Правовое регулирование бухгалтерского учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование бухгалтерского учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)25.2. Необходима ли финансово-правовая кодификация
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)25.2. Необходима ли финансово-правовая кодификация
Вопрос: О счете 0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" и применении организацией нормативного правового акта, регулирующего порядок ведения бухучета в бюджетной сфере.
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 02-07-11/95400)Вопрос: О счете 0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" и применении организацией нормативного правового акта, регулирующего порядок ведения бухучета в бюджетной сфере.
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 02-07-11/95400)Вопрос: О счете 0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" и применении организацией нормативного правового акта, регулирующего порядок ведения бухучета в бюджетной сфере.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Федеральный закон от 04.08.2023 N 417-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. В случае, если участником эксперимента осуществляется иная деятельность, не связанная с деятельностью по партнерскому финансированию, участник эксперимента при ведении бухгалтерского учета обеспечивает раздельный учет имущества, привлеченного и размещенного участником эксперимента при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию, иного имущества, привлекаемого и размещаемого участником эксперимента при осуществлении иной деятельности, а также имущества участника эксперимента. Особенности бухгалтерского учета для участников эксперимента, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, в связи с осуществлением ими деятельности по партнерскому финансированию устанавливаются Банком России, для иных организаций, являющихся участниками эксперимента, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
(ред. от 31.07.2025)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. В случае, если участником эксперимента осуществляется иная деятельность, не связанная с деятельностью по партнерскому финансированию, участник эксперимента при ведении бухгалтерского учета обеспечивает раздельный учет имущества, привлеченного и размещенного участником эксперимента при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию, иного имущества, привлекаемого и размещаемого участником эксперимента при осуществлении иной деятельности, а также имущества участника эксперимента. Особенности бухгалтерского учета для участников эксперимента, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, в связи с осуществлением ими деятельности по партнерскому финансированию устанавливаются Банком России, для иных организаций, являющихся участниками эксперимента, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Статья: Нематериальные активы: влияние применения нового Стандарта на показатели бухгалтерской отчетности
(Куликова Л.И., Ивановская А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Цели. На основе изучения исторических аспектов нормативно-правового регулирования учета нематериальных активов в бухгалтерском учете РФ определить их роль и значение как объекта бухгалтерского наблюдения, рассмотреть влияние применения нового ФСБУ 14/2022 на показатели бухгалтерской отчетности организаций различных сфер деятельности за 2024 отчетный год, выявить особенности перспективного и ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики.
(Куликова Л.И., Ивановская А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Цели. На основе изучения исторических аспектов нормативно-правового регулирования учета нематериальных активов в бухгалтерском учете РФ определить их роль и значение как объекта бухгалтерского наблюдения, рассмотреть влияние применения нового ФСБУ 14/2022 на показатели бухгалтерской отчетности организаций различных сфер деятельности за 2024 отчетный год, выявить особенности перспективного и ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики.
Статья: Аудит финансовой отчетности: особенности исследования законов и нормативных актов
(Козменкова С.В., Цыганов В.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 4; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 10)13. Цыганов В.И., Козменкова С.В. Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета: история и современность // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 968 - 982. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.9.968.
(Козменкова С.В., Цыганов В.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 4; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 10)13. Цыганов В.И., Козменкова С.В. Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета: история и современность // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 968 - 982. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.9.968.
Статья: Взаимосвязь права и экономики на современном этапе: тенденции и перспективы: финансово-правовой аспект
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)<4> Тория Р.А. Правовое регулирование бухгалтерского учета как первооснова финансовой системы // Финансовое право. 2011. N 4. С. 12 - 15.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)<4> Тория Р.А. Правовое регулирование бухгалтерского учета как первооснова финансовой системы // Финансовое право. 2011. N 4. С. 12 - 15.
Статья: Актуальные проблемы формирования информации о нефинансовых активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности: направления совершенствования
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)2. Цыганов В.И., Козменкова С.В. Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета: история и современность // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 968 - 982. DOI: 10.24891/ia.22.9.968. EDN: VJHGHY.
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)2. Цыганов В.И., Козменкова С.В. Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета: история и современность // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 968 - 982. DOI: 10.24891/ia.22.9.968. EDN: VJHGHY.
Статья: Особенности документального оформления фактов хозяйственной жизни по приобретению, переоценке и списанию нематериальных активов
(Остаев Г.Я., Клычова Г.С., Шляпникова Е.А., Селезнева И.П., Селезнева И.А., Нуриева Р.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)13. Цыганов В.И., Козменкова С.В. Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета: история и современность // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 968 - 982. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.9.968.
(Остаев Г.Я., Клычова Г.С., Шляпникова Е.А., Селезнева И.П., Селезнева И.А., Нуриева Р.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)13. Цыганов В.И., Козменкова С.В. Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета: история и современность // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. Вып. 9. С. 968 - 982. URL: https://doi.org/10.24891/ia.22.9.968.
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Этапы и значение стандартизации в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 34. С. 39.
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Этапы и значение стандартизации в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 34. С. 39.
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)Все эти нововведения в части нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности создали методико-правовой вакуум, который до сегодняшнего дня еще не наполнен содержанием [6]. К примеру, многие ученые указывают на то, что при сравнении положений введенного в действие Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н <3>, закрепившего Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению в учете для бюджетных учреждений, с содержанием Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ <4> выявляются "существенные расхождения" [7]. В частности, это касается выделения объектов учета, указанных в Законе, а также выделенных источников финансирования деятельности субъекта.
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)Все эти нововведения в части нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности создали методико-правовой вакуум, который до сегодняшнего дня еще не наполнен содержанием [6]. К примеру, многие ученые указывают на то, что при сравнении положений введенного в действие Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н <3>, закрепившего Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению в учете для бюджетных учреждений, с содержанием Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ <4> выявляются "существенные расхождения" [7]. В частности, это касается выделения объектов учета, указанных в Законе, а также выделенных источников финансирования деятельности субъекта.
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Аналогично коммерческому сектору Т.М. Борлакова, М.Ю. Черкасова [5] выделяют четыре уровня нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере: законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Аналогично коммерческому сектору Т.М. Борлакова, М.Ю. Черкасова [5] выделяют четыре уровня нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере: законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)с целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета в законопроекте установлены принципы такого регулирования, состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)с целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета в законопроекте установлены принципы такого регулирования, состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании;
Статья: Проблемы определения и выплаты действительной стоимости доли выбывшего участника в российской судебной практике
(Тигранян А.Р.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Как выше было сказано, действующее законодательство не предусматривает необходимости предоставления промежуточной бухгалтерской отчетности. В настоящее время общество с ограниченной ответственностью не обязано составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал, как это было ранее установлено п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года N 34н. Данный пункт был признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. N АКПИ17-1010. Кроме того, Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт "а" ст. 1 Закона N 97-ФЗ) с 01.01.2013 отменил обязанность по представлению в налоговый орган промежуточной бухгалтерской отчетности. Тем не менее, в силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
(Тигранян А.Р.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Как выше было сказано, действующее законодательство не предусматривает необходимости предоставления промежуточной бухгалтерской отчетности. В настоящее время общество с ограниченной ответственностью не обязано составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал, как это было ранее установлено п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года N 34н. Данный пункт был признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. N АКПИ17-1010. Кроме того, Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт "а" ст. 1 Закона N 97-ФЗ) с 01.01.2013 отменил обязанность по представлению в налоговый орган промежуточной бухгалтерской отчетности. Тем не менее, в силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.