Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 14.1 "Прямое возмещение убытков" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств""Указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку положения ст. 14.1 Закона об ОСАГО предусматривают специальные правила возмещения вреда при наличии обстоятельств, установленных данной статьей закона. В рассматриваемом случае таких оснований не усматривается, поскольку имело место причинение вреда транспортным средством ответчика имуществу истца.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 N 04АП-4820/2023 по делу N А19-24349/2022
Требование: О взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования.
Решение: Требование удовлетворено.Размер вреда, причиняемого автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесных грузов, проверен судом первой инстанции с учетом Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 67, признан верным, надлежащими доказательствами ответчиком не оспорен.
Требование: О взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования.
Решение: Требование удовлетворено.Размер вреда, причиняемого автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесных грузов, проверен судом первой инстанции с учетом Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 67, признан верным, надлежащими доказательствами ответчиком не оспорен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы ответственности виновных и возмещения вреда, причиненного преступным нарушением Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<6> Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 N 843 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N 1191" (СЗ РФ. 08.07.2019. N 27. Ст. 3594) с 1 февраля 2020 г. размер платы за проезд большегрузов по федеральным трассам составит 2,2 руб/км. Вводятся новые правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами. Создана новая методика расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами; 9 февраля 2021 г. принят Государственной Думой в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части регулирования порядка транспортирования отходов производства и потребления) N 1063011-7 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1063011-7 (дата обращения: 26.04.2021).
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<6> Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 N 843 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N 1191" (СЗ РФ. 08.07.2019. N 27. Ст. 3594) с 1 февраля 2020 г. размер платы за проезд большегрузов по федеральным трассам составит 2,2 руб/км. Вводятся новые правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами. Создана новая методика расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами; 9 февраля 2021 г. принят Государственной Думой в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части регулирования порядка транспортирования отходов производства и потребления) N 1063011-7 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1063011-7 (дата обращения: 26.04.2021).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Согласно п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО по общему правилу страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего путем организации и оплаты восстановительного ремонта на станции технического обслуживания либо путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на счет потерпевшего (выгодоприобретателя).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Согласно п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО по общему правилу страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего путем организации и оплаты восстановительного ремонта на станции технического обслуживания либо путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на счет потерпевшего (выгодоприобретателя).
Статья: Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Таким образом, в Постановлении N 1415 отсутствуют нормы, предусматривающие освобождение от ответственности за причинение вреда высокоавтоматизированным транспортным средством водителя-испытателя и собственника такого транспортного средства. Иными словами, действующее правовое регулирование не содержит исключений из общего правила о возмещении вреда указанными субъектами в случае его причинения при эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства. Логично, что вся ответственность возлагалась на водителя-испытателя, который обязательно должен был присутствовать в транспорте в момент его движения и мог (и должен был) вмешаться в его управление при необходимости. Как справедливо отмечают А.И. Чучаев и С.В. Маликов, Постановление Правительства N 1415 не позволяло точно установить основания и пределы ответственности водителя, так как отсутствует законодательно закрепленная категория "управление транспортным средством" и не очевидно, какое вмешательство водителя предполагается и в каких случаях для установления наличия или отсутствия его вины <7>. Как мы укажем далее, эта проблема не была решена и в действующих постановлениях Правительства.
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Таким образом, в Постановлении N 1415 отсутствуют нормы, предусматривающие освобождение от ответственности за причинение вреда высокоавтоматизированным транспортным средством водителя-испытателя и собственника такого транспортного средства. Иными словами, действующее правовое регулирование не содержит исключений из общего правила о возмещении вреда указанными субъектами в случае его причинения при эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства. Логично, что вся ответственность возлагалась на водителя-испытателя, который обязательно должен был присутствовать в транспорте в момент его движения и мог (и должен был) вмешаться в его управление при необходимости. Как справедливо отмечают А.И. Чучаев и С.В. Маликов, Постановление Правительства N 1415 не позволяло точно установить основания и пределы ответственности водителя, так как отсутствует законодательно закрепленная категория "управление транспортным средством" и не очевидно, какое вмешательство водителя предполагается и в каких случаях для установления наличия или отсутствия его вины <7>. Как мы укажем далее, эта проблема не была решена и в действующих постановлениях Правительства.