Правила перевозки грузов речным транспортом
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила перевозки грузов речным транспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование платформенных решений в транспортной системе
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Однако в настоящее время в действующих нормативных правовых актах, регулирующих перевозку грузов отдельными видами транспорта, сохраняется обособленный подход к утверждению форм и порядка заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для профессиональных субъектов транспортной деятельности. Так, в п. 3 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), ч. 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта РФ (УАТ РФ), ч. 3 ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ), п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ предусматривается регулирование в рамках отдельных подзаконных нормативных правовых актов по конкретному виду транспорта. При этом не по всем видам транспорта существуют действующие нормативные правовые акты. Так, Правила перевозки грузов водным транспортом, утвержденные Департаментом речного транспорта Минтранса от 1 января 1994 г., были отменены Приказом Минтранса от 14 декабря 2004 г. N 44. Новые правила существуют только в рамках проекта Правил перевозки грузов на внутреннем водном транспорте (ID проекта 67678) по состоянию на 28 июня 2017 г., а также приложения к данным Правилам об определении массы груза расчетным путем от 19 мая 2019 г. Движения по данному проекту до настоящего времени не осуществляются.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Однако в настоящее время в действующих нормативных правовых актах, регулирующих перевозку грузов отдельными видами транспорта, сохраняется обособленный подход к утверждению форм и порядка заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для профессиональных субъектов транспортной деятельности. Так, в п. 3 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), ч. 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта РФ (УАТ РФ), ч. 3 ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ), п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ предусматривается регулирование в рамках отдельных подзаконных нормативных правовых актов по конкретному виду транспорта. При этом не по всем видам транспорта существуют действующие нормативные правовые акты. Так, Правила перевозки грузов водным транспортом, утвержденные Департаментом речного транспорта Минтранса от 1 января 1994 г., были отменены Приказом Минтранса от 14 декабря 2004 г. N 44. Новые правила существуют только в рамках проекта Правил перевозки грузов на внутреннем водном транспорте (ID проекта 67678) по состоянию на 28 июня 2017 г., а также приложения к данным Правилам об определении массы груза расчетным путем от 19 мая 2019 г. Движения по данному проекту до настоящего времени не осуществляются.
Статья: Правовая природа договора об организации перевозок грузов на автомобильном транспорте
(Карпеев О.В., Котов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Следует также отметить, что кроме годового договора п. 38 УАТ РСФСР 1969 г. содержал упоминание о "централизованном завозе (вывозе) грузов", который осуществлялся при сочетании "перевозки и транспортно-экспедиционного обслуживания" на основании Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом <3> 1971 г. (далее - Общие правила 1971 г.). Общие правила 1971 г. содержали типовые договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в аэропорты, морские и речные порты. Анализ этих типовых договоров позволяет прийти к выводу, что они также носили длящийся характер и были направлены в основном на организацию взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта.
(Карпеев О.В., Котов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Следует также отметить, что кроме годового договора п. 38 УАТ РСФСР 1969 г. содержал упоминание о "централизованном завозе (вывозе) грузов", который осуществлялся при сочетании "перевозки и транспортно-экспедиционного обслуживания" на основании Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом <3> 1971 г. (далее - Общие правила 1971 г.). Общие правила 1971 г. содержали типовые договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в аэропорты, морские и речные порты. Анализ этих типовых договоров позволяет прийти к выводу, что они также носили длящийся характер и были направлены в основном на организацию взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 47. В случае нарушения грузоотправителем требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля (надзора) вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в сорокопятикратном и пятнадцатикратном базовом размере исчисления сборов и штрафов соответственно за вагон и контейнер.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 47. В случае нарушения грузоотправителем требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля (надзора) вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в сорокопятикратном и пятнадцатикратном базовом размере исчисления сборов и штрафов соответственно за вагон и контейнер.
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
(ред. от 01.07.2010)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"18. Согласно части 1 статьи 47 Устава предусмотренный в этой статье штраф подлежит взысканию с грузоотправителя только при нарушении им требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств.
(ред. от 01.07.2010)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"18. Согласно части 1 статьи 47 Устава предусмотренный в этой статье штраф подлежит взысканию с грузоотправителя только при нарушении им требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок грузов, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными или иными органами государственного контроля вагонов, контейнеров на железнодорожных приграничных и припортовых передаточных станциях либо невозможность передачи таких грузов на морской, речной транспорт или железные дороги иностранных государств.
Статья: О взаимоотношениях и ответственности лиц, исполняющих перевозку в прямом смешанном сообщении
(Романов О.Е.)
("Юрист", 2023, N 8)В целом же следует сказать, что сейчас структура отношений между заказчиком прямой смешанной перевозки и ее исполнителями с достаточной полнотой нормативно не определена. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР 24 апреля 1956 г., действуют в части, не противоречащей положениям гл. V УЖТ, хотя и это усеченное их действие берется иногда под сомнение <2>. Таким образом, как верно отмечено в литературе, схема регламентации отношений по прямой смешанной перевозке, действующая в настоящее время, характеризуется неполнотой регулирования соответствующих транспортных операций <3>.
(Романов О.Е.)
("Юрист", 2023, N 8)В целом же следует сказать, что сейчас структура отношений между заказчиком прямой смешанной перевозки и ее исполнителями с достаточной полнотой нормативно не определена. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР 24 апреля 1956 г., действуют в части, не противоречащей положениям гл. V УЖТ, хотя и это усеченное их действие берется иногда под сомнение <2>. Таким образом, как верно отмечено в литературе, схема регламентации отношений по прямой смешанной перевозке, действующая в настоящее время, характеризуется неполнотой регулирования соответствующих транспортных операций <3>.