Правила мОрской перевозки грузов
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила мОрской перевозки грузов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, если нарушил требования к упаковке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Грузы, которым нужна тара и упаковка, чтобы обеспечить их полную сохранность при перевозках, нужно предъявлять для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены обязательные требования или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им (п. 1 ст. 139 КТМ РФ). Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть подготовлен с учетом требований п. п. 15 - 18 Правил безопасности морской перевозки грузов. Если обнаружатся недостатки, связанные с опасностью утраты, порчи или повреждения груза и/или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов (п. 19 Правил безопасности морской перевозки грузов).
(КонсультантПлюс, 2025)Грузы, которым нужна тара и упаковка, чтобы обеспечить их полную сохранность при перевозках, нужно предъявлять для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены обязательные требования или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им (п. 1 ст. 139 КТМ РФ). Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть подготовлен с учетом требований п. п. 15 - 18 Правил безопасности морской перевозки грузов. Если обнаружатся недостатки, связанные с опасностью утраты, порчи или повреждения груза и/или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов (п. 19 Правил безопасности морской перевозки грузов).
Статья: О правовой природе коносамента в морских перевозках
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)<7> Нестеров М.Н. Проблема коллизии международных правил морской перевозки грузов (Гаагские правила, Гаага-Висби, Гамбургские правила) // Океанский менеджмент. 2023. N 4 (22). С. 33.
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)<7> Нестеров М.Н. Проблема коллизии международных правил морской перевозки грузов (Гаагские правила, Гаага-Висби, Гамбургские правила) // Океанский менеджмент. 2023. N 4 (22). С. 33.
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 21.04.2003 N ВР-1/п
(ред. от 06.07.2012)
"Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2003 N 4835)Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2003 г. N 4835
(ред. от 06.07.2012)
"Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2003 N 4835)Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2003 г. N 4835
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> См.: Калпин А.Г. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов (Роттердамские правила) // Право. 2010. N 4.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> См.: Калпин А.Г. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов (Роттердамские правила) // Право. 2010. N 4.
Готовое решение: Как грузоотправителю составить претензию к перевозчику о возмещении ущерба и возврате провозной платы
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте претензию перевозчику в письменной форме. В ряде случаев этого прямо требуют нормы транспортного законодательства. Например, это предусмотрено для морских и автомобильных перевозок (п. 1 ст. 405 КТМ РФ, п. 89 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). В прочих случаях также рекомендуем оформить ее письменно. Так проще доказать соблюдение досудебного претензионного порядка. По всем искам к перевозчику независимо от вида транспорта он обязателен (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте претензию перевозчику в письменной форме. В ряде случаев этого прямо требуют нормы транспортного законодательства. Например, это предусмотрено для морских и автомобильных перевозок (п. 1 ст. 405 КТМ РФ, п. 89 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). В прочих случаях также рекомендуем оформить ее письменно. Так проще доказать соблюдение досудебного претензионного порядка. По всем искам к перевозчику независимо от вида транспорта он обязателен (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
Статья: Особенности рассмотрения дел по исполнению частноправовых договоров в сфере эксплуатации морского транспорта в гражданском и арбитражном судопроизводстве
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)6. Основная масса частных морских споров рассматриваются в арбитражных судах. Наиболее распространенными являются споры по искам о взыскании сумм задолженности и неустойки по договору морской перевозки груза. Как правило, по указанной категории споров арбитражные суды по заявлению ответчика уменьшают размер неустойки до размера суммы основного долга, что соответствует принципу соблюдения балансов интересов сторон и недопущению явной несоразмерности и необоснованности размера неустойки по отношению к нарушенному ответчиком договорному обязательству.
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)6. Основная масса частных морских споров рассматриваются в арбитражных судах. Наиболее распространенными являются споры по искам о взыскании сумм задолженности и неустойки по договору морской перевозки груза. Как правило, по указанной категории споров арбитражные суды по заявлению ответчика уменьшают размер неустойки до размера суммы основного долга, что соответствует принципу соблюдения балансов интересов сторон и недопущению явной несоразмерности и необоснованности размера неустойки по отношению к нарушенному ответчиком договорному обязательству.
Статья: Электронный коносамент в Российской Федерации: правовая природа и особенности использования
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Порядок обмена электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок направления электронных договоров морской перевозки груза и электронных коносаментов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов устанавливается Правительством РФ. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 31 мая 2024 г. N 734 "Об утверждении Правил обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем и направления таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов" <11> (далее - Постановление). Фактически это Постановление уточняет Приказ, и в совокупности с ним довольно подробно регулирует порядок использования электронного коносамента при осуществлении морской перевозки грузов.
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Порядок обмена электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок направления электронных договоров морской перевозки груза и электронных коносаментов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов устанавливается Правительством РФ. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 31 мая 2024 г. N 734 "Об утверждении Правил обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем и направления таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов" <11> (далее - Постановление). Фактически это Постановление уточняет Приказ, и в совокупности с ним довольно подробно регулирует порядок использования электронного коносамента при осуществлении морской перевозки грузов.
Статья: Отечественная доктрина правовой природы института морской перевозки груза (конец XIX - начало XX в.)
(Хабибулаев А.Х.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Тезис А.И. Доливо-Добровольского о недопустимости включения морского торгового права в сферу национальных правовых систем находит свое отражение в теории международного права. Он провел сравнительный анализ естественного, обыденного и писаного права в контексте регулирования правоотношений морской перевозки грузов, что послужило аргументом против национального закрепления и обосновало его концепцию международного аспекта данных правоотношений. Он называл странной "аномалией" приписывания морского торгового права к национальному праву в XX в. исходя из многонациональных интересов кораблей и необходимости подчинения разнообразным законам в международных морских путешествиях. По мнению А.И. Доливо-Добровольского, закрепление морских правовых правил, куда входит и институт морской перевозки груза, на международном уровне является единственным средством предотвращения правовых конфликтов и споров, что влечет за собой формирование единого законодательства для всех стран, обеспечивающего координацию морских транспортных операций <16>.
(Хабибулаев А.Х.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Тезис А.И. Доливо-Добровольского о недопустимости включения морского торгового права в сферу национальных правовых систем находит свое отражение в теории международного права. Он провел сравнительный анализ естественного, обыденного и писаного права в контексте регулирования правоотношений морской перевозки грузов, что послужило аргументом против национального закрепления и обосновало его концепцию международного аспекта данных правоотношений. Он называл странной "аномалией" приписывания морского торгового права к национальному праву в XX в. исходя из многонациональных интересов кораблей и необходимости подчинения разнообразным законам в международных морских путешествиях. По мнению А.И. Доливо-Добровольского, закрепление морских правовых правил, куда входит и институт морской перевозки груза, на международном уровне является единственным средством предотвращения правовых конфликтов и споров, что влечет за собой формирование единого законодательства для всех стран, обеспечивающего координацию морских транспортных операций <16>.