Правила землепользования и застройки не распространяются
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила землепользования и застройки не распространяются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 85 "Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий" ЗК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признали незаконным решение Министерства, исходили из того, что с учетом даты подачи предпринимателем заявления об участии в аукционе и установленного законом срока его рассмотрения утвержденные 28.09.2022 Правила землепользования и застройки не распространяются на спорные правоотношения сторон; ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентом участок был отнесен к территориальной зоне "С", в которой использование участка для размещения на нем торгово-складских оптовых баз в капитальных зданиях не исключалось. В качестве способа восстановления нарушенного права на Министерство возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя согласно ранее действовавшим на момент обращения Правилам землепользования и застройки от 22.08.2008.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признали незаконным решение Министерства, исходили из того, что с учетом даты подачи предпринимателем заявления об участии в аукционе и установленного законом срока его рассмотрения утвержденные 28.09.2022 Правила землепользования и застройки не распространяются на спорные правоотношения сторон; ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентом участок был отнесен к территориальной зоне "С", в которой использование участка для размещения на нем торгово-складских оптовых баз в капитальных зданиях не исключалось. В качестве способа восстановления нарушенного права на Министерство возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя согласно ранее действовавшим на момент обращения Правилам землепользования и застройки от 22.08.2008.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признали незаконным решение Министерства, исходили из того, что с учетом даты подачи предпринимателем заявления об участии в аукционе и установленного законом срока его рассмотрения утвержденные 28.09.2022 Правила землепользования и застройки не распространяются на спорные правоотношения сторон; ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентом участок был отнесен к территориальной зоне "С", в которой использование участка для размещения на нем торгово-складских оптовых баз в капитальных зданиях не исключалось. В качестве способа восстановления нарушенного права на Министерство возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя согласно ранее действовавшим на момент обращения Правилам землепользования и застройки от 22.08.2008.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признали незаконным решение Министерства, исходили из того, что с учетом даты подачи предпринимателем заявления об участии в аукционе и установленного законом срока его рассмотрения утвержденные 28.09.2022 Правила землепользования и застройки не распространяются на спорные правоотношения сторон; ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентом участок был отнесен к территориальной зоне "С", в которой использование участка для размещения на нем торгово-складских оптовых баз в капитальных зданиях не исключалось. В качестве способа восстановления нарушенного права на Министерство возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя согласно ранее действовавшим на момент обращения Правилам землепользования и застройки от 22.08.2008.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Межевание участков земли ИЖС - анализ споров
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2025, N 5)Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. Верховный Суд РФ указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв. м.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2025, N 5)Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. Верховный Суд РФ указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв. м.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Одним из способов уменьшить негативные последствия изменения правил землепользования и застройки может стать включение на стадии составления договора аренды условия о том, что такое изменение, если оно влечет за собой невозможность использования арендуемого земельного участка в соответствии с указанной в договоре целью, является основанием для досрочного расторжения договора и для возмещения всех убытков, причиненных арендатору в связи с невозможностью продолжить использование земельного участка. Такое условие может облегчить процесс принудительного взыскания убытков с арендодателя в судебном порядке, поскольку в настоящее время ст. 57 ЗК РФ, которая регламентирует порядок и основания возмещения убытков, связанных с ограничением прав в том числе и арендаторов земельных участков, не содержит прямого указания на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка по решению органа муниципальной власти является основанием для взыскания убытков (в отличие от изменения целевого назначения участка путем его перевода из одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка). Как результат, на практике суды не распространяют положения ст. 57 ЗК РФ на случаи изменения видов разрешенного использования земельных участков вследствие изменения правил землепользования и застройки, на что уже обращалось внимание в научной литературе <24>. Однако успешность такого способа защиты интересов арендатора полностью зависит от желания арендодателя включать или не включать соответствующее условие в текст договора аренды.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Одним из способов уменьшить негативные последствия изменения правил землепользования и застройки может стать включение на стадии составления договора аренды условия о том, что такое изменение, если оно влечет за собой невозможность использования арендуемого земельного участка в соответствии с указанной в договоре целью, является основанием для досрочного расторжения договора и для возмещения всех убытков, причиненных арендатору в связи с невозможностью продолжить использование земельного участка. Такое условие может облегчить процесс принудительного взыскания убытков с арендодателя в судебном порядке, поскольку в настоящее время ст. 57 ЗК РФ, которая регламентирует порядок и основания возмещения убытков, связанных с ограничением прав в том числе и арендаторов земельных участков, не содержит прямого указания на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка по решению органа муниципальной власти является основанием для взыскания убытков (в отличие от изменения целевого назначения участка путем его перевода из одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка). Как результат, на практике суды не распространяют положения ст. 57 ЗК РФ на случаи изменения видов разрешенного использования земельных участков вследствие изменения правил землепользования и застройки, на что уже обращалось внимание в научной литературе <24>. Однако успешность такого способа защиты интересов арендатора полностью зависит от желания арендодателя включать или не включать соответствующее условие в текст договора аренды.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)15. Требования к предельным (минимальным или максимальным) размерам образуемого (измененного) земельного участка устанавливаются градостроительными регламентами в составе правил землепользования и застройки, а в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, - ЗК РФ или другими федеральными законами. Установленные требования распространяются и на случаи образования земельных участков, находящихся в частной собственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)15. Требования к предельным (минимальным или максимальным) размерам образуемого (измененного) земельного участка устанавливаются градостроительными регламентами в составе правил землепользования и застройки, а в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, - ЗК РФ или другими федеральными законами. Установленные требования распространяются и на случаи образования земельных участков, находящихся в частной собственности.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года"Конституционный Суд отдельно отметил, что данное им конституционное истолкование оспоренных законоположений не затрагивает вопроса о правовых последствиях отмены решения об утверждении генерального плана в части земель (земельных участков из земель) лесного фонда в случае, когда соответствующие земельные участки, будучи в составе земель населенных пунктов, были предоставлены гражданам и юридическим лицам в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке для использования в соответствии с принятыми в муниципальном образовании правилами землепользования и застройки.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Между тем с учетом приведенных выше норм земельного и градостроительного законодательства это правило не распространяется на случаи использования земельного участка под вспомогательный вид деятельности с соблюдением положений п. 3.3.5 Правил землепользования <11>.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Между тем с учетом приведенных выше норм земельного и градостроительного законодательства это правило не распространяется на случаи использования земельного участка под вспомогательный вид деятельности с соблюдением положений п. 3.3.5 Правил землепользования <11>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)С точки зрения возможности использования НГП в качестве механизма, стимулирующего к вовлечению застройщиков в создание инфраструктуры в рамках КРТ, необходимо обратить внимание на возможность ограничить область применения НГП (п. 3 ч. 5 ст. 29.2 ГрК РФ) таким образом, чтобы они не распространялись на территории КРТ. В таком случае в дальнейшем для территорий КРТ применению будут подлежать только расчетные показатели, определенные в ПЗЗ, которые могут быть более "мягкими" по сравнению с установленными в НГП показателями. Альтернативным вариантом может являться определение в НГП особенностей, связанных с реализацией проектов в рамках КРТ <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)С точки зрения возможности использования НГП в качестве механизма, стимулирующего к вовлечению застройщиков в создание инфраструктуры в рамках КРТ, необходимо обратить внимание на возможность ограничить область применения НГП (п. 3 ч. 5 ст. 29.2 ГрК РФ) таким образом, чтобы они не распространялись на территории КРТ. В таком случае в дальнейшем для территорий КРТ применению будут подлежать только расчетные показатели, определенные в ПЗЗ, которые могут быть более "мягкими" по сравнению с установленными в НГП показателями. Альтернативным вариантом может являться определение в НГП особенностей, связанных с реализацией проектов в рамках КРТ <1>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утвержденных ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утвержденных ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вид того или иного разрешенного использования определяется в соответствии с зонированием территорий и устанавливается в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако возникает вопрос в правовом статусе Классификатора видов разрешенного использования и того, на какие именно категории земель распространяется данный Классификатор. Однозначно можно сказать, что Классификатор ВРИ не применим к землям запаса, поскольку эти земли не используются ни под какой вид деятельности, за исключением некоторых случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Земельного кодекса, однако на земли запаса не распространяется градостроительный регламент и, соответственно, виды разрешенного использования для них не устанавливаются. Можно отметить справедливое утверждение Е.Ю. Чмыхало о том, что "в отношении сельскохозяйственных угодий не применим термин "разрешенное использование" <2>, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ <3> на данные земли не устанавливаются градостроительные регламенты, которыми и определяются ВРИ. Также градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, части земель водного фонда, ООПТ и, как мы уже отмечали ранее, земель запаса. Более того, стоит отметить, что полномочия "по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения)" <4> отнесены к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также касательно земель лесного, водного фонда и земель ООПТ выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования использования таких земель отнесены к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>. Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешенное использование земель распространяется только на те земли, на которые распространяется градостроительный регламент. Поэтому мы вполне можем согласиться с утверждением О.И. Крассова о том, что разрешенное использование "нельзя рассматривать в качестве общего принципа земельного законодательства" <6>. В связи с этим предполагаемая отмена деления земель на категории кажется нелогичной, поскольку виды разрешенного использования устанавливаются не для всех категорий и видов земель. В случае отмены деления земель на категории решить данную проблему позволит развитие территориального зонирования, которое будет проводиться в отношении всех земель и по результатам которого будет устанавливаться разрешенное использование для всех земель.
Статья: О самовольном строительстве
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)12. Возведение строения на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, является основанием для сноса самовольной постройки, если отсутствует возможность приведения ее в соответствие с установленными правилами землепользования и застройки.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)12. Возведение строения на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, является основанием для сноса самовольной постройки, если отсутствует возможность приведения ее в соответствие с установленными правилами землепользования и застройки.
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в вашем муниципальном образовании, уточните, есть ли правила землепользования и застройки. Процедура изменения вида использования (в частности, порядок, сроки, перечень документов) может быть определена в региональном административном регламенте.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы узнать, как изменить вид разрешенного использования участка в вашем муниципальном образовании, уточните, есть ли правила землепользования и застройки. Процедура изменения вида использования (в частности, порядок, сроки, перечень документов) может быть определена в региональном административном регламенте.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Поэтому требования к благоустройству, закрепляемые в региональных и местных НГП, можно реализовать только при подготовке проектов генеральных планов и иных документов территориального планирования регионального и местного уровней, подготовке проектов правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. При этом на вопрос о наличии корреляции между указанными градостроительными документами и правилами благоустройства территории, полагаем, следует дать отрицательный ответ. Во всяком случае - в рамках действующего градостроительного законодательства.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Поэтому требования к благоустройству, закрепляемые в региональных и местных НГП, можно реализовать только при подготовке проектов генеральных планов и иных документов территориального планирования регионального и местного уровней, подготовке проектов правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. При этом на вопрос о наличии корреляции между указанными градостроительными документами и правилами благоустройства территории, полагаем, следует дать отрицательный ответ. Во всяком случае - в рамках действующего градостроительного законодательства.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты;
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Понятно, что традиция деления земель на категории достаточно сильна, однако проблема в том, что и зонирование могло заменить категоризацию земель. Как верно отмечает Н.Г. Нарышева, "отличительным признаком правового регулирования земельных отношений в период действия Земельного кодекса РСФСР 1970 г. было использование двух понятий: "основное целевое назначение земель" и "целевое назначение", что свидетельствует о признании законодателем того факта, что виды целевого назначения, которые определяются принадлежностью к категории земель, не могут охватить всего многообразия видов использования земель. Основное назначение земель определялось принадлежностью к категории земель, а целевое назначение определяло конкретный вид использования земельного участка, который устанавливался при его предоставлении" <16>. Вообще, развитие зонирования в России было прервано революционными событиями 1917 г., в советский период российской истории потребность в зонировании земель отсутствовала, поскольку верховным собственником земли в населенных пунктах, а следовательно, и заказчиком застройки было исключительно государство. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что система землепользования в Советской России во многом была сформирована национализацией земель. История указанного института возобновилась с принятием в субъектах Российской Федерации правил землепользования и застройки, которые в настоящее время приняты практически повсеместно.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Понятно, что традиция деления земель на категории достаточно сильна, однако проблема в том, что и зонирование могло заменить категоризацию земель. Как верно отмечает Н.Г. Нарышева, "отличительным признаком правового регулирования земельных отношений в период действия Земельного кодекса РСФСР 1970 г. было использование двух понятий: "основное целевое назначение земель" и "целевое назначение", что свидетельствует о признании законодателем того факта, что виды целевого назначения, которые определяются принадлежностью к категории земель, не могут охватить всего многообразия видов использования земель. Основное назначение земель определялось принадлежностью к категории земель, а целевое назначение определяло конкретный вид использования земельного участка, который устанавливался при его предоставлении" <16>. Вообще, развитие зонирования в России было прервано революционными событиями 1917 г., в советский период российской истории потребность в зонировании земель отсутствовала, поскольку верховным собственником земли в населенных пунктах, а следовательно, и заказчиком застройки было исключительно государство. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что система землепользования в Советской России во многом была сформирована национализацией земель. История указанного института возобновилась с принятием в субъектах Российской Федерации правил землепользования и застройки, которые в настоящее время приняты практически повсеместно.