Правовое регулирование оценочной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование оценочной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24.20 "Внесение результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации""По существу, статья 24.20 Закона N 135-ФЗ не регулирует вопросы землепользования, а лишь определяет правовые последствия, в числе прочего, результатов рассмотрения споров, касающихся определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, т.е. внесение результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН. Закон N 135-ФЗ в статье 2 определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Положения статьи 24.20 носят административно-процедурный, но не гражданско-правовой характер."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18 "Применение сведений о кадастровой стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"В этом состоит отличие правового регулирования, установленного статьей 18 Федерального закона N 237-ФЗ, от правового регулирования, предусмотренного частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Глава 29. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Глава 29. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья: Деятельность по оценке имущества должника: актуальные проблемы правовых оснований, правоприменительной практики, деятельности СРО и совета по оценочной деятельности
(Малявина Н.Б.)
("Юрист", 2022, N 6)- представители органа по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности в количестве 2 представителей;
(Малявина Н.Б.)
("Юрист", 2022, N 6)- представители органа по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности в количестве 2 представителей;
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. Размер арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами инфраструктуры морского порта определяется на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды государственного недвижимого имущества, расположенного в границах территории морского порта, в соответствии с гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартом оценки, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
(ред. от 23.05.2025)
"О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. Размер арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами инфраструктуры морского порта определяется на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды государственного недвижимого имущества, расположенного в границах территории морского порта, в соответствии с гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартом оценки, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения (квартиры) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)КАС РФ устанавливает порядок осуществления административного судопроизводства и, в частности особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В числе такого рода особенностей КАС РФ предусматривает приложение к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих документов, указанных в ст. 126 КАС РФ, также положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)КАС РФ устанавливает порядок осуществления административного судопроизводства и, в частности особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В числе такого рода особенностей КАС РФ предусматривает приложение к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих документов, указанных в ст. 126 КАС РФ, также положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Урегулирование вопросов, связанных с признанием выбывшими членов совета директоров хозяйственных обществ, предусмотрено пунктом 13 Плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 1723-р.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Урегулирование вопросов, связанных с признанием выбывшими членов совета директоров хозяйственных обществ, предусмотрено пунктом 13 Плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 1723-р.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при создании основного акционерного общества размер его уставного капитала определяется как сумма, равная балансовой стоимости подлежащих приватизации активов федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса и номинальной стоимости акций акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, вносимых в уставный капитал основного акционерного общества, а также балансовой стоимости активов федеральных государственных организаций атомного энергопромышленного комплекса, передаваемых основному акционерному обществу. В случае внесения в уставный капитал основного акционерного общества федерального имущества, балансовая стоимость которого не определена, при расчете размера уставного капитала основного акционерного общества учитывается стоимость этого имущества, определяемая в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, как стоимость объекта оценки при существующем использовании (ч. 3);
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при создании основного акционерного общества размер его уставного капитала определяется как сумма, равная балансовой стоимости подлежащих приватизации активов федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса и номинальной стоимости акций акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, вносимых в уставный капитал основного акционерного общества, а также балансовой стоимости активов федеральных государственных организаций атомного энергопромышленного комплекса, передаваемых основному акционерному обществу. В случае внесения в уставный капитал основного акционерного общества федерального имущества, балансовая стоимость которого не определена, при расчете размера уставного капитала основного акционерного общества учитывается стоимость этого имущества, определяемая в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, как стоимость объекта оценки при существующем использовании (ч. 3);
Статья: Принцип гласности осуществления оценочной деятельности
(Березин Д.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)<15> Кондрашов Д.С. Гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 208 с.
(Березин Д.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)<15> Кондрашов Д.С. Гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 208 с.
Статья: К вопросу о возможной национализации предприятий, выполняющих функции в области гособоронзаказа
(Бородкин В.Г., Петкилев П.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)<5> Кондратьев В.А. Правовое регулирование оценочной деятельности // Кирпичев А.Е., Кондратьев В.А. Предпринимательское право: Курс лекций / РГУП. М., 2017. С. 124.
(Бородкин В.Г., Петкилев П.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)<5> Кондратьев В.А. Правовое регулирование оценочной деятельности // Кирпичев А.Е., Кондратьев В.А. Предпринимательское право: Курс лекций / РГУП. М., 2017. С. 124.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В отношении же оценочной деятельности статья 18 Закона 1998 г. об оценке (в ред. Закона 2021 г. N 170-ФЗ) предусматривает государственное регулирование, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ, в части федерального государственного надзора за деятельностью СРО оценщиков и нормативно-правового регулирования, и регулирование, осуществляемое советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также национальным объединением СРО оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки, СРО оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В отношении же оценочной деятельности статья 18 Закона 1998 г. об оценке (в ред. Закона 2021 г. N 170-ФЗ) предусматривает государственное регулирование, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ, в части федерального государственного надзора за деятельностью СРО оценщиков и нормативно-правового регулирования, и регулирование, осуществляемое советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также национальным объединением СРО оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки, СРО оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Хотя в российском законодательстве определены четкие требования к статусу арбитражного управляющего <430> и формально соответствующий институт у нас соответствует обозначенным "принципам" (полностью или частично), по ряду из них следует сделать оговорки. Так, несмотря на наличие фактического "лицензирования" профессиональной деятельности (принцип N 1), которое осуществляется Росреестром после сдачи теоретического экзамена (принцип N 2), это не гарантирует высокой квалификации арбитражных управляющих. Единая программа подготовки арбитражных управляющих <431>, принятая в 2009 г., не выдерживает критики, но остается неизменной: из 572 часов, преимущественно посвященных правовому регулированию банкротства и оценочной деятельности, вопросам "экономического обеспечения арбитражного управляющего" уделяется всего 105 часов (18%), из которых только 8 часов включают практику проведения финансового анализа должника; а банкротство гражданина, несмотря на его растущую популярность, умещается в 12 часов (2%). Нераскрытыми в программе остаются вопросы разработки стратегии спасения и сохранения бизнеса в рамках реабилитационных процедур, что вызывает сомнения в потенциале принятия новеллы о переименовании арбитражного управляющего (в процедуре реструктуризации долгов юридического лица) на "антикризисного": единая программа обучения в принципе не содержит таких разделов и должна быть параллельно реконструирована.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Хотя в российском законодательстве определены четкие требования к статусу арбитражного управляющего <430> и формально соответствующий институт у нас соответствует обозначенным "принципам" (полностью или частично), по ряду из них следует сделать оговорки. Так, несмотря на наличие фактического "лицензирования" профессиональной деятельности (принцип N 1), которое осуществляется Росреестром после сдачи теоретического экзамена (принцип N 2), это не гарантирует высокой квалификации арбитражных управляющих. Единая программа подготовки арбитражных управляющих <431>, принятая в 2009 г., не выдерживает критики, но остается неизменной: из 572 часов, преимущественно посвященных правовому регулированию банкротства и оценочной деятельности, вопросам "экономического обеспечения арбитражного управляющего" уделяется всего 105 часов (18%), из которых только 8 часов включают практику проведения финансового анализа должника; а банкротство гражданина, несмотря на его растущую популярность, умещается в 12 часов (2%). Нераскрытыми в программе остаются вопросы разработки стратегии спасения и сохранения бизнеса в рамках реабилитационных процедур, что вызывает сомнения в потенциале принятия новеллы о переименовании арбитражного управляющего (в процедуре реструктуризации долгов юридического лица) на "антикризисного": единая программа обучения в принципе не содержит таких разделов и должна быть параллельно реконструирована.
Статья: К вопросу оценки рыночной стоимости прав (требований) по денежным обязательствам
(Лебединский В.И., Ильин М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)В российском оценочном и судебном экспертном профессиональном сообществе исследование теории и практики оценки рыночной стоимости прав (требований) по денежным обязательствам имеет давнюю историю. В открытых источниках доступен ряд методических разработок, относящихся ко второй половине 1990-х годов. Сейчас многие из них воспринимаются с улыбкой, например коэффициентная методика, однако в то время они были адекватными конъюнктуре рынка, состоянию нормативного правового регулирования оценочной деятельности и методического развития профессионального сообщества.
(Лебединский В.И., Ильин М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)В российском оценочном и судебном экспертном профессиональном сообществе исследование теории и практики оценки рыночной стоимости прав (требований) по денежным обязательствам имеет давнюю историю. В открытых источниках доступен ряд методических разработок, относящихся ко второй половине 1990-х годов. Сейчас многие из них воспринимаются с улыбкой, например коэффициентная методика, однако в то время они были адекватными конъюнктуре рынка, состоянию нормативного правового регулирования оценочной деятельности и методического развития профессионального сообщества.
Статья: Границы компетенций эксперта и оценщика при рассмотрении дел об оспаривании кадастровой стоимости
(Мануилов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)Тем не менее в судебной практике нередко эксперту ставится вопрос, например, в такой формулировке: "Соответствует ли отчет об оценке,.. выполненный оценщиками,.. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также допущены ли при составлении отчета иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиками, достоверной, достаточной, проверяемой?".
(Мануилов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)Тем не менее в судебной практике нередко эксперту ставится вопрос, например, в такой формулировке: "Соответствует ли отчет об оценке,.. выполненный оценщиками,.. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также допущены ли при составлении отчета иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиками, достоверной, достаточной, проверяемой?".