Правила применения портовых сБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила применения портовых сБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Перевозка водным транспортом: Грузоотправитель хочет взыскать переплату за услуги перевозки груза водным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 784, 785, 797, 1005, 1102, 1105 ГК РФ, ст. ст. 115, 163, 164, 166, 180, 403, 405 КТМ РФ, ст. ст. 67, 68, 75, 161, 162 КВВТ РФ, Правила применения ставок портовых сборов
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 784, 785, 797, 1005, 1102, 1105 ГК РФ, ст. ст. 115, 163, 164, 166, 180, 403, 405 КТМ РФ, ст. ст. 67, 68, 75, 161, 162 КВВТ РФ, Правила применения ставок портовых сборов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовой природе портовых сборов
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Анализ портовых сборов, указанных в ст. 19 Федерального закона "О морских портах", позволяет сделать вывод о том, что все они направлены на безопасность мореплавания или достижение иных публично-полезных целей (например, экологический сбор). Признак индивидуальной возмездности ярко выражен в лоцманском сборе, который подлежит оплате за лоцманскую проводку и за каждую лоцманскую операцию (п. 5.1 Приказа ФАС России от 10 марта 2016 г. N 223/16 (ред. от 15 февраля 2023 г.) "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации") <14>. В соответствии со ст. 103 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 22 июня 2024 г. N 144-ФЗ) организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана <15>. Лоцманская проводка может быть как обязательной, так и не обязательной (ст. 90, 91 Кодекса торгового мореплавания РФ). Размер лоцманского сбора зависит от физических характеристик оказываемой услуги: расстояние проводки и количество лоцманских операций (подп. 5.3 и 5.4 Приказа ФАС России от 10 марта 2016 г. N 223/16). Такие признаки лоцманского сбора как индивидуальная возмездность, возможность при определенных условиях отказа от услуг лоцмана, зависимость размера взноса от содержания услуги указывают на гражданско-правовую природу данного платежа. Применение гражданско-правовых средств регулирования с учетом публичной значимости услуги представляется обоснованным.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Анализ портовых сборов, указанных в ст. 19 Федерального закона "О морских портах", позволяет сделать вывод о том, что все они направлены на безопасность мореплавания или достижение иных публично-полезных целей (например, экологический сбор). Признак индивидуальной возмездности ярко выражен в лоцманском сборе, который подлежит оплате за лоцманскую проводку и за каждую лоцманскую операцию (п. 5.1 Приказа ФАС России от 10 марта 2016 г. N 223/16 (ред. от 15 февраля 2023 г.) "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации") <14>. В соответствии со ст. 103 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 22 июня 2024 г. N 144-ФЗ) организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана <15>. Лоцманская проводка может быть как обязательной, так и не обязательной (ст. 90, 91 Кодекса торгового мореплавания РФ). Размер лоцманского сбора зависит от физических характеристик оказываемой услуги: расстояние проводки и количество лоцманских операций (подп. 5.3 и 5.4 Приказа ФАС России от 10 марта 2016 г. N 223/16). Такие признаки лоцманского сбора как индивидуальная возмездность, возможность при определенных условиях отказа от услуг лоцмана, зависимость размера взноса от содержания услуги указывают на гражданско-правовую природу данного платежа. Применение гражданско-правовых средств регулирования с учетом публичной значимости услуги представляется обоснованным.
Нормативные акты
Приказ ФАС России от 10.03.2016 N 223/16
(ред. от 15.02.2023)
"Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2016 N 42114)Зарегистрировано в Минюсте России 16 мая 2016 г. N 42114
(ред. от 15.02.2023)
"Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2016 N 42114)Зарегистрировано в Минюсте России 16 мая 2016 г. N 42114