Правила плавания в акватории смп
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила плавания в акватории смп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Производственная инструкция матроса-спасателя (общественного спасателя на акватории) (профессиональный стандарт "Спасатель на акватории")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)30) порядок передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)30) порядок передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи;
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Статья 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 года <36> (в ред. 2012 года) определяет СМП как "исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации" и подчиняет плавание в его акватории нормам международного права и законодательства Российской Федерации. Статья 14.3 этого Закона, введенная в декабре 2022 года, устанавливает, что иностранные военные корабли и другие государственные суда могут заходить во внутренние воды в акватории СМП по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам за 90 дней; одновременно в этих водах может находиться не более одного такого корабля; их заход в эти воды может быть приостановлен по соображениям безопасности. Статья 5.1 Кодекса торгового мореплавания 1999 года <37>, введенная в 2012 году, определяет акваторию СМП как состоящую из внутренних вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Правила плавания в акватории СМП утверждаются Правительством и применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания и борьбы с загрязнением морской среды; организацией плавания занимается Госкорпорация "Росатом". Последняя редакция Правил была утверждена в 2020 году (предыдущие - в 1990 и 2013 годах). Правила закрепляют разрешительный порядок судоходства, обязанность капитана ежедневно информировать власти о ситуации на борту и погодных условиях, а также использовать ледокольную проводку по требованию властей. Морская доктрина 2022 года относит акваторию СМП к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов; такие районы "непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны; утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность Российской Федерации и само существование государства" <38>.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Статья 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 года <36> (в ред. 2012 года) определяет СМП как "исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации" и подчиняет плавание в его акватории нормам международного права и законодательства Российской Федерации. Статья 14.3 этого Закона, введенная в декабре 2022 года, устанавливает, что иностранные военные корабли и другие государственные суда могут заходить во внутренние воды в акватории СМП по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам за 90 дней; одновременно в этих водах может находиться не более одного такого корабля; их заход в эти воды может быть приостановлен по соображениям безопасности. Статья 5.1 Кодекса торгового мореплавания 1999 года <37>, введенная в 2012 году, определяет акваторию СМП как состоящую из внутренних вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Правила плавания в акватории СМП утверждаются Правительством и применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания и борьбы с загрязнением морской среды; организацией плавания занимается Госкорпорация "Росатом". Последняя редакция Правил была утверждена в 2020 году (предыдущие - в 1990 и 2013 годах). Правила закрепляют разрешительный порядок судоходства, обязанность капитана ежедневно информировать власти о ситуации на борту и погодных условиях, а также использовать ледокольную проводку по требованию властей. Морская доктрина 2022 года относит акваторию СМП к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов; такие районы "непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны; утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность Российской Федерации и само существование государства" <38>.
"Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: Монография"
(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2019)Во исполнение обязательных норм КМП-82 в условиях низких температур и закрытых льдами территорий требуется специфическое национальное урегулирование возникающих отношений. Так, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.01.2013 N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" (ред. от 09.01.2017) <200> (Правила плавания в акватории СМП), принятым в исполнение п. 2 статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации <201> (далее - КТМ РФ) установлен порядок организации плавания судов в акватории СМП, утверждены правила ледокольной проводки, правила лоцманской проводки, касающиеся безопасности мореплавания и защиты среды от загрязнения с судов. Этим же актом утверждены Правила безопасного осуществления перемещения судов в условиях низких температур и льдов по СМП на период с 16 ноября по 31 декабря и с января по июнь. Перечисленные требования распространяются на суда, плавающие под флагами любого государств. Надо отметить, что в акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов. Выдача разрешения осуществляется Администрацией СМП, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Федеральное государственное казенное учреждение "Администрация Северного морского пути" создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 N 358-р <202> на основании п. 3 ст. 5.1 КТМ РФ для осуществления организации плавания судов в акватории СМП. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории СМП. Приказом Минтранса России от 18.01.2018 N 16 был изменен тип федерального государственного казенного учреждения "Администрация Северного морского пути" на федеральное государственное бюджетное учреждение <203>. Как известно, на основании абз. 3 ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания <204>. Но оно вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, оказывать гражданам и юридическим лицам платные услуги, а также может осуществлять иные виды деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Представляется, что изменение типа учреждения с существующими механизмами контроля продиктовано необходимостью эффективного функционирования Администрации СМП и осуществления оперативного контроля. Надо полагать, совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции в публично-правовых компаниях, будет способствовать выполнению задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2019)Во исполнение обязательных норм КМП-82 в условиях низких температур и закрытых льдами территорий требуется специфическое национальное урегулирование возникающих отношений. Так, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.01.2013 N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" (ред. от 09.01.2017) <200> (Правила плавания в акватории СМП), принятым в исполнение п. 2 статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации <201> (далее - КТМ РФ) установлен порядок организации плавания судов в акватории СМП, утверждены правила ледокольной проводки, правила лоцманской проводки, касающиеся безопасности мореплавания и защиты среды от загрязнения с судов. Этим же актом утверждены Правила безопасного осуществления перемещения судов в условиях низких температур и льдов по СМП на период с 16 ноября по 31 декабря и с января по июнь. Перечисленные требования распространяются на суда, плавающие под флагами любого государств. Надо отметить, что в акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов. Выдача разрешения осуществляется Администрацией СМП, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Федеральное государственное казенное учреждение "Администрация Северного морского пути" создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 N 358-р <202> на основании п. 3 ст. 5.1 КТМ РФ для осуществления организации плавания судов в акватории СМП. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории СМП. Приказом Минтранса России от 18.01.2018 N 16 был изменен тип федерального государственного казенного учреждения "Администрация Северного морского пути" на федеральное государственное бюджетное учреждение <203>. Как известно, на основании абз. 3 ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания <204>. Но оно вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, оказывать гражданам и юридическим лицам платные услуги, а также может осуществлять иные виды деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Представляется, что изменение типа учреждения с существующими механизмами контроля продиктовано необходимостью эффективного функционирования Администрации СМП и осуществления оперативного контроля. Надо полагать, совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции в публично-правовых компаниях, будет способствовать выполнению задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 21.01.2016 N 9
(ред. от 18.05.2022)
"Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Сабетта"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2016 N 41158)16. В морском порту и на подходах к нему в период льдообразования и до разрушения льда осуществляется ледокольная проводка судов в соответствии с приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" <7> (далее - правила плавания в акватории СМП), Общими правилами и настоящими Обязательными постановлениями. Ограничения для судов по режиму ледового плавания в морском порту и на подходах к нему приведены в приложении N 3 к настоящим Обязательным постановлениям.
(ред. от 18.05.2022)
"Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Сабетта"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2016 N 41158)16. В морском порту и на подходах к нему в период льдообразования и до разрушения льда осуществляется ледокольная проводка судов в соответствии с приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" <7> (далее - правила плавания в акватории СМП), Общими правилами и настоящими Обязательными постановлениями. Ограничения для судов по режиму ледового плавания в морском порту и на подходах к нему приведены в приложении N 3 к настоящим Обязательным постановлениям.
Приказ Госкорпорации "Росатом" от 28.11.2024 N 1/2316-П
"Об утверждении методики расчета показателя "Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути" федерального проекта "Развитие Большого Северного морского пути" в составе национального проекта "Эффективная транспортная система"Административные данные федерального государственного бюджетного учреждения "Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота", предоставляемые в Федеральное агентство морского и речного транспорта на ежемесячной основе. Сведения о компонентах Гк, Ги, Гэ, Гт содержатся в информации, направляемой капитанами судов в федеральное государственное бюджетное учреждение "Главное управление Северного морского пути" на ежедневной основе во исполнение требований Правил плавания в акватории Северного морского пути, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1487, и передаваемой для целей формирования статистических данных в федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота".
"Об утверждении методики расчета показателя "Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути" федерального проекта "Развитие Большого Северного морского пути" в составе национального проекта "Эффективная транспортная система"Административные данные федерального государственного бюджетного учреждения "Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота", предоставляемые в Федеральное агентство морского и речного транспорта на ежемесячной основе. Сведения о компонентах Гк, Ги, Гэ, Гт содержатся в информации, направляемой капитанами судов в федеральное государственное бюджетное учреждение "Главное управление Северного морского пути" на ежедневной основе во исполнение требований Правил плавания в акватории Северного морского пути, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1487, и передаваемой для целей формирования статистических данных в федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота".
Статья: Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2015, N 2)Статьей 5.1 КТМ РФ было также предусмотрено, что организация плавания судов в акватории СМП осуществляется на разрешительной и возмездной основе администрацией СМП, созданной в форме федерального государственного казенного учреждения <7>, с соблюдением специальных нормативных правил такого плавания, регулирующих порядок оформления и выдачи соответствующих разрешений, ледокольной и лоцманской проводки судов, осуществления связи по радио и т.п. <8>.
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2015, N 2)Статьей 5.1 КТМ РФ было также предусмотрено, что организация плавания судов в акватории СМП осуществляется на разрешительной и возмездной основе администрацией СМП, созданной в форме федерального государственного казенного учреждения <7>, с соблюдением специальных нормативных правил такого плавания, регулирующих порядок оформления и выдачи соответствующих разрешений, ледокольной и лоцманской проводки судов, осуществления связи по радио и т.п. <8>.
"Российское и международное морское право (публичное и частное)"
(Гуцуляк В.Н.)
("Граница", 2017)В настоящее время режим плавания по СМП регламентирован Правилами плавания в акватории Северного морского пути, утвержденными Приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7.
(Гуцуляк В.Н.)
("Граница", 2017)В настоящее время режим плавания по СМП регламентирован Правилами плавания в акватории Северного морского пути, утвержденными Приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7.
Статья: Некоторые особенности правового регулирования Северного морского пути
(Кутафин Д.О.)
("Международное публичное и частное право", 2015, N 1)В России уже используются Правила плавания в акватории СМП <6>, которые предоставляют нормативно-правовую базу для морского страхования на участках пути, подпадающих под исключительную экономическую зону (ИЭЗ) нашей страны и относящихся к континентальному шельфу России. Согласно этим правилам страхование является обязательным для всех судов. При этом все судоходные линии должны предоставить финансовое обеспечение для покрытия потенциальной ответственности за загрязнение морской окружающей среды. В связи с этим использование атомных ледоколов привело к возникновению существенной проблемы, связанной со страховым покрытием. Традиционно морские страховщики, работающие с СМП, исключают покрытие убытков, возникающих в связи с ядерной радиацией. Более того, согласно российскому законодательству страхование ответственности за убытки, связанные с радиационными авариями, не осуществляется. Эти сложности не только подчеркивают недостатки существующего правового режима, регулирующего сектор морского страхования по СМП, но также обозначают доминирующее положение российской юрисдикции.
(Кутафин Д.О.)
("Международное публичное и частное право", 2015, N 1)В России уже используются Правила плавания в акватории СМП <6>, которые предоставляют нормативно-правовую базу для морского страхования на участках пути, подпадающих под исключительную экономическую зону (ИЭЗ) нашей страны и относящихся к континентальному шельфу России. Согласно этим правилам страхование является обязательным для всех судов. При этом все судоходные линии должны предоставить финансовое обеспечение для покрытия потенциальной ответственности за загрязнение морской окружающей среды. В связи с этим использование атомных ледоколов привело к возникновению существенной проблемы, связанной со страховым покрытием. Традиционно морские страховщики, работающие с СМП, исключают покрытие убытков, возникающих в связи с ядерной радиацией. Более того, согласно российскому законодательству страхование ответственности за убытки, связанные с радиационными авариями, не осуществляется. Эти сложности не только подчеркивают недостатки существующего правового режима, регулирующего сектор морского страхования по СМП, но также обозначают доминирующее положение российской юрисдикции.
"Полярное право: Монография"
(Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А.)
(под ред. А.С. Скаридова)
("Юстиция", 2017)- положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории СМП;
(Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А.)
(под ред. А.С. Скаридова)
("Юстиция", 2017)- положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории СМП;