Правила составления актов при перевозках железнодорожным транспортом

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила составления актов при перевозках железнодорожным транспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.01.2023 N АПЛ22-653
Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 05.10.2022 N АКПИ22-553, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 1 п. 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, пункта 1.4 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, абзаца 3 п. 64 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом..., утв. Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что абзац третий пункта 64 Правил N 256 не предусматривает составление акта общей формы в случае нарушения перевозчиком сроков уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, тем самым исключая его ответственность за указанное нарушение, не свидетельствует о незаконности оспариваемого положения, поскольку требования о наличии в правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом перечня конкретных обстоятельств, для удостоверения которых оформляются акты общей формы, закон не содержит. Как уже отмечалось выше, акты общей формы оформляются для удостоверения иных не предусмотренных статьей 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 N 09АП-77972/2023 по делу N А40-139285/2023
Категория спора: Вспомогательные договоры в сфере транспортной деятельности.
Требования стороны: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Принадлежащие обществу вагоны были отцеплены в ремонт по причине повреждения колесных пар в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, в связи с чем возникла необходимость проведения текущего отцепочного ремонта вагонов и сопутствующих контрольно-регламентных операций. В результате обточки поверхности катания колесных пар толщина обода колеса уменьшилась, следовательно, колеса утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики.
Решение: Удовлетворено.
Согласно пункту 94 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтрансом России от 27.07.2020 N 256 акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется перевозчиком, поэтому невыполнение последним требований по составлению указанных актов, не исключает ни самого события возникновения неисправностей колесных пар грузовых вагонов, ни ответственности перевозчика перед владельцем вагонов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляются акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В некоторых случаях грузоотправитель может переложить обязанность по уплате неустоек и провозных платежей на третье лицо, которое указывается отправителем в накладной в качестве плательщика, имеет соответствующий договор с перевозчиком и производит оплату провозных платежей. В таких случаях именно плательщик будет являться надлежащим ответчиком по вышеуказанным спорам <1>.
Путеводитель по судебной практике. Хранение. Общие положенияСуд первой инстанции неправильно не принял к качестве доказательств составленные с участием представителей ОАО "РЖД" как перевозчика коммерческие акты, свидетельствующие о недостаче. Коммерческие акты составлены в соответствии с требованиями статьи 119 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" и Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45..."

Нормативные акты

Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
(ред. от 01.07.2010)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость. Поскольку перевозчик принял от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденные вагоны, контейнеры, они снимаются с простоя грузоотправителя (грузополучателя) с момента получения перевозчиком уведомления о готовности поврежденного вагона, контейнера к уборке.