Правила рационального использования земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила рационального использования земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.07.2023 N 88-20264/2023 (УИД 64RS0023-02-2020-000408-47)
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Купля-продажа земли; 4) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействительными (незаконными) проекта межевания земельного участка, выдела и постановки земельного участка на кадастровый учет, договора купли-продажи, об исключении сведений о местоположении и границах земельного участка из ЕГРН, о прекращении права собственности, признании права на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что ответчики распорядились земельными долями, которые им не принадлежат.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Вывод суда о том, что выдел земельного участка произведен с нарушением правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения материалами дела не подтверждается.
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Купля-продажа земли; 4) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействительными (незаконными) проекта межевания земельного участка, выдела и постановки земельного участка на кадастровый учет, договора купли-продажи, об исключении сведений о местоположении и границах земельного участка из ЕГРН, о прекращении права собственности, признании права на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что ответчики распорядились земельными долями, которые им не принадлежат.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Вывод суда о том, что выдел земельного участка произведен с нарушением правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения материалами дела не подтверждается.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.08.2024 N 88-14957/2024 (УИД 54RS0029-01-2022-000454-20)
Категория спора: Право собственности.
Требования: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Давая согласие на возведение по спорному проекту ЛЭП, истице не могло не быть известно о прохождении трассы линии электропередачи по ее земельному участку, в связи с чем истица должна была предполагать об ограничениях, которые устанавливаются при размещении линии электропередачи.
Решение: Отказано.Ограничения, установленные правилами техники безопасности, не исключают рационального использования земельного участка с кадастровым номером N
Категория спора: Право собственности.
Требования: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Давая согласие на возведение по спорному проекту ЛЭП, истице не могло не быть известно о прохождении трассы линии электропередачи по ее земельному участку, в связи с чем истица должна была предполагать об ограничениях, которые устанавливаются при размещении линии электропередачи.
Решение: Отказано.Ограничения, установленные правилами техники безопасности, не исключают рационального использования земельного участка с кадастровым номером N
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Право собственности на земельный участок может быть прекращено принудительно, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением, его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, к значительному ухудшению экологической обстановки, к уничтожению или повреждению объектов культурного наследия (абзац четвертый пункта 1 статьи 225) либо осуществляется с иным грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных законом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Право собственности на земельный участок может быть прекращено принудительно, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением, его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, к значительному ухудшению экологической обстановки, к уничтожению или повреждению объектов культурного наследия (абзац четвертый пункта 1 статьи 225) либо осуществляется с иным грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных законом.
Статья: "Безответственное" изменение вида использования земельного участка. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733 и Постановлению КС РФ от 16.10.2020 N 42-П
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Юридическое лицо, выступавшее арендатором земельного участка в рамках этого дела, не подлежит ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ не потому, что оно было вправе свободно выбрать вспомогательный ВРИ <28>, а потому, что осуществляемый им вид деятельности, связанный с торговлей в магазине, был разрешен в качестве вспомогательного ВРИ по правилам землепользования и застройки, а следовательно, соответствовал требованиям рационального и эффективного использования земли, защищаемым ст. 8.8 КоАП РФ.
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Юридическое лицо, выступавшее арендатором земельного участка в рамках этого дела, не подлежит ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ не потому, что оно было вправе свободно выбрать вспомогательный ВРИ <28>, а потому, что осуществляемый им вид деятельности, связанный с торговлей в магазине, был разрешен в качестве вспомогательного ВРИ по правилам землепользования и застройки, а следовательно, соответствовал требованиям рационального и эффективного использования земли, защищаемым ст. 8.8 КоАП РФ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П
"По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.
"По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.
Решение Верховного Суда РФ от 06.12.2013 N АКПИ13-997
<О частичном удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпунктов "в", "д" пункта 12 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307>Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что инженерные изыскания представляют собой изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах и выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в иных целях. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Подготовка и реализация проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускается (пункт 15 статьи 1, части 1 статьи 47, части 2 и 3 статьи 48).
<О частичном удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпунктов "в", "д" пункта 12 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307>Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что инженерные изыскания представляют собой изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах и выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в иных целях. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Подготовка и реализация проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускается (пункт 15 статьи 1, части 1 статьи 47, части 2 и 3 статьи 48).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)По сути, экспроприация является крайней мерой и представляет собой акт отчуждения объекта помимо воли правообладателя. Соответственно, ее ценность как инструмента заключается в обеспечении рационального использования земель. Именно поэтому полноценная работа института изъятия земельного участка возможна только посредством установления строгих правил, регламентирующих его применение.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)По сути, экспроприация является крайней мерой и представляет собой акт отчуждения объекта помимо воли правообладателя. Соответственно, ее ценность как инструмента заключается в обеспечении рационального использования земель. Именно поэтому полноценная работа института изъятия земельного участка возможна только посредством установления строгих правил, регламентирующих его применение.
Статья: Сочетание интересов общества и частных интересов в регулировании использования земель
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Демонополизация государственной собственности на землю в конце прошлого века обусловила появление новой, неизвестной советскому законодательству проблемы соотношения интересов общества и частных интересов в использовании земельных участков. В начальный период земельных преобразований интересы общества выступали в качестве пределов осуществления права собственности на землю, иные природные ресурсы, что следует, в частности, из статей 10, 11, 13 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России. В указанный период частная собственность на землю явно рассматривалась как средство для повышения эффективности использования земельных участков, прежде всего, из состава земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, землепользователи были обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие. Данное конституционное положение было развито в ЗК РСФСР 1991 г. (в частности, в ст. 53 и п. 6, 9 ст. 39). Важное правило было закреплено и в статье 18 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России: "В интересах настоящего и будущих поколений в Российской Федерации принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды".
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Демонополизация государственной собственности на землю в конце прошлого века обусловила появление новой, неизвестной советскому законодательству проблемы соотношения интересов общества и частных интересов в использовании земельных участков. В начальный период земельных преобразований интересы общества выступали в качестве пределов осуществления права собственности на землю, иные природные ресурсы, что следует, в частности, из статей 10, 11, 13 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России. В указанный период частная собственность на землю явно рассматривалась как средство для повышения эффективности использования земельных участков, прежде всего, из состава земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, землепользователи были обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие. Данное конституционное положение было развито в ЗК РСФСР 1991 г. (в частности, в ст. 53 и п. 6, 9 ст. 39). Важное правило было закреплено и в статье 18 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России: "В интересах настоящего и будущих поколений в Российской Федерации принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды".
Статья: Правоприменительная практика по изменению или установлению вида разрешенного использования земельного участка
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Залогом достижения наиболее эффективного использования земли является правильно установленное разрешенное использование земельного участка (см. [5, с. 57]), что, в свою очередь, влияет на повышение эффективности его рационального использования и охраны. Кроме прочего, разрешенное использование оказывает влияние на стоимость участка, размер налоговых обязательств и т.д. То есть, утверждая градостроительные регламенты в составе Правил землепользования и застройки, публичные органы конкретизируют объем ограничений прав собственника или иного землепользователя и землевладельца на использование принадлежащего ему участка, определяют способы его использования, в том числе возможность или невозможность осуществлять на нем строительство.
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Залогом достижения наиболее эффективного использования земли является правильно установленное разрешенное использование земельного участка (см. [5, с. 57]), что, в свою очередь, влияет на повышение эффективности его рационального использования и охраны. Кроме прочего, разрешенное использование оказывает влияние на стоимость участка, размер налоговых обязательств и т.д. То есть, утверждая градостроительные регламенты в составе Правил землепользования и застройки, публичные органы конкретизируют объем ограничений прав собственника или иного землепользователя и землевладельца на использование принадлежащего ему участка, определяют способы его использования, в том числе возможность или невозможность осуществлять на нем строительство.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)146. Самончик О.А. Правовое обеспечение рационального использования земель как компонента устойчивого развития сельских территорий [Текст] / О.А. Самончик // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2019. N 1. С. 92 - 101.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)146. Самончик О.А. Правовое обеспечение рационального использования земель как компонента устойчивого развития сельских территорий [Текст] / О.А. Самончик // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2019. N 1. С. 92 - 101.
Статья: Правовое обеспечение строительства жилого дома на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)2) закрепить требования к месту размещения жилого дома в пределах земельного участка, используемого КФХ (внести поправки в части определения отступов от границ земельных участков на территориях, для которых градостроительный регламент не установлен, либо определить, что в данном случае размещать жилой дом следует строго с учетом свода правил о пожарной безопасности объектов);
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)2) закрепить требования к месту размещения жилого дома в пределах земельного участка, используемого КФХ (внести поправки в части определения отступов от границ земельных участков на территориях, для которых градостроительный регламент не установлен, либо определить, что в данном случае размещать жилой дом следует строго с учетом свода правил о пожарной безопасности объектов);
Вопрос: Каков порядок перераспределения земельных участков с разными видами разрешенного использования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ закреплено правило, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ закреплено правило, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)294. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. N 736 "О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)294. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. N 736 "О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли".
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)В свою очередь, согласно пунктам 5 - 7 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (например, в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Кроме того, в силу статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Той же статьей установлено, что при осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, включая мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)В свою очередь, согласно пунктам 5 - 7 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (например, в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Кроме того, в силу статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Той же статьей установлено, что при осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, включая мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то есть всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей (Постановление от 23 апреля 2004 г. N 8-П).
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то есть всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей (Постановление от 23 апреля 2004 г. N 8-П).
Статья: Специальный правовой режим природных ресурсов: концепция природы как народного достояния
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Свою позицию о правовом режиме земли Конституционный Суд РФ выразил в деле о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации: "Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей (выделено мною. - М.Б.)" <10>.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Свою позицию о правовом режиме земли Конституционный Суд РФ выразил в деле о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации: "Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей (выделено мною. - М.Б.)" <10>.