Правила поведения в общественных местах
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила поведения в общественных местах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.1 "Мелкое хулиганство" КоАП РФ"С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К мелкому хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении случайных прохожих и посетителей, иных знакомых или малознакомых людей. Объективная сторона вменяемого Б. административного правонарушения нашла свое полное подтверждение в материалах дела. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Б. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественное место
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за нарушение правил поведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за нарушение правил поведения
Статья: Основные черты административного права Московского государства в XVII веке. Часть 2. Источники и содержание административного права
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Правила поведения в общественных местах и административного
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Правила поведения в общественных местах и административного
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")при увольнении из расположения полка солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, выдавать им увольнительные записки и проверять, по форме ли они одеты и знают ли правила поведения в общественных местах;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")при увольнении из расположения полка солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, выдавать им увольнительные записки и проверять, по форме ли они одеты и знают ли правила поведения в общественных местах;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Осуществляет контроль и посадку посетителей аттракциона в соответствии с правилами эксплуатации аттракционов. Перед началом работы аттракциона производит визуальный осмотр ведущих механизмов, проверяет исправность кабин и страховочных приспособлений. Во время работы аттракциона обеспечивает его равномерную загрузку, помогает посетителям разместиться в кабинах, проверяет закрепление страховочных приспособлений. Обеспечивает порядок на время работы аттракциона. Не допускает посадки лиц, нарушающих правила поведения в общественных местах. Осуществляет контроль посадочных билетов посетителей, не допускает безбилетного катания. После окончания работы производит уборку кабин и очистку территории аттракциона. В случае необходимости должен оказать первую медицинскую помощь, сообщить вышестоящему руководству об обнаружении неисправностей в работе аттракциона и по возможности принять меры по их устранению.
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Осуществляет контроль и посадку посетителей аттракциона в соответствии с правилами эксплуатации аттракционов. Перед началом работы аттракциона производит визуальный осмотр ведущих механизмов, проверяет исправность кабин и страховочных приспособлений. Во время работы аттракциона обеспечивает его равномерную загрузку, помогает посетителям разместиться в кабинах, проверяет закрепление страховочных приспособлений. Обеспечивает порядок на время работы аттракциона. Не допускает посадки лиц, нарушающих правила поведения в общественных местах. Осуществляет контроль посадочных билетов посетителей, не допускает безбилетного катания. После окончания работы производит уборку кабин и очистку территории аттракциона. В случае необходимости должен оказать первую медицинскую помощь, сообщить вышестоящему руководству об обнаружении неисправностей в работе аттракциона и по возможности принять меры по их устранению.
Статья: Международные принципы поведения судей в социальных сетях
(Яшина А.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)Руководство предлагает судьям соблюдать высокий уровень культуры, а также правила поведения в общественных местах, так как "сделанные фотографии или записи могут быстро распространяться с использованием соответствующих платформ" <12>, что может послужить основанием для возбуждения дисциплинарного производства и лишения занимаемой должности <13>. Указанное правило действует независимо от того, зарегистрирован ли судья в социальной сети или нет.
(Яшина А.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)Руководство предлагает судьям соблюдать высокий уровень культуры, а также правила поведения в общественных местах, так как "сделанные фотографии или записи могут быстро распространяться с использованием соответствующих платформ" <12>, что может послужить основанием для возбуждения дисциплинарного производства и лишения занимаемой должности <13>. Указанное правило действует независимо от того, зарегистрирован ли судья в социальной сети или нет.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Субъектами отношений, регулируемых нормами отраслей частного права, выступают физические лица и организации - юридические лица, в том числе и органы публичной власти, обладающие равным правовым статусом и взаимодействующие между собой как равноправные партнеры, ни один из которых не обладает правом принятия в отношении других односторонне властных решений, совершения односторонне властных действий по своему усмотрению, хотя и наделен правом частноправового притязания к другим участникам указанных отношений. В частности, в регулируемых нормами гражданского права отношениях, связанных с заключением и исполнением гражданско-правовых договоров, субъекты этих отношений юридически равноправны и решают все возникающие в их рамках вопросы посредством достижения взаимных соглашений, а в случае их недостижения - посредством предъявления частноправовых требований, в том числе в судебном порядке. Эти правила распространяются в том числе и на административно-публичные органы, которые вступают в гражданско-правовые отношения с другими организациями или физическими лицами, например в отношения, связанные с предоставлением в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. В таких частноправовых по своей юридической природе отношениях административно-публичные органы выступают не в качестве властвующих субъектов, а в качестве равноправных их участников наряду с иными организациями и физическими лицами. В отношениях, регулируемых нормами административного права, в зависимости от их характера одним из обязательных участников этих отношений должен выступать носитель публичной административной власти - орган исполнительной власти, иной административно-публичный орган, его должностное лицо, реализующие имеющиеся у них публичные функции и полномочия (права и обязанности), либо субъект (физическое лицо или организация), хотя и не являющийся носителем публичной административной власти, но обладающий правом публичного невластного притязания в отношении иных субъектов данных отношений. В качестве примера административных правоотношений первого субъектного типа можно назвать отношения между органами исполнительной власти, с одной стороны, и физическими лицами, организациями, с другой стороны, по поводу осуществления в отношении последних государственного контроля (надзора) или по поводу привлечения их к административной ответственности. Административные правоотношения второго субъектного типа имеют место, например, в случаях предъявления гражданами другим гражданам основанных на нормах административного права публичных притязаний (публично-правовых требований) по поводу соблюдения правил поведения в общественных местах, на территориях общего пользования, проезда в общественном транспорте.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Субъектами отношений, регулируемых нормами отраслей частного права, выступают физические лица и организации - юридические лица, в том числе и органы публичной власти, обладающие равным правовым статусом и взаимодействующие между собой как равноправные партнеры, ни один из которых не обладает правом принятия в отношении других односторонне властных решений, совершения односторонне властных действий по своему усмотрению, хотя и наделен правом частноправового притязания к другим участникам указанных отношений. В частности, в регулируемых нормами гражданского права отношениях, связанных с заключением и исполнением гражданско-правовых договоров, субъекты этих отношений юридически равноправны и решают все возникающие в их рамках вопросы посредством достижения взаимных соглашений, а в случае их недостижения - посредством предъявления частноправовых требований, в том числе в судебном порядке. Эти правила распространяются в том числе и на административно-публичные органы, которые вступают в гражданско-правовые отношения с другими организациями или физическими лицами, например в отношения, связанные с предоставлением в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. В таких частноправовых по своей юридической природе отношениях административно-публичные органы выступают не в качестве властвующих субъектов, а в качестве равноправных их участников наряду с иными организациями и физическими лицами. В отношениях, регулируемых нормами административного права, в зависимости от их характера одним из обязательных участников этих отношений должен выступать носитель публичной административной власти - орган исполнительной власти, иной административно-публичный орган, его должностное лицо, реализующие имеющиеся у них публичные функции и полномочия (права и обязанности), либо субъект (физическое лицо или организация), хотя и не являющийся носителем публичной административной власти, но обладающий правом публичного невластного притязания в отношении иных субъектов данных отношений. В качестве примера административных правоотношений первого субъектного типа можно назвать отношения между органами исполнительной власти, с одной стороны, и физическими лицами, организациями, с другой стороны, по поводу осуществления в отношении последних государственного контроля (надзора) или по поводу привлечения их к административной ответственности. Административные правоотношения второго субъектного типа имеют место, например, в случаях предъявления гражданами другим гражданам основанных на нормах административного права публичных притязаний (публично-правовых требований) по поводу соблюдения правил поведения в общественных местах, на территориях общего пользования, проезда в общественном транспорте.
Статья: Хулиганство: новое хорошо забытое старое. Свежие разъяснения Пленума ВС РФ
(Крамзин А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 2)Судебная практика. Оставляя без удовлетворения кассационную жалобу осужденного, Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 14.05.2024 по делу N 77-1859/2024 указал: "К. грубо нарушая общественный порядок, действуя открыто и очевидно для окружающих, пренебрежительно относясь к общепризнанным нормам и правилам поведения, в общественном месте вблизи взлетно-посадочной полосы аэродрома "Шевлино", выстрелил из ружья в находящийся в воздухе самолет Piper PA-28R-200, в результате чего на самолете образовались повреждения.
(Крамзин А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 2)Судебная практика. Оставляя без удовлетворения кассационную жалобу осужденного, Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 14.05.2024 по делу N 77-1859/2024 указал: "К. грубо нарушая общественный порядок, действуя открыто и очевидно для окружающих, пренебрежительно относясь к общепризнанным нормам и правилам поведения, в общественном месте вблизи взлетно-посадочной полосы аэродрома "Шевлино", выстрелил из ружья в находящийся в воздухе самолет Piper PA-28R-200, в результате чего на самолете образовались повреждения.
Статья: Виды и формы контрольно-надзорной деятельности в органах внутренних дел
(Темуркаев М.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Соответственно также можно выделить три основных вида надзорной деятельности органов внутренних дел: общий административный надзор в отношении неопределенного круга лиц по обеспечению соблюдения правил поведения в общественных местах; административный надзор, осуществляемый по отдельным направлениям или объектам, в частности в сфере безопасности дорожного движения; административный надзор в отношении определенных лиц, ранее совершивших преступление.
(Темуркаев М.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Соответственно также можно выделить три основных вида надзорной деятельности органов внутренних дел: общий административный надзор в отношении неопределенного круга лиц по обеспечению соблюдения правил поведения в общественных местах; административный надзор, осуществляемый по отдельным направлениям или объектам, в частности в сфере безопасности дорожного движения; административный надзор в отношении определенных лиц, ранее совершивших преступление.
Статья: Административное задержание: некоторые проблемы правоприменения
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Стопроцентное соблюдение гражданами правил поведения в общественных местах - недостижимая цель органов внутренних дел и других правоохранительных органов, поэтому их должностным лицам предоставлены полномочия по кратковременному ограничению свободы физических лиц. Кратковременность выражается в часах и не должна выходить за рамки трех часов по общему правилу и 48 часов в предусмотренных ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ) случаях.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Стопроцентное соблюдение гражданами правил поведения в общественных местах - недостижимая цель органов внутренних дел и других правоохранительных органов, поэтому их должностным лицам предоставлены полномочия по кратковременному ограничению свободы физических лиц. Кратковременность выражается в часах и не должна выходить за рамки трех часов по общему правилу и 48 часов в предусмотренных ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ) случаях.
Статья: Вина родителей (усыновителей) и опекунов при причинении вреда несовершеннолетними, не достигшими четырнадцати лет
(Голубцова Ю.А.)
("Цивилист", 2024, N 5)Так, как было установлено в одном из дел, две несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, подожгли чужой автомобиль. Суд привлек родителей к гражданско-правовой ответственности за совместно причиненный вред, отметив, что поджог был совершен в период, когда несовершеннолетние находились "без надлежащего контроля со стороны своих законных представителей" <10>. В другом деле суд, взыскивая денежную компенсацию на лечение от телесных повреждений и компенсацию морального вреда, причиненные малолетним своему однокласснику, пришел "к выводу о том, что со стороны родителей несовершеннолетнего имело место ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей, родители не смогли повлиять на поведение своего ребенка и привить ему правила поведения в общественных местах, не воспитали в сыне уважение к сверстникам, что привело к девиантному поведению и сознательному причинению им телесных повреждений" <11>.
(Голубцова Ю.А.)
("Цивилист", 2024, N 5)Так, как было установлено в одном из дел, две несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, подожгли чужой автомобиль. Суд привлек родителей к гражданско-правовой ответственности за совместно причиненный вред, отметив, что поджог был совершен в период, когда несовершеннолетние находились "без надлежащего контроля со стороны своих законных представителей" <10>. В другом деле суд, взыскивая денежную компенсацию на лечение от телесных повреждений и компенсацию морального вреда, причиненные малолетним своему однокласснику, пришел "к выводу о том, что со стороны родителей несовершеннолетнего имело место ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей, родители не смогли повлиять на поведение своего ребенка и привить ему правила поведения в общественных местах, не воспитали в сыне уважение к сверстникам, что привело к девиантному поведению и сознательному причинению им телесных повреждений" <11>.
Статья: Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)По степени индивидуализации административные правоотношения могут быть подразделены на индивидуализированные и неиндивидуализированные. При этом индивидуализированными административными правоотношениями следует считать такие отношения, субъекты которых юридически индивидуализированы, то есть определены их основные идентифицирующие правовые характеристики, а именно: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства физического лица, фамилия, имя, отчество и наименование должности должностного лица, наименование и место нахождения организации, в том числе административно-публичного органа. В качестве примеров таких индивидуализированных отношений можно назвать отношения, возникающие при лицензировании деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, при проведении в отношении их проверок соблюдения обязательных требований, отношения, связанные с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности. Неиндивидуализированные административные правоотношения представляют собой такие отношения, субъекты которых физически имеются, но юридически не идентифицированы. При этом тем не менее они вступают в правовое взаимодействие между собой и у них возникают взаимные административные права и обязанности. Такие отношения имеют место, в частности, между участниками дорожного движения в ходе их взаимодействия между собой во время движения (перестроения, маневрирования транспортных средств, пропуска водителями транспортных средств пешеходов и т.п.), между гражданами и сотрудниками полиции в ходе охраны последними общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (организация пропуска граждан и регулирование их перемещения в местах проведения массовых мероприятий и т.п.), между гражданами при нахождении и взаимодействии их в общественных местах (предъявление требований по соблюдению правил поведения в общественных местах, правил проезда в общественном транспорте и т.п.). Скептическое и при этом не подкрепленное никакими контраргументами восприятие концепции неиндивидуализированных административных правоотношений некоторыми учеными-административистами отнюдь не означает отсутствия их существования в реальной жизни <7>. Если приведенные примеры административно-правового взаимодействия юридически не идентифицированных субъектов не являются административными правоотношениями, то какова тогда природа такого взаимодействия? Что это, реализация норм права вне рамок правоотношений или, может быть, вообще не правовое явление? Ответы на эти вопросы наши критики, к сожалению, не дают. Очевидно, не могут предложить ничего конструктивного и аргументированного. Ссылки же на некие авторитетные высказывания о природе правоотношений не аргумент в научном споре. Сторонникам концепции индивидуализации субъектного состава правоотношений вообще и административных правоотношений в частности, на наш взгляд, следует задуматься над простым вопросом: зачем участникам некоторых правоотношений нужна индивидуализация их контрагентов, что для них важнее: реализовать свое право, исполнить возложенную на них обязанность или выяснять индивидуальные характеристики вступающих с ними во взаимодействие субъектов? Например, для гражданина, требующего прекращения нарушения установленных правил поведения в общественных местах, юридически безразлично, как зовут нарушителя и где он проживает. Для него важно, чтобы он прекратил противоправное поведение. Отсутствие индивидуализирующих сведений об участниках указанного отношения не препятствует установлению юридической связи между ними. Аналогичные юридические связи, основанные на нормах административного права, содержащихся в Правилах дорожного движения, то есть административные правоотношения, возникают и между неиндивидуализированными участниками дорожного движения. Для водителя транспортного средства не имеет юридического значения, где проживает водитель другого транспортного средства, уступающий ему дорогу при проезде перекрестка, и как его зовут. Для него значимо, что этот другой водитель выполнил соответствующее требование правил дорожного движения и пропустил его. Тем самым он реализовал свое право, а другой участник дорожного движения исполнил возложенную на него обязанность. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что индивидуализация участников регулируемого нормами права общественного отношения, то есть правового отношения, вовсе не является обязательным условием его возникновения и его обязательным признаком. Даже в гражданско-правовых отношениях, которые всегда характеризуются в юридической науке как индивидуализированные, могут участвовать не поименованные конкретно субъекты. В качестве примера можно назвать отношения купли-продажи товаров, возникающие на рынке между никаким образом внешне юридически не обозначенными, не идентифицированными, а значит, и не индивидуализированными гражданами-продавцами и гражданами-покупателями (если, конечно, не подменять понятие индивидуализации понятием категоризации). Это массовые отношения купли-продажи в местах организованной торговли. Думается, что никто из противников существования неиндивидуализированных правоотношений не будет возражать по поводу того, что указанные отношения купли-продажи являются не чем иным, как именно правоотношениями.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)По степени индивидуализации административные правоотношения могут быть подразделены на индивидуализированные и неиндивидуализированные. При этом индивидуализированными административными правоотношениями следует считать такие отношения, субъекты которых юридически индивидуализированы, то есть определены их основные идентифицирующие правовые характеристики, а именно: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства физического лица, фамилия, имя, отчество и наименование должности должностного лица, наименование и место нахождения организации, в том числе административно-публичного органа. В качестве примеров таких индивидуализированных отношений можно назвать отношения, возникающие при лицензировании деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, при проведении в отношении их проверок соблюдения обязательных требований, отношения, связанные с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности. Неиндивидуализированные административные правоотношения представляют собой такие отношения, субъекты которых физически имеются, но юридически не идентифицированы. При этом тем не менее они вступают в правовое взаимодействие между собой и у них возникают взаимные административные права и обязанности. Такие отношения имеют место, в частности, между участниками дорожного движения в ходе их взаимодействия между собой во время движения (перестроения, маневрирования транспортных средств, пропуска водителями транспортных средств пешеходов и т.п.), между гражданами и сотрудниками полиции в ходе охраны последними общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (организация пропуска граждан и регулирование их перемещения в местах проведения массовых мероприятий и т.п.), между гражданами при нахождении и взаимодействии их в общественных местах (предъявление требований по соблюдению правил поведения в общественных местах, правил проезда в общественном транспорте и т.п.). Скептическое и при этом не подкрепленное никакими контраргументами восприятие концепции неиндивидуализированных административных правоотношений некоторыми учеными-административистами отнюдь не означает отсутствия их существования в реальной жизни <7>. Если приведенные примеры административно-правового взаимодействия юридически не идентифицированных субъектов не являются административными правоотношениями, то какова тогда природа такого взаимодействия? Что это, реализация норм права вне рамок правоотношений или, может быть, вообще не правовое явление? Ответы на эти вопросы наши критики, к сожалению, не дают. Очевидно, не могут предложить ничего конструктивного и аргументированного. Ссылки же на некие авторитетные высказывания о природе правоотношений не аргумент в научном споре. Сторонникам концепции индивидуализации субъектного состава правоотношений вообще и административных правоотношений в частности, на наш взгляд, следует задуматься над простым вопросом: зачем участникам некоторых правоотношений нужна индивидуализация их контрагентов, что для них важнее: реализовать свое право, исполнить возложенную на них обязанность или выяснять индивидуальные характеристики вступающих с ними во взаимодействие субъектов? Например, для гражданина, требующего прекращения нарушения установленных правил поведения в общественных местах, юридически безразлично, как зовут нарушителя и где он проживает. Для него важно, чтобы он прекратил противоправное поведение. Отсутствие индивидуализирующих сведений об участниках указанного отношения не препятствует установлению юридической связи между ними. Аналогичные юридические связи, основанные на нормах административного права, содержащихся в Правилах дорожного движения, то есть административные правоотношения, возникают и между неиндивидуализированными участниками дорожного движения. Для водителя транспортного средства не имеет юридического значения, где проживает водитель другого транспортного средства, уступающий ему дорогу при проезде перекрестка, и как его зовут. Для него значимо, что этот другой водитель выполнил соответствующее требование правил дорожного движения и пропустил его. Тем самым он реализовал свое право, а другой участник дорожного движения исполнил возложенную на него обязанность. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что индивидуализация участников регулируемого нормами права общественного отношения, то есть правового отношения, вовсе не является обязательным условием его возникновения и его обязательным признаком. Даже в гражданско-правовых отношениях, которые всегда характеризуются в юридической науке как индивидуализированные, могут участвовать не поименованные конкретно субъекты. В качестве примера можно назвать отношения купли-продажи товаров, возникающие на рынке между никаким образом внешне юридически не обозначенными, не идентифицированными, а значит, и не индивидуализированными гражданами-продавцами и гражданами-покупателями (если, конечно, не подменять понятие индивидуализации понятием категоризации). Это массовые отношения купли-продажи в местах организованной торговли. Думается, что никто из противников существования неиндивидуализированных правоотношений не будет возражать по поводу того, что указанные отношения купли-продажи являются не чем иным, как именно правоотношениями.