Право потребителя на информацию
Подборка наиболее важных документов по запросу Право потребителя на информацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1102 ГК РФ "Обязанность возвратить неосновательное обогащение"2.2.9.2. Размещение на фасаде многоквартирного жилого дома информации в соответствии с Законом о защите прав потребителей осуществляется без платы собственникам помещений и не приводит к неосновательному обогащению (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Центробанк привел примеры нежелательных практик информирования потребителей о финансовых продуктах (07.11.2025)
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Путеводитель по судебной практике. Кредит10.10. Нарушены ли права потребителя, если ему не предоставлена информация о полной сумме выплат по кредитному договору
Готовое решение: Как составить договор возмездного оказания услуг между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)Фактическими пользователями некоторых услуг (например, услуг по размещению в гостинице в командировочных целях, услуг по обучению персонала и др.) являются физлица - сотрудники и клиенты заказчика. Они могут быть признаны потребителями в целях законодательства о защите прав потребителей, несмотря на то что заказчиком выступает юрлицо или ИП для производственных нужд (Закон о защите прав потребителей, Информация, прилагаемая к Письму Роспотребнадзора от 11.03.2005 N 0100/1745-05-32, разд. I Разъяснений, утвержденных Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160).
(КонсультантПлюс, 2025)Фактическими пользователями некоторых услуг (например, услуг по размещению в гостинице в командировочных целях, услуг по обучению персонала и др.) являются физлица - сотрудники и клиенты заказчика. Они могут быть признаны потребителями в целях законодательства о защите прав потребителей, несмотря на то что заказчиком выступает юрлицо или ИП для производственных нужд (Закон о защите прав потребителей, Информация, прилагаемая к Письму Роспотребнадзора от 11.03.2005 N 0100/1745-05-32, разд. I Разъяснений, утвержденных Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160).
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик - потребитель, то для договора с ним действуют специальные правила. В силу п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация об услугах должна содержать их цену в рублях. При этом условие, согласно которому исполнитель вправе в одностороннем порядке изменить цену, по общему правилу относится к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя (пп. 1 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик - потребитель, то для договора с ним действуют специальные правила. В силу п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация об услугах должна содержать их цену в рублях. При этом условие, согласно которому исполнитель вправе в одностороннем порядке изменить цену, по общему правилу относится к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя (пп. 1 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Статья: Становление системы защиты прав потребителей: историко-правовой ракурс
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Таким образом, приведенные источники хотя уже и отражали элементы комплексного регулирования защиты прав потребителей (покупателей), но регламентировали исключительно порядок реализации ими права на надлежащее качество товара (услуги) и последствия его нарушения продавцом. Прочие права потребителей (на получение информации, на свободный выбор и т.д.) во времена существования проанализированных источников, по всей видимости, отсутствовали.
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Таким образом, приведенные источники хотя уже и отражали элементы комплексного регулирования защиты прав потребителей (покупателей), но регламентировали исключительно порядок реализации ими права на надлежащее качество товара (услуги) и последствия его нарушения продавцом. Прочие права потребителей (на получение информации, на свободный выбор и т.д.) во времена существования проанализированных источников, по всей видимости, отсутствовали.
Готовое решение: Как осуществляется дистанционная продажа автомобилей потребителям
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вам нужно письменно предоставить покупателю предусмотренную п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей информацию о порядке и сроках возврата товара. Это важно, поскольку от факта предоставления такой информации зависит срок, в течение которого потребитель может немотивированно отказаться от автомобиля надлежащего качества после его передачи (п. п. 3, 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). Поэтому рекомендуем зафиксировать факт предоставления данной информации, например, в акте приема-передачи автомобиля.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вам нужно письменно предоставить покупателю предусмотренную п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей информацию о порядке и сроках возврата товара. Это важно, поскольку от факта предоставления такой информации зависит срок, в течение которого потребитель может немотивированно отказаться от автомобиля надлежащего качества после его передачи (п. п. 3, 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). Поэтому рекомендуем зафиксировать факт предоставления данной информации, например, в акте приема-передачи автомобиля.
Статья: Опасные связи: взаимосвязанные договоры в российском законодательстве и судебной практике
(Мертвищев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Конструкция взаимосвязанных договоров была использована Конституционным Судом как при решении вопроса о возврате суммы скидки, так и для описания содержания права потребителя на информацию. Суд указал, что потребитель должен быть проинформирован о том, что заключаемые с ним договоры являются взаимосвязанными. Кроме того, предприниматель не может размывать цену между взаимосвязанными договорами, поскольку это усложняет процесс возврата потребителем своих средств. Потребитель должен видеть, как все заключаемые с ним договоры влияют на цену, осознавать совокупный размер своих расходов по всем связанным сделкам.
(Мертвищев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Конструкция взаимосвязанных договоров была использована Конституционным Судом как при решении вопроса о возврате суммы скидки, так и для описания содержания права потребителя на информацию. Суд указал, что потребитель должен быть проинформирован о том, что заключаемые с ним договоры являются взаимосвязанными. Кроме того, предприниматель не может размывать цену между взаимосвязанными договорами, поскольку это усложняет процесс возврата потребителем своих средств. Потребитель должен видеть, как все заключаемые с ним договоры влияют на цену, осознавать совокупный размер своих расходов по всем связанным сделкам.
Последние изменения: Соблюдение правил розничной торговли
(КонсультантПлюс, 2025)установленный в п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей перечень информации, которую продавец должен своевременно предоставить потребителю для правильного выбора товара, не исчерпывающий. При заключении договора купли-продажи продавец должен сообщить потребителю об обременении товара правами третьих лиц (п. 1 Обзора);
(КонсультантПлюс, 2025)установленный в п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей перечень информации, которую продавец должен своевременно предоставить потребителю для правильного выбора товара, не исчерпывающий. При заключении договора купли-продажи продавец должен сообщить потребителю об обременении товара правами третьих лиц (п. 1 Обзора);
Статья: Проблемы и перспективы развития системы защиты прав потребителей туристских услуг
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Главной сферой правовой защиты в области туризма является реализация прав потребителей на безопасность, достоверную информацию о товаре или услуге, а также на просвещение и образование в области личных потребительских прав. Однако многочисленные жалобы туристов основываются на нарушениях договоров, заключенных с туроператором или турагентом.
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Главной сферой правовой защиты в области туризма является реализация прав потребителей на безопасность, достоверную информацию о товаре или услуге, а также на просвещение и образование в области личных потребительских прав. Однако многочисленные жалобы туристов основываются на нарушениях договоров, заключенных с туроператором или турагентом.
Статья: Спор о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 8 "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 8 "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)"