Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 08.11.2023 по делу N 33-9443/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-008877-62)
Категория спора: Право собственности.
Требования: 1) О признании права общей долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома на нежилые помещения; 2) Об истребовании нежилых помещений из незаконного владения.
Обстоятельства: Ответчикам на праве общей совместной собственности принадлежат нежилые помещения в многоквартирном жилом доме. Истец (ТСЖ) ссылается на то, что данные помещения являются общим имуществом многоквартирного жилого дома и предназначены для обслуживания всего дома, общее собрание собственников дома решений о передаче в личную собственность или в пользование ответчикам спорных помещений не принимало и соответствующих договоров не заключало.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы о том, что ТСЖ данным вопросом не интересовалось ввиду отсутствия технической документации на дом, не свидетельствует о соблюдении этого срока, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
Категория спора: Право собственности.
Требования: 1) О признании права общей долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома на нежилые помещения; 2) Об истребовании нежилых помещений из незаконного владения.
Обстоятельства: Ответчикам на праве общей совместной собственности принадлежат нежилые помещения в многоквартирном жилом доме. Истец (ТСЖ) ссылается на то, что данные помещения являются общим имуществом многоквартирного жилого дома и предназначены для обслуживания всего дома, общее собрание собственников дома решений о передаче в личную собственность или в пользование ответчикам спорных помещений не принимало и соответствующих договоров не заключало.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы о том, что ТСЖ данным вопросом не интересовалось ввиду отсутствия технической документации на дом, не свидетельствует о соблюдении этого срока, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования цены договора управления многоквартирным домом
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках указанного спора правоприменитель пришел к выводу о том, что цена договора управления по своему нормативному содержанию шире, нежели понятие "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения". Последнее является составной частью цены договора, однако она им не исчерпывается. Фактическое наполнение услуг, стоимость которых учтена в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, ограничивается подзаконными нормативными правовыми актами, а именно Минимальным перечнем, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Постановление N 491), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <6> (далее - Правила N 416). Соответственно, услуги (работы), не предусмотренные указанными нормативными правовыми актами, однако оказываемые лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при их утверждении на общем собрании подлежат дополнительной оплате собственниками помещений в многоквартирном доме. Иными словами, цена договора управления многоквартирным домом структурно состоит из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также стоимости иных (дополнительных) услуг, оказываемых управляющей организацией в рамках договора управления многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения применяется для определения стоимости работ (услуг), выполнение которых предписано нормативными правовыми актами и является необходимым условием надлежащего исполнения договора управления многоквартирным домом. Цель оказания дополнительных услуг - повышение уровня комфортности проживания граждан в жилых помещениях. Такие услуги не являются нормативно обязательными при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (обеспечение дистанционного доступа к входной подъездной двери посредством мобильного приложения, оборудование современной детской площадки, создание и обслуживание на придомовом земельном участке зон для выгула домашних животных и т.д.).
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках указанного спора правоприменитель пришел к выводу о том, что цена договора управления по своему нормативному содержанию шире, нежели понятие "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения". Последнее является составной частью цены договора, однако она им не исчерпывается. Фактическое наполнение услуг, стоимость которых учтена в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, ограничивается подзаконными нормативными правовыми актами, а именно Минимальным перечнем, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Постановление N 491), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <6> (далее - Правила N 416). Соответственно, услуги (работы), не предусмотренные указанными нормативными правовыми актами, однако оказываемые лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при их утверждении на общем собрании подлежат дополнительной оплате собственниками помещений в многоквартирном доме. Иными словами, цена договора управления многоквартирным домом структурно состоит из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также стоимости иных (дополнительных) услуг, оказываемых управляющей организацией в рамках договора управления многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения применяется для определения стоимости работ (услуг), выполнение которых предписано нормативными правовыми актами и является необходимым условием надлежащего исполнения договора управления многоквартирным домом. Цель оказания дополнительных услуг - повышение уровня комфортности проживания граждан в жилых помещениях. Такие услуги не являются нормативно обязательными при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (обеспечение дистанционного доступа к входной подъездной двери посредством мобильного приложения, оборудование современной детской площадки, создание и обслуживание на придомовом земельном участке зон для выгула домашних животных и т.д.).
Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.1. Нормы федерального законодательства: ст. ст. 30, 31, 67 - 69, 153 - 158, 161 ЖК РФ, ст. ст. 210, 249, 290 ГК РФ, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.1. Нормы федерального законодательства: ст. ст. 30, 31, 67 - 69, 153 - 158, 161 ЖК РФ, ст. ст. 210, 249, 290 ГК РФ, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В ходе проверки установлено, что в нарушение требований подп. "б" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - постановление Правительства N 1110), подп. "в" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - правила N 416), ст. 198 ЖК РФ учреждение незаконно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, выставляя к оплате собственникам помещений платежные документы на оплату услуг за содержание жилого помещения, в том числе за коммунальные услуги, используемые в целях надлежащего содержания общего имущества, и коммунальные услуги по электроснабжению за отчетный период. Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В ходе проверки установлено, что в нарушение требований подп. "б" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - постановление Правительства N 1110), подп. "в" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - правила N 416), ст. 198 ЖК РФ учреждение незаконно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, выставляя к оплате собственникам помещений платежные документы на оплату услуг за содержание жилого помещения, в том числе за коммунальные услуги, используемые в целях надлежащего содержания общего имущества, и коммунальные услуги по электроснабжению за отчетный период. Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Статья: Госдума приняла Закон о защите прав жильцов многоквартирных домов
(Ерошкина Ю., Маняхина Н.)
("Жилищное право", 2025, N 7)Сейчас в соответствии с ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ у управляющих организаций также есть обязанность по запросам граждан предоставлять информацию о выполненных работах и оказанных (предоставленных) услугах, о ценах (тарифах) и размерах платы за такие работы и услуги и иную предусмотренную информацию. Аналогичные требования указаны в п. п. 34, 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
(Ерошкина Ю., Маняхина Н.)
("Жилищное право", 2025, N 7)Сейчас в соответствии с ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ у управляющих организаций также есть обязанность по запросам граждан предоставлять информацию о выполненных работах и оказанных (предоставленных) услугах, о ценах (тарифах) и размерах платы за такие работы и услуги и иную предусмотренную информацию. Аналогичные требования указаны в п. п. 34, 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Правила управления МКД - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Правила управления МКД - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Вопросы качества управления регулируются ст. 161 ЖК РФ (см. комментарий к ней). Следует также учитывать Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (ред. от 13 сентября 2018 г.), и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ред. от 15 сентября 2018 г., с изм. от 20 декабря 2018 г.)).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Вопросы качества управления регулируются ст. 161 ЖК РФ (см. комментарий к ней). Следует также учитывать Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (ред. от 13 сентября 2018 г.), и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ред. от 15 сентября 2018 г., с изм. от 20 декабря 2018 г.)).