Право потребителя на отказ от товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Право потребителя на отказ от товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""В отношении технически сложного товара надлежащего качества (к которому относится спорный холодильник) Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не предусматривает право потребителя на отказ от такого товара. Статья 25 Закона предоставляет потребителям возможность при определенных условиях обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, и лишь в случае отсутствия такового в продаже - отказаться от покупки и потребовать возврата денежных средств. При этом данное право не распространяется на технически сложные непродовольственные товары надлежащего качества, которые обмену и, соответственно, возврату не подлежат."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Поскольку пункт 4 статьи 26.1 Закона предусматривает право потребителя отказаться от товара в любое время до его передачи, то продавец не вправе не принять такой отказ. Следовательно, потребитель имеет преимущество перед продавцом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дистанционный способ продажи товаров в аспекте защиты прав потребителей
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Потребитель наделен также правом отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - по общему правилу в течение семи дней. Право на отказ ничем не детерминировано (в отличие от случая несоответствия товара описанию), о чем свидетельствует возможность воспользоваться им до передачи товара. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (ст. 26.1 Закона о защите прав потребителя). Отказ же от товара ненадлежащего качества освободит потребителя от возмещения расходов на доставку, что подтверждает важность четкого размежевания двух названных институтов.
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Потребитель наделен также правом отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - по общему правилу в течение семи дней. Право на отказ ничем не детерминировано (в отличие от случая несоответствия товара описанию), о чем свидетельствует возможность воспользоваться им до передачи товара. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (ст. 26.1 Закона о защите прав потребителя). Отказ же от товара ненадлежащего качества освободит потребителя от возмещения расходов на доставку, что подтверждает важность четкого размежевания двух названных институтов.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"Компенсация морального вреда, причиненного гражданину изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), нарушением иных принадлежащих ему прав или нематериальных благ, в том числе допущенным одновременно с нарушением прав потребителей (например, при отказе продавца удовлетворить требование потребителя о замене товара в случае обнаружения недостатков товара, совершенном в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство потребителя), может быть взыскана судом по общим правилам, то есть при доказанности факта нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"Компенсация морального вреда, причиненного гражданину изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), нарушением иных принадлежащих ему прав или нематериальных благ, в том числе допущенным одновременно с нарушением прав потребителей (например, при отказе продавца удовлетворить требование потребителя о замене товара в случае обнаружения недостатков товара, совершенном в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство потребителя), может быть взыскана судом по общим правилам, то есть при доказанности факта нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)По общему правилу, предусмотренному п. 4 ст. 26.1 Закона РФ о защите прав потребителей, потребитель может отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней <89>. Коль скоро речь идет о возврате товара надлежащего качества, важно, чтобы сохранился товарный вид.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)По общему правилу, предусмотренному п. 4 ст. 26.1 Закона РФ о защите прав потребителей, потребитель может отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней <89>. Коль скоро речь идет о возврате товара надлежащего качества, важно, чтобы сохранился товарный вид.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)В ряде случаев, к примеру при возникновении споров, физическое лицо как покупатель может обозначить свою правосубъектность и защитить свои права потребителя (к примеру - право на гарантийный ремонт, отказ от бракованного товара и т.п.) только путем предъявления чека, выданного ему продавцом при продаже (передаче) товара.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)В ряде случаев, к примеру при возникновении споров, физическое лицо как покупатель может обозначить свою правосубъектность и защитить свои права потребителя (к примеру - право на гарантийный ремонт, отказ от бракованного товара и т.п.) только путем предъявления чека, выданного ему продавцом при продаже (передаче) товара.
Статья: Учет прав и интересов потребителей при заключении оптовых договоров на реализацию товаров
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)Ключевые слова: потребительское право; защита прав потребителей; отказ потребителя от договора; право на возврат товара.
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)Ключевые слова: потребительское право; защита прав потребителей; отказ потребителя от договора; право на возврат товара.