Право инвалида на обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Право инвалида на обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
"Обзор практики комитета ООН по правам инвалидов, связанной с рассмотрением индивидуальных сообщений"
(подготовлен Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)специальные правовые позиции Комитета по правам инвалидов по
(подготовлен Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)специальные правовые позиции Комитета по правам инвалидов по
Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 29.11.2024 N 33а-1354/2024 (УИД 61GV0014-01-2024-001057-78)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части об отказе во внесении изменений в учетные данные.
Обстоятельства: Истец просил включить в список военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведения в отношении его совершеннолетних сыновей и принять дополнительное решение о признании их нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решение: Удовлетворено.Так из содержания оспариваемого решения жилищной комиссии следует, что О.Р.А. отказано во включении в состав семьи его сыновей со ссылкой на положения пункта 5 ст. 2 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" и подпункта 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как представленные документы не подтверждают право сыновей административного истца состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов семьи военнослужащего. При этом в таковыми указаны: документы, подтверждающие иждивение, инвалидность, обучение в образовательных организациях, а также других каких-либо подтверждающих документов для принятия на учет совершеннолетних детей.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части об отказе во внесении изменений в учетные данные.
Обстоятельства: Истец просил включить в список военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведения в отношении его совершеннолетних сыновей и принять дополнительное решение о признании их нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решение: Удовлетворено.Так из содержания оспариваемого решения жилищной комиссии следует, что О.Р.А. отказано во включении в состав семьи его сыновей со ссылкой на положения пункта 5 ст. 2 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" и подпункта 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как представленные документы не подтверждают право сыновей административного истца состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов семьи военнослужащего. При этом в таковыми указаны: документы, подтверждающие иждивение, инвалидность, обучение в образовательных организациях, а также других каких-либо подтверждающих документов для принятия на учет совершеннолетних детей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью на качественное доступное образование.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны обеспечивать реализацию права инвалидов на образование посредством создания инклюзивной системы образования на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, профессионально-техническую подготовку и обучение в течение всей жизни, внешкольные и социальные мероприятия и для всех учащихся, в том числе инвалидов, без дискриминации и наравне с другими" <17>. Комитет напоминает также, что "обеспечение инклюзивности предполагает процесс системных преобразований, включающих в себя изменение и корректировку содержания, методики, подходов, структур и стратегий в сфере образования в целях преодоления барьеров, с тем чтобы предоставить всем учащимся соответствующего возраста равные возможности получения образования на основе активного участия и создать условия, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям и предпочтениям <18>. Кроме того, Комитет отмечает: "право на недискриминацию включает в себя право не подвергаться сегрегации и право на то, чтобы быть обеспеченным разумным приспособлением, и оно должно пониматься в контексте обязанности обеспечивать доступную образовательную среду и разумное приспособление" <19> (пункт 8.4 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны обеспечивать реализацию права инвалидов на образование посредством создания инклюзивной системы образования на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, профессионально-техническую подготовку и обучение в течение всей жизни, внешкольные и социальные мероприятия и для всех учащихся, в том числе инвалидов, без дискриминации и наравне с другими" <17>. Комитет напоминает также, что "обеспечение инклюзивности предполагает процесс системных преобразований, включающих в себя изменение и корректировку содержания, методики, подходов, структур и стратегий в сфере образования в целях преодоления барьеров, с тем чтобы предоставить всем учащимся соответствующего возраста равные возможности получения образования на основе активного участия и создать условия, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям и предпочтениям <18>. Кроме того, Комитет отмечает: "право на недискриминацию включает в себя право не подвергаться сегрегации и право на то, чтобы быть обеспеченным разумным приспособлением, и оно должно пониматься в контексте обязанности обеспечивать доступную образовательную среду и разумное приспособление" <19> (пункт 8.4 Соображений).
Статья: Особенности правового статуса детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации
(Калинина Н.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Данные основные начала служат отправным пунктом в государственной политике Российской Федерации, призванной выполнять комплекс мер, которые условно можно разделить на две подсистемы с учетом характера целей, стоящих перед ними. Первая подсистема включает в себя меры, характерные для каждого физического лица вне зависимости от умственных или физических возможностей. К ним, например, относятся такие меры, как обеспечение права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу от пыток, эксплуатации, насилия и надругательств, защиту личной целостности, свободу передвижения и гражданство, закрепление гарантий реализации политических прав инвалидов, а также прав в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом. Вторая же подсистема представляет собой совокупность узконаправленных мер, призванных восполнить ограниченные возможности инвалидов в целях обеспечения полноценного участия последних в жизни общества. К таким конвенционным мерам можно отнести поощрение равенства и устранение дискриминации по признаку инвалидности; признание права на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество; обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности; уважение дома и семьи с одновременным обеспечением равных прав детей-инвалидов в отношении семейной жизни; признание права инвалидов на образование, а также на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности; организация, укрепление и расширение комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ, признание права инвалидов на труд наравне с другими, а также признание права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей.
(Калинина Н.Н.)
("Юрист", 2021, N 2)Данные основные начала служат отправным пунктом в государственной политике Российской Федерации, призванной выполнять комплекс мер, которые условно можно разделить на две подсистемы с учетом характера целей, стоящих перед ними. Первая подсистема включает в себя меры, характерные для каждого физического лица вне зависимости от умственных или физических возможностей. К ним, например, относятся такие меры, как обеспечение права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу от пыток, эксплуатации, насилия и надругательств, защиту личной целостности, свободу передвижения и гражданство, закрепление гарантий реализации политических прав инвалидов, а также прав в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом. Вторая же подсистема представляет собой совокупность узконаправленных мер, призванных восполнить ограниченные возможности инвалидов в целях обеспечения полноценного участия последних в жизни общества. К таким конвенционным мерам можно отнести поощрение равенства и устранение дискриминации по признаку инвалидности; признание права на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество; обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности; уважение дома и семьи с одновременным обеспечением равных прав детей-инвалидов в отношении семейной жизни; признание права инвалидов на образование, а также на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности; организация, укрепление и расширение комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ, признание права инвалидов на труд наравне с другими, а также признание права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей.
Статья: Механизм "регуляторной гильотины" в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Важное место в деятельности Рособрнадзора занимает мониторинг показателей системы образования. В соответствии с Приказом Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 <14> Рособрнадзор проводит ежегодный мониторинг системы образования по установленным им показателям. Мониторинг осуществляется без взаимодействия с организациями, на основе информации из открытых источников, федеральных информационных систем. Например, в рамках реализации права инвалидов на образование важное значение в системе показателей имеет полная и достоверная информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренная подразделом "Доступная среда".
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Важное место в деятельности Рособрнадзора занимает мониторинг показателей системы образования. В соответствии с Приказом Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 <14> Рособрнадзор проводит ежегодный мониторинг системы образования по установленным им показателям. Мониторинг осуществляется без взаимодействия с организациями, на основе информации из открытых источников, федеральных информационных систем. Например, в рамках реализации права инвалидов на образование важное значение в системе показателей имеет полная и достоверная информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренная подразделом "Доступная среда".
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<12> См.: Карновская Е.Я. Правовой статус инвалидов из числа рабочих и служащих в советском социальном обеспечении: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 37 - 41; Вечканов В.А. К современному пониманию категории инвалидности // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация инвалидов: сб. науч. трудов. Вып. 3 / под ред. Г.С. Еременко, И.С. Белова. М., 1975. С. 31 - 36; Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. N 9. С. 55 - 66; Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. С. 247 - 252.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<12> См.: Карновская Е.Я. Правовой статус инвалидов из числа рабочих и служащих в советском социальном обеспечении: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 37 - 41; Вечканов В.А. К современному пониманию категории инвалидности // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация инвалидов: сб. науч. трудов. Вып. 3 / под ред. Г.С. Еременко, И.С. Белова. М., 1975. С. 31 - 36; Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. N 9. С. 55 - 66; Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. С. 247 - 252.