Правила перевозки мОрским транспортом
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила перевозки мОрским транспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Перевозка водным транспортом: Грузоотправитель хочет взыскать переплату за услуги перевозки груза водным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 784, 785, 797, 1005, 1102, 1105 ГК РФ, ст. ст. 115, 163, 164, 166, 180, 403, 405 КТМ РФ, ст. ст. 67, 68, 75, 161, 162 КВВТ РФ, Правила применения ставок портовых сборов
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 784, 785, 797, 1005, 1102, 1105 ГК РФ, ст. ст. 115, 163, 164, 166, 180, 403, 405 КТМ РФ, ст. ст. 67, 68, 75, 161, 162 КВВТ РФ, Правила применения ставок портовых сборов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На автомобильном транспорте перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, - в сроки, установленные Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (ст. 14 УАТ). Так, если в договоре перевозки груза автомобильным транспортом сроки не установлены, доставка груза осуществляется в городском или пригородном сообщении в суточный срок, а в междугородном или международном сообщении - из расчета одни сутки на каждые 300 километров расстояния перевозки (п. 64 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом). На морском транспорте перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На автомобильном транспорте перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, - в сроки, установленные Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (ст. 14 УАТ). Так, если в договоре перевозки груза автомобильным транспортом сроки не установлены, доставка груза осуществляется в городском или пригородном сообщении в суточный срок, а в междугородном или международном сообщении - из расчета одни сутки на каждые 300 километров расстояния перевозки (п. 64 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом). На морском транспорте перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).
Статья: Обзор предложений по пересмотру Договора к Энергетической хартии
(Шиянов А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)Обсуждаются варианты конкретизации положений о транзите, учитывающие условия функционирования интегрированных энергетических рынков с правами доступа третьих сторон, как, например, в ЕС. Определение транзита должно включать операции свопа, рассматриваемые как виртуальный транзит, если они объединяют контракт в пункте въезда в одну страну с контрактом в пункте выезда из этой страны, и включать морской транспорт в определение транспортировки. Предлагается ввести правила прозрачного и недискриминационного доступа к существующей инфраструктуре и имеющимся мощностям, критерии, при которых в доступе может быть отказано, и определения понятий "доступ к инфраструктуре", "имеющийся потенциал" и "распределение мощностей". Предлагается ввести единые принципы установления транзитных тарифов и предусмотреть формулировку, в которой следует закрепить, что существующие положения межгосударственных соглашений и соглашений о транзите с принимающим государством не будут затрагиваться.
(Шиянов А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)Обсуждаются варианты конкретизации положений о транзите, учитывающие условия функционирования интегрированных энергетических рынков с правами доступа третьих сторон, как, например, в ЕС. Определение транзита должно включать операции свопа, рассматриваемые как виртуальный транзит, если они объединяют контракт в пункте въезда в одну страну с контрактом в пункте выезда из этой страны, и включать морской транспорт в определение транспортировки. Предлагается ввести правила прозрачного и недискриминационного доступа к существующей инфраструктуре и имеющимся мощностям, критерии, при которых в доступе может быть отказано, и определения понятий "доступ к инфраструктуре", "имеющийся потенциал" и "распределение мощностей". Предлагается ввести единые принципы установления транзитных тарифов и предусмотреть формулировку, в которой следует закрепить, что существующие положения межгосударственных соглашений и соглашений о транзите с принимающим государством не будут затрагиваться.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте -
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2. В случае, если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора морской перевозки пассажира вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращаются вся уплаченная им плата за проезд и плата за провоз багажа.
(ред. от 24.06.2025)2. В случае, если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора морской перевозки пассажира вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращаются вся уплаченная им плата за проезд и плата за провоз багажа.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Удержание возникает в силу норм закона, имеющих диспозитивный характер. Стороны могут в договоре предусмотреть отсутствие права перевозчика на удержание. Удержание не может также применяться, если оно запрещено законом. Поскольку по общему правилу плата за провоз груза и багажа взыскивается до начала перевозки, право удержания обеспечивает требования перевозчика к грузополучателю или получателю багажа, возникшие после окончания перевозки. На морском транспорте действует правило, что после выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требовать от отправителя или фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, если только перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него обстоятельствам (п. 3 ст. 160 КТМ).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Удержание возникает в силу норм закона, имеющих диспозитивный характер. Стороны могут в договоре предусмотреть отсутствие права перевозчика на удержание. Удержание не может также применяться, если оно запрещено законом. Поскольку по общему правилу плата за провоз груза и багажа взыскивается до начала перевозки, право удержания обеспечивает требования перевозчика к грузополучателю или получателю багажа, возникшие после окончания перевозки. На морском транспорте действует правило, что после выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требовать от отправителя или фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, если только перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него обстоятельствам (п. 3 ст. 160 КТМ).
Готовое решение: Как грузоотправителю составить претензию к перевозчику о возмещении ущерба и возврате провозной платы
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте претензию перевозчику в письменной форме. В ряде случаев этого прямо требуют нормы транспортного законодательства. Например, это предусмотрено для морских и автомобильных перевозок (п. 1 ст. 405 КТМ РФ, п. 89 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). В прочих случаях также рекомендуем оформить ее письменно. Так проще доказать соблюдение досудебного претензионного порядка. По всем искам к перевозчику независимо от вида транспорта он обязателен (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте претензию перевозчику в письменной форме. В ряде случаев этого прямо требуют нормы транспортного законодательства. Например, это предусмотрено для морских и автомобильных перевозок (п. 1 ст. 405 КТМ РФ, п. 89 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). В прочих случаях также рекомендуем оформить ее письменно. Так проще доказать соблюдение досудебного претензионного порядка. По всем искам к перевозчику независимо от вида транспорта он обязателен (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
Вопрос: О применении ставки НДС 0% при предоставлении железнодорожного подвижного состава (контейнеров) и транспортно-экспедиционных услуг при железнодорожных перевозках.
(Письмо Минфина России от 03.12.2024 N 03-07-08/121475)Согласно регламенту, утвержденному приказом Минтранса России от 4 февраля 2012 г. N 31 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по определению совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов, участвующих в смешанном сообщении", принятие решения об определении морских и речных портов возлагается на Росжелдор. Информация, указанная в приказе Росжелдора, публикуется в соответствующем тарифном руководстве и сборниках правил перевозок железнодорожным транспортом.
(Письмо Минфина России от 03.12.2024 N 03-07-08/121475)Согласно регламенту, утвержденному приказом Минтранса России от 4 февраля 2012 г. N 31 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по определению совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов, участвующих в смешанном сообщении", принятие решения об определении морских и речных портов возлагается на Росжелдор. Информация, указанная в приказе Росжелдора, публикуется в соответствующем тарифном руководстве и сборниках правил перевозок железнодорожным транспортом.
Статья: Эволюция стандарта due diligence в правоотношениях морской перевозки груза - от Древнего Рима до наших дней
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В последнее время все чаще в разноотраслевой литературе используется термин due diligence ("должная осмотрительность") <1>. Вместе с тем единого определения due diligence нет ни в законодательстве, ни в литературе, что представляется разумным с учетом того, что это явление крайне разноплановое, а его правовая природа остается, как правило, за рамками юридических исследований. В данной работе будет рассмотрен лишь один из первоначальных подходов к due diligence - как к элементу надлежащего исполнения обязательства по перевозке груза морским транспортом и как основание для освобождения перевозчика от ответственности за утрату или повреждение груза.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В последнее время все чаще в разноотраслевой литературе используется термин due diligence ("должная осмотрительность") <1>. Вместе с тем единого определения due diligence нет ни в законодательстве, ни в литературе, что представляется разумным с учетом того, что это явление крайне разноплановое, а его правовая природа остается, как правило, за рамками юридических исследований. В данной работе будет рассмотрен лишь один из первоначальных подходов к due diligence - как к элементу надлежащего исполнения обязательства по перевозке груза морским транспортом и как основание для освобождения перевозчика от ответственности за утрату или повреждение груза.
Готовое решение: Что учесть грузоотправителю при предъявлении претензии перевозчику в связи с нарушением срока подачи транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Если есть общие для всех претензий перевозчику правила, учитывайте их. Например, при морской перевозке нужно приложить подлинники перевозочных документов, и данная норма не содержит исключений для претензий, вызванных задержкой предоставления транспорта. Такой вывод можно сделать из анализа п. 1 ст. 405 КТМ РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если есть общие для всех претензий перевозчику правила, учитывайте их. Например, при морской перевозке нужно приложить подлинники перевозочных документов, и данная норма не содержит исключений для претензий, вызванных задержкой предоставления транспорта. Такой вывод можно сделать из анализа п. 1 ст. 405 КТМ РФ.