но в рамках банковской экосистемы он становится клиентом и ряда других организаций, которые оказывают ему дополнительные услуги, необходимые для удовлетворения его потребности. Вместе с тем физическое лицо может этого не осознавать, так как услуги банковской экосистемы, как говорится в вышеуказанном докладе Банка России, оказываются "в рамках единого бесшовного интегрированного процесса". В результате физическое лицо может не понимать в полной мере, какие конкретно услуги ему предоставляются и клиентом каких организаций он становится. Также может формироваться ситуация навязывания дополнительных услуг или предоставления услуг, которые изначально лицо не имело намерения получать (так называемый мисселинг). Кроме того, в силу сложностей интерфейса используемых в банковской экосистеме интернет-сервисов и иных инструментов оказания услуг физическое лицо может совершить технические ошибки, которые повлекут оказание ему иных услуг, нежели он намеревался получить, или оказание услуг на иных условиях. Указанные обстоятельства ставят вопрос о необходимости развития правового регулирования защиты прав потребителей в рамках правоотношений, связанных с банковскими экосистемами.
(Узденов Ш.Ш.)
("Банковское право", 2022, N 3)Иной вопрос особенностей правового режима банковской экосистемы обусловлен тем, что физические лица, используя технологическую платформу или иным образом получая сервисы банковской экосистемы, становятся клиентами различных организаций. Это происходит в силу того, что физическое лицо непосредственно обращается за получением определенной услуги к отдельной организации для удовлетворения своей потребности, но в рамках банковской экосистемы он становится клиентом и ряда других организаций, которые оказывают ему дополнительные услуги, необходимые для удовлетворения его потребности. Вместе с тем физическое лицо может этого не осознавать, так как услуги банковской экосистемы, как говорится в вышеуказанном докладе Банка России, оказываются "в рамках единого бесшовного интегрированного процесса". В результате физическое лицо может не понимать в полной мере, какие конкретно услуги ему предоставляются и клиентом каких организаций он становится. Также может формироваться ситуация навязывания дополнительных услуг или предоставления услуг, которые изначально лицо не имело намерения получать (так называемый мисселинг). Кроме того, в силу сложностей интерфейса используемых в банковской экосистеме интернет-сервисов и иных инструментов оказания услуг физическое лицо может совершить технические ошибки, которые повлекут оказание ему иных услуг, нежели он намеревался получить, или оказание услуг на иных условиях. Указанные обстоятельства ставят вопрос о необходимости развития правового регулирования защиты прав потребителей в рамках правоотношений, связанных с банковскими экосистемами.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В сфере обеспечения восстановления нарушенных прав одной из тенденций правового регулирования механизмов защиты прав потребителей является обращение к онлайн-способам разрешения споров. Необходимость развивать механизмы урегулирования споров в режиме онлайн применительно к трансграничным электронным сделкам была признана и ЮНСИТРАЛ, которая в 2010 г. инициировала создание третьей рабочей группы для разработки правовых стандартов по разрешению споров "с низкой стоимостью и большими объемами", возникающих при осуществлении электронной коммерции в секторах B2B (business to business) и B2C (business to consumer) <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В сфере обеспечения восстановления нарушенных прав одной из тенденций правового регулирования механизмов защиты прав потребителей является обращение к онлайн-способам разрешения споров. Необходимость развивать механизмы урегулирования споров в режиме онлайн применительно к трансграничным электронным сделкам была признана и ЮНСИТРАЛ, которая в 2010 г. инициировала создание третьей рабочей группы для разработки правовых стандартов по разрешению споров "с низкой стоимостью и большими объемами", возникающих при осуществлении электронной коммерции в секторах B2B (business to business) и B2C (business to consumer) <1>.
Статья: Проблемы определения подсудности дел мировому судье по делам о защите прав потребителей
(Барамзина О.Н., Кирсанов К.А., Кощеева Е.С.)
("Российский судья", 2023, N 11)Наличие общего и специального правового регулирования сферы защиты прав потребителей влияет на определение способов защиты. Так, "права потребителя, носящие гражданско-правовой характер, можно защитить с помощью способов, перечисленных в ст. 12 ГК РФ" <17>.
(Барамзина О.Н., Кирсанов К.А., Кощеева Е.С.)
("Российский судья", 2023, N 11)Наличие общего и специального правового регулирования сферы защиты прав потребителей влияет на определение способов защиты. Так, "права потребителя, носящие гражданско-правовой характер, можно защитить с помощью способов, перечисленных в ст. 12 ГК РФ" <17>.
Статья: Защита прав потребителей и лицензионный договор в сети Интернет
(Никишина В.В., Татаринова Е.П.)
("Юрист", 2022, N 11)В настоящей статье рассмотрены вопросы, касающиеся применения положений Закона о защите прав потребителей к лицензионному договору в сети Интернет. Раскрыта специфика лицензионного соглашения в сети Интернет. Проанализирована судебная практика по нарушениям прав потребителей-лицензиатов в интернет-пространстве. Выявлено, что в условиях цифровой трансформации законодательство о защите прав потребителей не соответствует современному развитию цифровых технологий. Также раскрывается проблема признания персональных данных потребителя в качестве встречного предоставления. В связи с этим авторами выявлены пути совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей цифрового рынка в Российской Федерации. Сформулировано предложение о целесообразности расширения сферы действия режима Закона о защите прав потребителей. Делается вывод о необходимости введения в законодательство Российской Федерации таких понятий, как "цифровая услуга", "цифровой контент".
(Никишина В.В., Татаринова Е.П.)
("Юрист", 2022, N 11)В настоящей статье рассмотрены вопросы, касающиеся применения положений Закона о защите прав потребителей к лицензионному договору в сети Интернет. Раскрыта специфика лицензионного соглашения в сети Интернет. Проанализирована судебная практика по нарушениям прав потребителей-лицензиатов в интернет-пространстве. Выявлено, что в условиях цифровой трансформации законодательство о защите прав потребителей не соответствует современному развитию цифровых технологий. Также раскрывается проблема признания персональных данных потребителя в качестве встречного предоставления. В связи с этим авторами выявлены пути совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей цифрового рынка в Российской Федерации. Сформулировано предложение о целесообразности расширения сферы действия режима Закона о защите прав потребителей. Делается вывод о необходимости введения в законодательство Российской Федерации таких понятий, как "цифровая услуга", "цифровой контент".
Статья: О новых правилах защиты прав потребителей Союзного государства: сравнительно-правовой анализ
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)Предметом исследования в статье являются изменения в правовом регулировании защиты прав потребителей в рамках Союзного государства России и Беларуси, включая введение Единых правил защиты прав потребителей (Единые правила ЗПП). Основное внимание уделяется анализу новых норм, их влиянию на правоотношения в сфере защиты прав потребителей, а также оценке преимуществ и возможных рисков для потребителей и бизнеса. Авторами работы избраны сравнительно-правовой анализ, формально-юридический, а также метод анализа и толкования нормативно-правовых актов в качестве основы методологии исследования. Новизна исследования заключается в анализе перспективных изменений в правовом регулировании защиты прав потребителей, связанных с внедрением Единых правил ЗПП, принятых 6 декабря 2024 года. Работа уникальна тем, что рассматривает вопросы гармонизации законодательства России и Беларуси в рамках Союзного государства, а также уделяет внимание таким важным аспектам, как расширение ответственности хозяйствующих субъектов, усиление контроля над агрегаторами информации и риски злоупотреблений со стороны потребителей. В ходе анализа авторы выявляют ключевые отличия между Едиными правилами ЗПП и российским законодательством, регулирующим защиту прав потребителей, оценивают возможные последствия введения новых правил, а также обсуждают преимущества и потенциальные риски для потребителей и бизнеса. Кроме того, исследование опирается на нормативно-правовую базу, которая служит основой для оценки изменений, вносимых Едиными правилами ЗПП, и определения их соответствия текущему законодательству. Авторами сделан вывод о необходимости приведения российского законодательства в соответствие с Едиными правилами ЗПП для предотвращения правовых коллизий и защиты интересов потребителей.
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Право и практика", 2025, N 1)Предметом исследования в статье являются изменения в правовом регулировании защиты прав потребителей в рамках Союзного государства России и Беларуси, включая введение Единых правил защиты прав потребителей (Единые правила ЗПП). Основное внимание уделяется анализу новых норм, их влиянию на правоотношения в сфере защиты прав потребителей, а также оценке преимуществ и возможных рисков для потребителей и бизнеса. Авторами работы избраны сравнительно-правовой анализ, формально-юридический, а также метод анализа и толкования нормативно-правовых актов в качестве основы методологии исследования. Новизна исследования заключается в анализе перспективных изменений в правовом регулировании защиты прав потребителей, связанных с внедрением Единых правил ЗПП, принятых 6 декабря 2024 года. Работа уникальна тем, что рассматривает вопросы гармонизации законодательства России и Беларуси в рамках Союзного государства, а также уделяет внимание таким важным аспектам, как расширение ответственности хозяйствующих субъектов, усиление контроля над агрегаторами информации и риски злоупотреблений со стороны потребителей. В ходе анализа авторы выявляют ключевые отличия между Едиными правилами ЗПП и российским законодательством, регулирующим защиту прав потребителей, оценивают возможные последствия введения новых правил, а также обсуждают преимущества и потенциальные риски для потребителей и бизнеса. Кроме того, исследование опирается на нормативно-правовую базу, которая служит основой для оценки изменений, вносимых Едиными правилами ЗПП, и определения их соответствия текущему законодательству. Авторами сделан вывод о необходимости приведения российского законодательства в соответствие с Едиными правилами ЗПП для предотвращения правовых коллизий и защиты интересов потребителей.
Готовое решение: Какую ответственность несут стороны по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в отношениях с заказчиком-потребителем для взыскания морального вреда будет достаточно установить, что вы как исполнитель нарушили права потребителя, предусмотренные законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, и в допущенном нарушении есть ваша вина (ст. 15 Закона о защите прав потребителей). В частности, из п. 1 ст. 27 Закона о защите прав потребителей вытекает право потребителя на своевременное получение результата работ. Следовательно, если вы по своей вине, например, допустили просрочку при выполнении работ, то заказчик-потребитель вправе требовать от вас компенсацию морального вреда. Сумма такой компенсации определяется по общим правилам.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в отношениях с заказчиком-потребителем для взыскания морального вреда будет достаточно установить, что вы как исполнитель нарушили права потребителя, предусмотренные законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, и в допущенном нарушении есть ваша вина (ст. 15 Закона о защите прав потребителей). В частности, из п. 1 ст. 27 Закона о защите прав потребителей вытекает право потребителя на своевременное получение результата работ. Следовательно, если вы по своей вине, например, допустили просрочку при выполнении работ, то заказчик-потребитель вправе требовать от вас компенсацию морального вреда. Сумма такой компенсации определяется по общим правилам.
Статья: Защита потребителей от несправедливых договорных условий в итальянском праве (в сравнении с российским регулированием)
(Тузов Д.О., Чичкан Е.В., Саргсян А.М.)
("Закон", 2021, N 9)Нормы о несправедливых условиях представляют собой, возможно, наиболее существенное вмешательство европейского, а затем и национального законодателя в сферу гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности, защиты прав потребителя и договорных отношений между ним и профессионалом <4>.
(Тузов Д.О., Чичкан Е.В., Саргсян А.М.)
("Закон", 2021, N 9)Нормы о несправедливых условиях представляют собой, возможно, наиболее существенное вмешательство европейского, а затем и национального законодателя в сферу гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности, защиты прав потребителя и договорных отношений между ним и профессионалом <4>.
Ситуация: Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции, в частности, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; п. п. 1, 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции, в частности, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; п. п. 1, 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
Статья: Правовая природа института финансового уполномоченного в Российской Федерации
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В статье проанализирована правовая природа института финансового омбудсмена. Сделан вывод о ее многосоставности. Рассмотрены и исследованы как те составляющие правовой природы данного института, которые заложены нормативным регулированием деятельности финансового уполномоченного в Российской Федерации, так и исторически присущие данному институту функции. В частности, раскрыто содержание таких функций института финансового омбудсмена, как защита прав потребителей финансовых услуг, разрешение споров между финансовыми организациями и потребителями их услуг, участие в корректировке процесса взаимодействия финансовых организаций с потребителями их услуг, а также информационное взаимодействие с Банком России и иными государственными органами, направленное на совершенствование действующего правового регулирования вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг и практики его применения. Констатирована необходимость сохранения многосоставной правовой природы института в ходе его дальнейшего развития.
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В статье проанализирована правовая природа института финансового омбудсмена. Сделан вывод о ее многосоставности. Рассмотрены и исследованы как те составляющие правовой природы данного института, которые заложены нормативным регулированием деятельности финансового уполномоченного в Российской Федерации, так и исторически присущие данному институту функции. В частности, раскрыто содержание таких функций института финансового омбудсмена, как защита прав потребителей финансовых услуг, разрешение споров между финансовыми организациями и потребителями их услуг, участие в корректировке процесса взаимодействия финансовых организаций с потребителями их услуг, а также информационное взаимодействие с Банком России и иными государственными органами, направленное на совершенствование действующего правового регулирования вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг и практики его применения. Констатирована необходимость сохранения многосоставной правовой природы института в ходе его дальнейшего развития.