Правила организации и функционирования системы казначЕйских платежей
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила организации и функционирования системы казначЕйских платежей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подпишите распоряжение о совершении казначейского платежа усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя и главного бухгалтера и (или) лиц, уполномоченных на подписание распоряжения вместо них. Обратите внимание: сотрудники, подписывающие распоряжения, должны быть наделены соответствующими правами в ЕИС (п. 4.11 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. Приказом Казначейства России от 13.05.2020 N 20н, пп. "а", "г", "д" п. 1.5 Порядка регистрации в ЕИС, утв. Приказом Казначейства России от 10.12.2021 N 39н).
(КонсультантПлюс, 2025)Подпишите распоряжение о совершении казначейского платежа усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя и главного бухгалтера и (или) лиц, уполномоченных на подписание распоряжения вместо них. Обратите внимание: сотрудники, подписывающие распоряжения, должны быть наделены соответствующими правами в ЕИС (п. 4.11 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. Приказом Казначейства России от 13.05.2020 N 20н, пп. "а", "г", "д" п. 1.5 Порядка регистрации в ЕИС, утв. Приказом Казначейства России от 10.12.2021 N 39н).
Статья: Право первой и второй подписи
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в соответствии с абз. 7 п. 4.11 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. Приказом Казначейства России от 13.05.2020 N 20н, первый экземпляр распоряжения о перечислении на бумажном носителе, составленного прямым участником, подписывается руководителем (иным лицом с правом первой подписи) и главным бухгалтером (иным лицом с правом второй подписи), которые указаны в карточке образцов подписей к лицевым счетам в соответствии с порядком открытия и ведения лицевых счетов.
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в соответствии с абз. 7 п. 4.11 Правил организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. Приказом Казначейства России от 13.05.2020 N 20н, первый экземпляр распоряжения о перечислении на бумажном носителе, составленного прямым участником, подписывается руководителем (иным лицом с правом первой подписи) и главным бухгалтером (иным лицом с правом второй подписи), которые указаны в карточке образцов подписей к лицевым счетам в соответствии с порядком открытия и ведения лицевых счетов.
Нормативные акты
Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
(ред. от 27.08.2024)
"Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58915)Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2020 г. N 58915
(ред. от 27.08.2024)
"Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58915)Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2020 г. N 58915
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Система казначейских платежей является совокупностью участников и оператора системы казначейских платежей, взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы казначейских платежей.
(ред. от 31.07.2025)1. Система казначейских платежей является совокупностью участников и оператора системы казначейских платежей, взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы казначейских платежей.
Статья: Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)После принятия в декабре 2019 г. новых норм, регулирующих систему казначейских платежей, потребовался еще год на проведение организационных мероприятий со всеми финансовыми органами и практически с каждым участником бюджетного процесса, связанных прежде всего с заменой всех платежных реквизитов. Кроме того, в этот период времени в соответствии с положениями новых глав БК РФ было принято 6 актов Правительства, 36 приказов Минфина России и 16 приказов Казначейства России. Большинство из них носит принципиально новый характер, например, Правила организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденные приказом Федерального казначейства от 13 мая 2020 г. N 20н <6>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)После принятия в декабре 2019 г. новых норм, регулирующих систему казначейских платежей, потребовался еще год на проведение организационных мероприятий со всеми финансовыми органами и практически с каждым участником бюджетного процесса, связанных прежде всего с заменой всех платежных реквизитов. Кроме того, в этот период времени в соответствии с положениями новых глав БК РФ было принято 6 актов Правительства, 36 приказов Минфина России и 16 приказов Казначейства России. Большинство из них носит принципиально новый характер, например, Правила организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденные приказом Федерального казначейства от 13 мая 2020 г. N 20н <6>.
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Этой главой Кодекс сформировал систему казначейских платежей как совершенно новый институт бюджетного права <6> и определил ее как "совокупность участников и оператора системы казначейских платежей, взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы казначейских платежей". Как объект правового регулирования система казначейских платежей является новым уровнем развития кассового устройства бюджетной системы государства, которому предшествовали этапы кассового обслуживания исполнения бюджетов в современной России, а в советский период истории России - кассовое исполнение государственного бюджета СССР Госбанком СССР <7>.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Этой главой Кодекс сформировал систему казначейских платежей как совершенно новый институт бюджетного права <6> и определил ее как "совокупность участников и оператора системы казначейских платежей, взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы казначейских платежей". Как объект правового регулирования система казначейских платежей является новым уровнем развития кассового устройства бюджетной системы государства, которому предшествовали этапы кассового обслуживания исполнения бюджетов в современной России, а в советский период истории России - кассовое исполнение государственного бюджета СССР Госбанком СССР <7>.
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Продолжающееся реформирование системы Федерального казначейства РФ в целях создания современной системы управления публичными финансами обеспечивается расширением полномочий Федерального казначейства РФ. Так, в целях реализации своих новых правоприменительных функций Федеральное казначейство РФ наделено правом осуществления нормотворчества, в рамках которого казначейство разрабатывает правила организации и функционирования системы казначейских платежей по согласованию с Центральным банком РФ <20>; порядок казначейского обслуживания <21>; общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов <22>; порядок открытия казначейских счетов <23>; порядок открытия и ведения лицевых счетов <24>; порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей; порядок прогнозирования движения средств на едином казначейском счете <25>; порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение <26>; порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах по согласованию с Центральным банком Российской Федерации <27>, а также целый ряд нормативных документов, связанных с осуществлением контроля за аудиторскими организациями, выполняющими проверку финансовой деятельности субъектов бюджетных правоотношений.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Продолжающееся реформирование системы Федерального казначейства РФ в целях создания современной системы управления публичными финансами обеспечивается расширением полномочий Федерального казначейства РФ. Так, в целях реализации своих новых правоприменительных функций Федеральное казначейство РФ наделено правом осуществления нормотворчества, в рамках которого казначейство разрабатывает правила организации и функционирования системы казначейских платежей по согласованию с Центральным банком РФ <20>; порядок казначейского обслуживания <21>; общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов <22>; порядок открытия казначейских счетов <23>; порядок открытия и ведения лицевых счетов <24>; порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей; порядок прогнозирования движения средств на едином казначейском счете <25>; порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение <26>; порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах по согласованию с Центральным банком Российской Федерации <27>, а также целый ряд нормативных документов, связанных с осуществлением контроля за аудиторскими организациями, выполняющими проверку финансовой деятельности субъектов бюджетных правоотношений.
Статья: Система казначейских платежей как новый институт бюджетного права
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Отдельно отметим, что деятельность Казначейства России в отношении системы казначейских платежей не ограничивается полномочиями оператора. Уже не как оператор, а как орган государственной власти Казначейство устанавливает Правила организации и функционирования СКП <12>. Аналогично бюджетный мониторинг осуществляется Казначейством не как оператором СКП, а как федеральным органом исполнительной власти.
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Отдельно отметим, что деятельность Казначейства России в отношении системы казначейских платежей не ограничивается полномочиями оператора. Уже не как оператор, а как орган государственной власти Казначейство устанавливает Правила организации и функционирования СКП <12>. Аналогично бюджетный мониторинг осуществляется Казначейством не как оператором СКП, а как федеральным органом исполнительной власти.
Статья: Казначейские платежи как объект бюджетно-правового регулирования
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)По результатам анализа положений ст. 242.15 - 242.20 Бюджетного кодекса РФ, в которых содержится перечень разрешенных операций по каждому казначейскому счету, а также Правил организации и функционирования системы казначейских платежей <3> и Порядка открытия казначейских счетов <4> можно сделать вывод о наличии двух основных видов операций по казначейским счетам:
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)По результатам анализа положений ст. 242.15 - 242.20 Бюджетного кодекса РФ, в которых содержится перечень разрешенных операций по каждому казначейскому счету, а также Правил организации и функционирования системы казначейских платежей <3> и Порядка открытия казначейских счетов <4> можно сделать вывод о наличии двух основных видов операций по казначейским счетам: