Правила по охране труда на автомобильном транспорте
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила по охране труда на автомобильном транспорте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Специальная оценка условий труда, инструкция и инструктаж водителей по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с названным журналом... пройден внеплановый инструктаж на рабочем месте, в ходе которого изучены Правила охраны труда на автомобильном транспорте... и особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей...
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с названным журналом... пройден внеплановый инструктаж на рабочем месте, в ходе которого изучены Правила охраны труда на автомобильном транспорте... и особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Изменение правил по охране труда на автомобильном транспорте
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Изменение правил по охране труда на автомобильном транспорте
Готовое решение: Как работодателю организовать инструктаж водителя автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельное требование провести водителю инструктаж по охране труда об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза предусмотрено Правилами по охране труда на автомобильном транспорте. Работодателю необходимо это делать перед каждым выездом в длительный рейс (пп. 2 п. 205 этих Правил). Указанные Правила не распространяются на определенных работников.
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельное требование провести водителю инструктаж по охране труда об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза предусмотрено Правилами по охране труда на автомобильном транспорте. Работодателю необходимо это делать перед каждым выездом в длительный рейс (пп. 2 п. 205 этих Правил). Указанные Правила не распространяются на определенных работников.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень правил и инструкций по охране труда"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Правила по охране труда на автомобильном транспорте
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Правила по охране труда на автомобильном транспорте
Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61561)Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N 61561
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61561)Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. N 61561
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- от 09.12.2020 N 871н - Правила по охране труда на автомобильном транспорте.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- от 09.12.2020 N 871н - Правила по охране труда на автомобильном транспорте.
Статья: Формирование и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Курочкин В.М.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 7)Независимо от способа хранения необходимо, чтобы стоянки обеспечивали свободный проход к подвижному составу, а также отвечали требованиям СП 43.13330.2012 "Свод правил. Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85", СП 56.13330.2011 "Свод правил. Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001", Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н.
(Курочкин В.М.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 7)Независимо от способа хранения необходимо, чтобы стоянки обеспечивали свободный проход к подвижному составу, а также отвечали требованиям СП 43.13330.2012 "Свод правил. Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85", СП 56.13330.2011 "Свод правил. Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001", Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Перечень правил и инструкций по охране труда является достаточно обширным и регламентирует процессы производства в зависимости от сфер деятельности предприятия. Среди данного перечня можно выделить Приказ Минтруда России от 18.11.2020 N 814н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта", Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 753н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов", Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N 835н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями", Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте", Приказ Минтруда России от 15.06.2020 N 343н "Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах" и т.д.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Перечень правил и инструкций по охране труда является достаточно обширным и регламентирует процессы производства в зависимости от сфер деятельности предприятия. Среди данного перечня можно выделить Приказ Минтруда России от 18.11.2020 N 814н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта", Приказ Минтруда России от 28.10.2020 N 753н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов", Приказ Минтруда России от 27.11.2020 N 835н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями", Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте", Приказ Минтруда России от 15.06.2020 N 343н "Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах" и т.д.
Путеводитель по договорной работе. Аренда транспортных средств. Рекомендации по заключению договораАрендодатель как работодатель должен исходя из ст. 214 ТК РФ обеспечить, в частности, проведение обучения по охране труда для членов экипажа и проверку знаний требований охраны труда (см., например, пп. 2 п. 6 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н, пп. 2 п. 5 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.11.2020 N 814н).
Последние изменения: Обязанности работодателя по охране труда в отдельных отраслях и организациях и при выполнении определенных видов работ
(КонсультантПлюс, 2025)Правила по охране труда на автомобильном транспорте;
(КонсультантПлюс, 2025)Правила по охране труда на автомобильном транспорте;
Статья: Причинная связь в сложных ситуациях: неосторожные преступления
(Есаков Г.А.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Еще один пример из судебной практики (который ранее нами рассматривался как случай прерванной причинной связи, хотя сейчас мы склонны пересмотреть свою позицию) следующий. К.О.А. обвинялся по ч. 2 ст. 143 УК РФ. Являясь лицом, на котором лежали обязанности по обеспечению и соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, он нарушил п. 2.3.3.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, направив водителей С. и Ф. на грузовом автомобиле в рейс по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, зная, что на акватории водохранилища нет санкционированных переправ, открытых для эксплуатации. В ходе движения машина провалилась под лед, вследствие чего С. и Ф. погибли. В судебном заседании было установлено, что К.О.А. запрещал водителям движение на автомобиле по льду Зейского водохранилища в ночное время и был уверен, что его работники выполнят его требования. Вместе с тем С. и Ф. самостоятельно выехали на лед в ночное время, отклонились от маршрута движения, что и привело к затоплению машины. Кассационная инстанция, оставляя оправдательный приговор без изменения, указала, что в деле отсутствует причинно-следственная связь: К.О.А. действительно нарушил Межотраслевые правила охраны труда на автомобильном транспорте (п. 2.3.3.2), направив водителей Ф. и С. на грузовом автомобиле в командировку по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, при отсутствии разрешенных в установленном порядке и открытых для движения автомобильных переправ через это водохранилище, однако причинно-следственная связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями отсутствует, поскольку к гибели водителей привело не само по себе нарушение лицом, отвечающим за безопасность труда водителей, правил, а грубая небрежность водителей, выразившаяся в нарушении известных им правил техники безопасности и требований проведенного с ними инструктажа, в том числе запрещающих выезжать на лед Зейского водохранилища в ночное время и отклоняться от разрешенного начальником участка маршрута <15>. По правилу о "повышенной (расширенной) ответственности" причинная связь наличествует, однако вопрос о небрежности можно поставить под сомнение: категорический запрет выезжать ночью на лед и отклоняться от маршрута исключает, как представляется, виновное отношение к последствиям.
(Есаков Г.А.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Еще один пример из судебной практики (который ранее нами рассматривался как случай прерванной причинной связи, хотя сейчас мы склонны пересмотреть свою позицию) следующий. К.О.А. обвинялся по ч. 2 ст. 143 УК РФ. Являясь лицом, на котором лежали обязанности по обеспечению и соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, он нарушил п. 2.3.3.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, направив водителей С. и Ф. на грузовом автомобиле в рейс по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, зная, что на акватории водохранилища нет санкционированных переправ, открытых для эксплуатации. В ходе движения машина провалилась под лед, вследствие чего С. и Ф. погибли. В судебном заседании было установлено, что К.О.А. запрещал водителям движение на автомобиле по льду Зейского водохранилища в ночное время и был уверен, что его работники выполнят его требования. Вместе с тем С. и Ф. самостоятельно выехали на лед в ночное время, отклонились от маршрута движения, что и привело к затоплению машины. Кассационная инстанция, оставляя оправдательный приговор без изменения, указала, что в деле отсутствует причинно-следственная связь: К.О.А. действительно нарушил Межотраслевые правила охраны труда на автомобильном транспорте (п. 2.3.3.2), направив водителей Ф. и С. на грузовом автомобиле в командировку по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, при отсутствии разрешенных в установленном порядке и открытых для движения автомобильных переправ через это водохранилище, однако причинно-следственная связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями отсутствует, поскольку к гибели водителей привело не само по себе нарушение лицом, отвечающим за безопасность труда водителей, правил, а грубая небрежность водителей, выразившаяся в нарушении известных им правил техники безопасности и требований проведенного с ними инструктажа, в том числе запрещающих выезжать на лед Зейского водохранилища в ночное время и отклоняться от разрешенного начальником участка маршрута <15>. По правилу о "повышенной (расширенной) ответственности" причинная связь наличествует, однако вопрос о небрежности можно поставить под сомнение: категорический запрет выезжать ночью на лед и отклоняться от маршрута исключает, как представляется, виновное отношение к последствиям.